Мне представляется, что главным критерием для выбора памятных знаков на местах снесенных церквей должен быть эстетический – эти знаки должны быть безусловно красивыми, т.е. украшать места, где они будут установлены. Кстати, в этом смысле большое значение имеет окружающая территория, ее подготовка и оформление. На втором месте – попытка учета в решениях памятных знаков особенностей снесенных храмов (например, путем встраивания храмовой иконы, или макета храма, или, на худой конец, старой фотографии).
Просматривая примеры подобных памятных знаков в Интернете (их много!), я обнаружил особенно понравившуюся мне часовню на месте снесенной Троицкой церкви на Смоленском кладбище в СПБ. Она невелика, пропорциональна, элегантна. Выглядит красиво и летом и зимой. Внутри ее расположена мозаичная икона Троицы. Импонируют три кованные решетчатые стены часовни, через которые отчетливо видна (и вместе с тем, недоступна для чужих рук) икона Троицы, на задней (сплошной) стене – информационная доска. Эта часовня, по-моему, отвечает основному критерию, о котором говорилось выше. Проектировал эту часовню архитектор из СПБ Сергей Самусенко. Нужно сказать, что строилась часовня долго, около 7 лет – не хватало средств, менялся проект (он вначале был заурядным, в виде стелы с крестом).
Я списался с Сергеем Викторовичем. Он сообщил, что часовня построена из кирпича на монолитной железобетонной плите. Барабан главки выполнен в виде металлического каркаса, обшитого досками и оштукатуренного. Многие работы выполнялись во славу Божию. Икону делали в мастерской Петербургской Академии Художеств. Сергей Викторович написал, что ему было бы интересно предложить свои эскизы новых часовен в Вышнем Волочке. Мне кажется за это предложение нужно ухватиться. Ведь с помощью С.В. Самусенко можно найти и выдержать в архитектуре нескольких запланированных памятных знаков некую общую линию, что украсит город.
Начать мне лично хотелось бы с памятника Петропавловской церкви, где служил мой предок В.А. Зосимовский.
Что касается предварительных информационных стендов, то хотелось бы сначала создать проработанный эскиз, чтобы можно было бы визуально оценить эстетические качества конструкций.
Н.В. Бунчук