Из воспоминаний Риммы Николаевны Почивалиной"Сойдя с поезда, пройдёшь 5 километров - и Слободка. Её начинал белоснежный амбар под яркой красной крышей. Из окон поезда он радовал глаз своим величием и красотой в сочетании со спокойным солнечным озером Песьво, на берегу которого стоял. От амбара Слободка тянулась по левой стороне, кончаясь начальной школой, а за небольшим перелеском - погост, а за право стороной улицы - село Троица. Но проулок справа вёл к озеру Удомля - огромному простору с Лубенькинским мысом с правой стороны. Дивный вид! Вода в озере прозрачна, берег приятный, песчаный. Видны мальки, снующие по мелководью у берега. ... Воду для самоваров предпочитали брать из Удомли." (Полностью ознакомиться с иллюстрированным и отредактированным текстом воспоминаний можно на сайте Е.И. Ступкина -
http://www.vischny-volochok.ru/wika/wika08/wika8-16.php)
Добавлю ещё текст
статьи Архангельского о Слободке (Удомельская газета, дата публикации - не известна):
Межозерье Удомли и Песьва примечательно стоящей там, как маяк, Троицкой церковью Иоанна Богослова. До 1764 г. здесь был Удомельский Иоанно - Богословский монастырь. Он когда-то обосновался на острове между озерной протокой на западе и болотистой низиной на востоке. С севера синело Удомельское озеро, с юга сверкало озеро Песьво.
Монастырь впервые упоминается в 1551 г. Он владел двумя деревнями: Ортемовом, расположенным на полуострове Пахотном, на Песьве и Бачурином на берегу Удомельского озера между Троицей и Лубенькином. Эти деревни упоминаются и раньше, в 1478 г., когда Бачурино имело два двора. Упоминается также «от озера Удомля рядок Юшкова десятка». В 1551 г. в писцовой книге записано: «У Озера у Удомля рядок Юшкова десятка дворов в нём из пустыми 12, а обеж 15...».
В 1583 г. – «да в Удомле ж на рядку непашенных имеется 10 дворов». Речь, кажется, идёт об одном и том же рядке Юшкова десятка: в обоих упоминаниях он связан с озером Удомля и Монастырём, количество дворов в рядке (12 или 10) близки, тем более что 12 дворов считалось вместе с пустыми. Кроме того, «у монастыря ж на церковной земле на монастырской торговые люди изставили лавки...и всех лавок, анбаров и прилавок - 33... да. У тех лавок и житниц дворишко гостиное торговых людей на приезд». Торговые люди как раз и были причиной появления рядка – поселения с неземледельческим населением. Рядок упоминается на монастырской земле, а монастырские земли «сошлись смежно с помещичьими землями Степана Алексеевича Аракчеева (пустошь Лубенькино) и Панфила и Данила Иевлевых, детей Аракчеевых (с деревней Горкой и пустошью Погорельцем)». Таким образом, границы монастырских земель (1583г.) очерчены достаточно точно, чтобы определить, что лежали они между озёрами, с юга ограничены примерно сбросным каналом (пустошь Погорелец), с востока – болотом между Лубенькинским лесом и современной бетонной дорогой. По неполным данным, у монастыря в 1651 г. на этой земле было примерно 45 десятин пашни. К 1651 г. деревни Ортемово и Бачурино превратились в пустоши. Около Бачурина, которое упоминается как «пуста», всего вероятнее и появился рядок с «непашенными» людьми с торговыми лавками и гостиным двором. За тем ни рядок, ни какие-либо деревни в документах длительное время не упоминаются. Возможно, что рядок, находившийся на монастырской земле, считался частью монастыря, и больше не упоминается как самостоятельная хозяйственная, тягловая величина.
В 1727 г. Указом Петра II было велено «...рыбные ловли... отдать самим владельцам вечно, без перекупки и архиерейских и монастырских вотчинах тех вотчин старостам и крестьянам». Это означало, что часть монастырского владения переходила в руки старост и крестьян, живших на монастрырской земле. Так постепенно складывалось монастырское крестьянство, которое ещё занималось и торговлей.
В 1741 г. упоминается село Удомля, где жила дворянская жена Евдокия Михайловна Сипягина. Это ей виделось чудо от Чудотворной иконы святого Николая, о чём писал в своё время бежецкий летописец Воинов. А её супруг – дворянин Алексей Сипягин – был связан с монастырскими делами. Новая загадка: где было село Удомля?
В 1764 г. произошла екатерининская реформа, по которой ограничивалось землевладение монастырей, а мелкие, «заштатные» монастыри закрывались и обращались в приходские церкви, если имевшиеся храмы были ещё не очень ветхи. Последней участи подвергся и Иоанно-Богословский Удомельский монастырь. Монастырские же крестьяне перешли в разряд экономических, а вскоре слились с государственными. Это были землевладельцы, свободные от помещичьей кабалы и по отношению к помещичьим крестьянам были более свободными, а в народном понятии – совершенно свободными. И жили они в слободах (от слова «слобода» - «свобода») – село свободных людей. Так в 1859 г. появляется Троицкий погост (3 двора 15 жителей) и Удомельская слобода (12 дворов 113 жителей).
Слобода имела ещё одно, очевидно, отживающее название – Скотный двор. Почему он так назывался? Сейчас ещё не все документы найдены, не все исторические загадки разгаданы, но по приведённому материалу выстраивается определённая гипотеза, которая, вероятно, многое ставит на своё место в Удомельской истории. Итак, Удомельский рядок располагается на юго-западном берегу оз. Удомля. Место, удобное для торговли: сюда по воде съезжались покупатели прибрежных деревень, расположенных на удомельских озёрах, не исключено, что здесь был центр обслуживания тайных волоков из Удомли в Волчину ещё в Новгородские времена. Рядок, не имевший постоянной загрузки волоковым промыслом, занимался и хлебопашеством. Так как он впоследствии оказался на монастырской земле, о нём в записях того времени не упоминают, потому что монастырские земли были «нетягловые», т.е. не платили подати, а всё, что было на этой земле, обязано было платить монастырю. Когда волоковый промысел отмер окончательно, рядок стал чисто земледельческим и превратился в Село при Троицкой церкви. А так как село было отделено от погоста расстояние примерно около одного километра, оно получило самостоятельное название Удомля, по озеру.
Какое-то время село было процветающим. В нём даже была дворянская усадьба. Но у села были ограниченные земельные угодия, из-за чего дворяне, в конце концов, съехали на более просторные земли. Село же продолжало быть монастырским, где были не только крестьянские дворы, но и монастырские постройки, в том числе и скотные дворы. У самого монастыря просто не было иного места для размещения своего хозяйства. После секуляризации монастырское хозяйство исчезло. У церкви, на погосте стали селиться торговые люди, стало образовываться новое небольшое поселение со статусом села, названное Троицей в память об одной из трёх монастырских церквей – Живоначальной Троицы. А село Удомля, окончательно отделённое от церкви, превратилось в деревню со свободными жителями – Слободку, но не простую, а Удомельскую, в память о селе Удомля.
В 1886 г. в Слободке – уже 24 двора и 153 жителя. Деревня бурно пошла в рост. Этому способствовало её центральное положение в Удомельско-Рядской волости. Первоначально были образованы волости Удомельско-Рядская с центром д.Ряд и Паношинская с центром в д. Паношино. Первая была волостью временно-обязанных крестьян, вторая – волостью Государственного имущества, к которой относились деревни вольных хлебопашцев. В 1870-е годы волости были объединены в одну Удомельско-Рядскую с центром в Удомельской Слободке.
В 1898 г. здесь открывается церковно-приходская школа. Если к этому прибавить, что Слободка оказалась на тракте Удомля - Котлован, то можно представить условия, благоприятствующие экономическому и духовному росту деревни. Правда, ограничения в пользовании землёй из-за расположения между озёрами сдерживали рост деревни. Так, в 1900 г. в Слободке насчитывается 21 двор со 128 жителями, в 1911 г. – 23 двора с 139 жителями. Слободка отличалась от других деревень спокойным нравом, сдержанностью. Здесь не дрались, не кричали, не безобразничали. Ребятишки, по-моему, даже в чужие огороды не лазили. Все всегда были при деле. Поля были близко, и крестьяне не опаздывали являться домой. Не было спешки: всё рядом, до всего дотянешься рукой – два озера, большая дорога, станция и районный центр, и даже церковь с кладбищем.
Главная улица деревни – Котлованский тракт, вымощенный булыжником. Перед войной машины редко ходили по этому тракту, и на нём всегда было тихо. На нём днём, в летние каникулы, ребятишки играли в лапту, по вечерам, после работы, выходили более старшие – студенты и тоже играли в мяч. А потом на улицу выходили родители и садились под окнами своих домов, чтобы спокойно обсудить все деревенские и мировые проблемы. В их разговорах чувствовалась интеллигентность, пусть и волостного масштаба, но выделявшая их среди жителей других деревень. Сначала в Слободке был колхоз им. К.Маркса, состоящий из одной деревни. В середине 1930 г. к ним по доброй воле присоединился маленький колхозик с десятком хозяйств «Сатина Горка», который был в одном километре от Слободки. Колхоз жил справно и уверенно.
Деревня была расположена вдоль большой дороги. Направо от середины деревни под острым углом шёл переулок к Удомельскому озеру. В нём стояли навес с весами, где тоже часто собиралась молодёжь, а у самого озера, тоже с левой стороны – кузница. От этого переулка вправо шёл ещё один переулок в сторону Лубенькина. На его краю был скотный двор. Это место и берег озера назывались Бачуриха, именем, сохранившемся в народной памяти давно исчезнувшей деревни Бачурино о двух дворах. На запад от деревни, за огородами и небольшой сырой низиной, заросшей ольхой, поднимался на два-три метра узкий, как насыпь, кряж, за которым открывался вид на залив Артемиха, сохранивший имя давно исчезнувшей деревни Артемово. С южной стороны деревни слева стоит до сих пор
каркасное здание. Это ломбард. В него за небольшую плату крестьяне могли сдать свой хлеб на хранение до весны. Ломбард был построен в 1912 г. В северном конце слева стояла начальная школа, бывшая Троицкая церковно-приходская, справа - магазин и правление колхоза, по вечерам превращавшееся в клуб. Там же был и пожарный сарай, где в 1913 г. расположилась добровольная пожарная дружина.
Как во всякой русской деревне, здесь было много однофамильцев, связанных дальним и близким родством. Так, Смородиных было 4 двора, Львовых –6, Бахваловых –2, Огневых –2, Зиминых –2. А среди них по одному двору – Покровские, Кротовы, Гороховы, Никоновы, Ширяевы.
В 1939 г. нарушилась мирная жизнь Слободки. На финскую войну ушло несколько молодых мужчин, трое из них погибли, несколько вернулось инвалидами. Один из них, Алексей Андреевич Смородин, вскоре стал председателем колхоза. А первым председателем был Михаил Иванович Рыжанов. Тот самый председатель комбеда, который изображён на картине Моравова «Заседание комбеда». Вторым был Павел Арсеньевич Зимин.
Началась Великая Отечественная война, и в деревне всё перемешалось. Здешние здоровые молодые люди отправились на фронт, а в деревню прибыли эвакуированные из западных районов области и из Удомли, подальше от бомбёжек. А когда кончилась война, выяснилось, что много слободских жителей навсегда осталось на полях сражений. Если в 1940 г. здесь было 30 дворов со 149 жителями, то в 1958 г. – 25 хозяйств с 58 жителями.
С началом строительства Калининской АЭС в 1974 г. Слободка была обречена на снос. Она жила до последнего дня, уже, будучи бригадой совхоза «Труд». Люди сажали огороды, ловили рыбу, работали на полях, хотя уже было много и таких, кто мог только сидеть на лавочке и вспоминать свою молодость. В 1986 г. Слободки не стало. Жителей пересилили в Ряд, где обещали построить современный агрогородок, и в Удомлю. Осталась улица опустевших домов, из которых вскоре вытащили рамы, и дома стали глядеть мертвецами с жуткими глазницами. Потом исчезли и дома. Только остался ломбард, единственная память о старой, не по своей воле умершей деревне.