село Венецианово (Дубровское), храм, Бобылиха

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

село Венецианово (Дубровское), храм, Бобылиха

Сообщение Островитянин » 04 фев 2013, 18:54

 ! Алексей Крючков писал(а):
Связанные темы:
1) о художнике А.Г. Венецианове - viewtopic.php?f=24&t=148
2) Деревни бывшего Зареченского сельского округа - viewtopic.php?f=24&t=1360


В моём архиве сохранились несколько фото из Венецианово.
1986г май Венецианово со слайда А.Збарский м.jpg
Венецианово, май 1986

IMG_0046.jpg

Снимки сделаны в начале мая 1986 года во время 4-х дневной прогулки с Юрой Дудником от д. Ряд вокруг озера Кезадра (через Тупики) и обратно. Лагерь у нас был на ручье у развалин деревни Рубчиха. В то время вблизи озера было тихо и пустынно, местных жителей практически не осталось, скелеты покинутых деревень вызывали грусть, тоску и тревогу, а близость Монстра там никак не ощущалась. Но однажды, когда мы возвращались в наш лагерь из Венецианово, он предстал во всей своей дьявольской красе с возвышенности от деревень Шишелево-Сытино.
Из фотографий самая интересная та, что с табличкой. Не думаю, что табличка сохранилась по сей день, 27 лет миновало... .
Указ о переименовании м.jpg
Указ о переименовании села

И дом очень примечательный, хозяину спасибо за такую красоту. Интересно, кто он?
Красивый дом 1986 А Збарский.jpg
Красивый дом в Дубровском
Островитянин
 
Сообщений: 22
Зарегистрирован: 03 янв 2013, 18:22
Откуда: Москва

Храм в Дубровском

Сообщение Денис Ивлев » 14 янв 2016, 12:38

Опись дел церкви с. Дубровское: http://matveevo.prihod.ru/vyshnevolocki ... id/1193517. Кстати, есть в описи и дела о Венециановых: "1847 О выдаче м. свидетельства Фелице Венециановой" и "1898 О разъяснении причту в каком смысле нужно принять духовное завещание, по коему душеприказщицею их прихожанки Венециановой прислано 600 руб." А так же известно, где теперь искать следы деревянной церкви, близ стен которой был погребён Алексей Гаврилович: "1897 О разрешении священнику Алексею Завьялову продать старую деревянную церковь, на которую покупатели находятся крестьяне с. Толмачей Бежецкого уезда". Была ли куплена и перевезена церковь покажут дальнейшие исследования.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1727
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Трониха

Сообщение Алексей Крючков » 23 июл 2018, 07:36

Вот интересный дом в Венецианово, по старой дороге на Трониху. Фото 2009г. Предположил бы, что в нём был трактир, если бы дом стоял на большой дороге...
P4260007.JPG
Интересный дом в Венецианово

А это - Трониха, последний жилой дом там. Доходил дотуда когда-нибудь?
P4260037.JPG
Последний дом в Тронихе

Нынче эта дорога не проезжая (разве что для трактора в сухую погоду), я пешком там проходил. А в Трониху позже заезжал уже по другой дороге, сельскохозяйственной.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3837
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Венецианово, октябрьские виды с колокольни

Сообщение Алексей Крючков » 17 окт 2018, 22:57

IMG_7977.JPG
Вид на юг, на кладбище

IMG_7978.JPG
Вид на запад, на Филиппково

IMG_7980.JPG
Вид на север, на Дубровское
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3837
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Венецианово - Дубровское

Сообщение Алексей Крючков » 17 окт 2018, 23:07

Прошлись мы и по улице Дубровского-Венецианово, некогда ведшей в Трониху и далее - в усадьбу Жерновки Стромиловых.
IMG_7984.JPG
Интересный старый дом

IMG_7986.JPG
Симпатичный дом в конце села

IMG_7988.JPG
А эта старая берёза, быть может, помнит ещё Венецианова?

IMG_7991.JPG
А вот и бывший "трактир"

Дом-"трактир" отремонтирован: оконные рамы и двери - заменены, вместе с наличниками, но при этом вид у него стал - современный, обаяние старины оказалось утеряно... Всё как везде - ремонт безвозвратно уничтожает приметы старины (( А стоит он в самом конце села. И старой дороги на Трониху, по которой я ходил несколько лет назад, уже совершенно там не видать - вся заросла... ((
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3837
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

"Венецианово". Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Балаблиха » 12 мар 2019, 16:32

Статья из машинописной книги Н.А. Архангельского «История деревень Удомельского района», написанной им в 1999 – 2002 годах.
Подробнее о книге и использованные источники смотрите здесь: viewtopic.php?p=14071#p14071
В этой теме форума выше уже имеются интересные материалы, не вошедшие в статью Архангельского. Приглашаю всех желающих присоединиться и продолжить историю деревни, добавив здесь свои воспоминания, фотографии и т.п.


ВЕНЕЦИАНОВО
Село Зареченского сельского округа Удомельского района расположено на северном, левом берегу речки Ворожба в 11 км севернее железнодорожной линии Бологое–Рыбинск, на одном из отрогов Шишеловской возвышенности на высоте 170 м над уровнем моря. Рельеф равнинный со слабым подъемом на север и более крутым подъемом на юг от р. Ворожба к д. Власово. Местность открытая с севера и запада. Вдоль р. Ворожба тянется водоохранная лесная полоса. На восток и за рекой на юг идут леса местного значения.
Венецианово.jpg

В центре села стоит церковь, от которой по полевым дорогам до ближайших селений следующие расстояния: на север до д. Бобылиха 0,5 км, до бывш. сельца Трониха 1,3 км, до д. Сытино 3 км, на запад до д. Филиппково 1 км, на ЮЗ до д. Власово 1,7 км, до бывш. деревни Сафонково на юг 3 км, на восток до д. Максиха 4,5 км, на СВ до д. Попово 3 км, до д. Мастино 2,5 км. По автодороге на юг до ст. Еремково 12 км. В Венецианово заходит рейсовый автобус Удомля – Сытино, на котором до д. Попово – 5 км, до Брусова – 18 км, до г. Удомля – 47 км, а напрямую в ЮЗ направлении до Удомли – 22 км.
Название села происходит от фамилии художника А.Г. Венецианова, присвоенное в 1980 г. по случаю 200-летия со дня рождения его. До 1980 г. село называлось Дубровское по древнему наименованию огромной территории, возможно связанной с дубровами, Дубровка, Дуброва.

В Писцовой книге Бежецкой пятины (ст. 831) в 1550 г. впервые упоминается «Николский погост в Дуброво», раскинувшийся от деревень Березно на Кезадре, Язвиха и Коровиха, Мастино, Попов Починок до р. Ворожба. А село Дубровское вырастет из погоста значительно позже. В Записной Кабальной грамоте, относящейся к 1591–1603 гг. проходит свидетелем «служебной кабалы Михаилу Клементьеву, сыну Кутузову на Елисейка на Денисова» Николской дьячок Дубровский Иван Артемьев. Начиналось село сначала как погост, в котором была церковь и хозяйства причта.
По сохранившимся церковным книгам известно, что до 1767 священником в Дубровском приходе был Иоанн Иоаннов, затем его сменил в службе его сын Александр Иванов (1767–1802). Иванова в службе сменил Иоанн Терентьев (1803–1823 гг.), затем был священник Иван Арсеньев Митропольский, служивший в Дубровском до 1850-х годов. Дьяконами в Дубровском приходе служили в 1811 г. Федор Тихонов, в 1812 г. Иван Игнатьев, далее был Дмитрий Максимович Писарев. Дьячком в Дубровской церкви до 1811 г. служил Алексей Петров. В 1813 г. его сменяет Стефан Иосифов Вихров. Пономарем всю первую половину XIX века служил Арсений Борисов, скончавшийся в 1861 г. в возрасте 67 лет.
В Дубровском в начале ХІХ в. стояла деревянная церковь Спаса Нерукотворного образа, построенная в 1799 г. «тщением прихожан». Церковь стояла на южном берегу р. Ворожба. Вокруг церкви – кладбище, окруженное оградой из дикого камня, занимающее 1 десятину церковной земли.
В 1883–1896 г. на северном берегу р. Ворожба строилась каменная церковь, освященная в 1896 г. Эта церковь стоит и поныне. Старая деревянная церковь была приспособлена под усыпальницу. Сейчас ее нет, но на фотографии 1911 г. она еще не утратила очертаний храма.
На каменной церкви было 7 колоколов, самый крупный из них был повешен в 1899 г. и весил 219 пудов (3,6 тонны). В 1912 г. этот колокол разбился и был заменен более легким, весом в 41 пуд 32 фунта (около 700 кг).
Новая церковь сохранила название Спасской с еще одним престолом Святых мучеников Кирика и Улитты.
В 1886 г. на погосте Дубровском было 130 дес. церковной земли, в т.ч. усадебной 3 дес., пашни 50 дес., покоса 19 дес., дровяного леса 58 дес. За 100 рублей сдавалось место для постройки лавки и дома. На погосте содержалось 4 лошади, 11 коров, 18 овец, а всего 23 условных головы. В хозяйстве использовался свой и наёмный труд: нанимались 2 постоянных работника и 2 работника сезонных. Сеяли ржи 17 дес., овса 14 дес., ячменя 2 дес., картофеля 0,5 дес., льна 0,5 дес. Выращивали урожай с десятины, исключая семена: ржи 40 мер, овса 64 меры, ячменя 72 меры, картофеля 60 четвертей, льносемени 30 мер. Накашивали 2800 пудов сена.
На погосте было 6 семей духовенства из 16 человек, 1 семья отставного солдата из 2 человек, 1 крестьянская семья из 8 человек.
В послереформенный период причт состоял: священники в 1862 г. Алексей Никольский, его сменил Алексей Завьялов (1887–1910 гг.). В 1910 г. его сменил Александр Меглицкий; дьяконом в 1862 г. был Иван Павловский, а с 1895 г. – Николай Павлович Завьялов; псаломщиком в 1862 г. был Иван Воскресенский, а с 1900 г. – Павел Лебедев; пономарем с 1862 г. служил Федор Меглицкий. С 1907 г. в Дубровском появляется псаломщик Сергей Синев.
Дубровская церковь на 1900 г. имела денежных средств 657 руб. 29 коп, жалования 111 руб.72 коп. В приходе было 28 деревень с 497 дворами и 2854 жителями, т.о. при братском доходе 630 рублей доход на церковь со одного двора составлял 1,27 рубля, а с одного прихожанина – 0,22 руб.
В 1915 г. церковь имела жалования от казны 111 рублей, братский доход – 827 рублей, а прихожан в приходе стало 3173 человека.
Известны последние священно- и церковнослужители Дубровской церкви. В 1930 г. священником был Козырев Николай Алексеевич, дьяконом – Задумин Гавриил Дмитриевич. С 18 декабря 1931 г. священником стал Доброхотов Иван Николаевич. С 13 февраля 1932 г. – Нарциссов Алексей Иванович, с 31 декабря 1933 г. – Доброхотов Иван Николаевич, а с 14 января 1935 г. – Ботвинников Анатолий Иванович.
19 марта 1935 г. были сняты колокола. 8 апреля 1935 г. по распоряжению Комитета по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР началось проведение учёта и переоценки предметов культа и драгоценных металлов и камней в Дубровской церкви.
Очередная регистрация церкви проведена 15 января 1936 г.
14 октября за контрреволюционную деятельность священник Ботвинников Анатолий Иванович был арестован и расстрелян 13 ноября 1937 г. Реабилитирован 15 ноября 1989 г.
По состоянию на 2000 г. церковь отремонтирована и в ней продолжается служба. В церкви имеются иконы, созданные А.Г. Венециановым или его учениками.
На кладбище после смерти А.Г. Венецианова на его могиле дочери поставили надгробье в виде каменного креста. В 1980 г., в 200-летнюю годовщину со дня рождения был поставлен монументальный памятник с автопортретом живописца, а на обратной стороне – фрагмент из его картины «Лето. Жатва». По данным «Русского провинциального некрополя», на кресте, поставленном дочерьми, надпись: «Живописец его Императорского Величества академик Алексей Гаврилович Венецианов скончался в 1847 году декабря 4 дня на 68 году жизни. Незабвенному родителю от двух дочерей его».

Кроме того из дореволюционных захоронений «Некрополь...» отметил:
СМЫСЛОВ Василий Филатович, ум. 24 октября 1911 г., 70 лет
СТРОМИЛОВ Алексей Степанович, род. 1779 г., ум. 3 апреля 1843 г.
ТЕРЕНТИЙ. Надпись на надгробии: «Скончался 1889 апреля 23 дня жития его 25 лет поставил отец на сына Терентия. Деревня Максиха».
Старое кладбище на южном берегу Ворожбы продолжает действовать. Старой деревянной церкви на кладбище уже нет.

В конце XIX в. в Дубровском проходила ежегодная ярмарка 15 июня по ст.ст. (престольный праздник Кирика и Улитты) и 29 августа по ст.ст. (день Усекновения главы Иоанна Предтечи). На ярмарке в продаже были красные и бакалейные товары, кожи, овчины, холст, посуда, обувь, земледельческие орудия и продукты питания: топленое масло, яйца, ягоды, сушеные грибы, а осенью дичь. На ярмарку приезжали купцы из Бежецка и Красного Холма.
В 1864 г. в Дубровском открылось земское начальное училище, первое земское учебное заведение на территории района. В 1880 г. училище получило собственное учебное здание. В училище на 1 января 1889 г. было 46 учеников, в т.ч. 43 мальчика и 3 девочки, на 1 января 1899 г. – 55 учеников, в т.ч. 44 мальчика и 11 девочек. Первыми учителями были священник А.Н. Завьялов, он же — заведующий, и К.С. Романовская. О развитии училища можно судить по такому факту: в 1907 г. на обустройство училища было выделено 698,03 рублей.
С появлением ярмарки, училища погост стал превращаться в крестьянское селение на казенных землях. В 1911 г. Дубровское – уже село Макаровской волости, где было 5 дворов с 17 жителями, среди которых было 11 грамотных. В селе было 3 лошади, 5 коров, 6 овец, а всего 9,9 условных голов. Из 4 хозяйств 4 человека занимались местным промыслом, в т.ч. 2 – в своем заведении, 1 – в своей деревне, 1 – в своем уезде. Отхожим промыслом не занимались.
Землей владели все 5 крестьянских хозяйств. Они сеяли озимых 4,99 дес., яровых 5 дес., пар занимал 6,1 дес. Всего пашни было 16,18 дес., покоса 22,23 дес.; купленной земли – 119,6 дес., арендованной – 0,48 дес.
В 1912 г. в Дубровском у Завьялова Н.П. был заложен опыт с проведением перепашки, внесением минеральных удобрений, посевом трав на площади 120 кв. саженей (0,05 га). В это же время в Дубровском училище законоучителем был Александр Николаевич Меглицкий.

В период коллективизации в селе проводились репрессивные меры: по классовому признаку лишали избирательных прав. Правда, перегибы местных властей иногда поправляли, т.н. лишенцев восстанавливали в правах. Так, например, в 1929 г. лишены избирательных прав Меглицкие Иван и Екатерина, в 1930 г. восстановлен в правах Тараканов А.И., в 1931 г. восстановлена в правах Пелагея Ивановна Герасимова-Парамонова.
В начале 1930-х годов в Дубровском организован колхоз «Красное Дубровское», в котором по состоянию на 1940 г. было 28 дворов, 407,15 га общественной земли, в т.ч. пашни 123,5 га, покоса 105 га, выгона 161,4 га, 8,19 га болота.
1 февраля 1935 г. председатель колхоза «Красное Дубровское» Волков выдвинут для участия на I Областной выставке льноводства. Колхоз с площади 18 га сдал 36 цн льноволокна средним номером 16,6 и 35 цн тресты.
В 1941 г. колхоз «Красное Дубровское» присоединил к себе колхозы им. Молотова (д. Сафонково) и «На страже» (д. Бобылиха).
В годы войны председателем Дубровского сельсовета был Виноградов Владимир Константинович. Директором Дубровской начальной школы работала Муравьева Анна В.
В 1943 г. в Дубровском был молочный завод.
В июле 1954 г. сельсоветы Дубровский, Шишеловский и Зареченский объединились в Зареченский сельсовет с центром в д. Попово.
В 1958 г. деревни Дубровское, Филиппково, Бобылиха, Власово, Архипово, Сафонково объединились в колхоз «Коммунар» с центром в д. Сытино.
С 1936 по 1960 г. Дубровское входило в состав Брусовского района. С 14 февраля 1960 г. село возвращается в состав Удомельского района. С 1963 по 1965 г. в результате очередной перекройки районных границ Дубровское побывало в Максатихинском районе и вновь вернулось в лоно Удомельского района. С тех пор статус села не изменялся.
В 1980 г. при огромном стечении народа, представителей районных, областных организаций и творческих работников из Москвы был открыт памятник на могиле Алексея Гавриловича Венецианова по случаю 200-летия со дня его рождения. А 5 ноября 1980 г. с. Дубровское Постановлением Калининского облисполкома было переименовано в с. Венецианово.
По состоянию на 1994 г. в селе было почтовое отделение, магазин, начальная школа, сельский клуб, действующая церковь.

Представляет интерес динамика хозяйств и населения села во второй половине XX века
табл.jpg

На фронтах Великой Отечественной войны погибли жители села:

1. АНДРЕЕВ Николай Андреевич, род. 1897 г., рядовой, умер от ран, 01.1942 г.
2. ВЕРШИНИН Алексей Григорьевич, род. 1919 г., рядовой, пропал б/в, 02.1942 г.
3. ВЕРШИНИН Арсений Григорьевич, род. 1909 г., рядовой, пропал б/в, 05.1943 г.
4. ВИНОГРАДОВ Арсений
5. ВИНОГРАДОВ Василий Игнатьевич, род. 1924 г., рядовой, пропал б/в, 11.1943г.
6. ВИНОГРАДОВ Павел Ефимович, род. 1924 г., рядовой, пропал б/в, 09.1943 г.
7. ДРАНЦЕВ Николай Иванович, род. 1912 г., родовой, пропал б/в, май 1943 г.
8. ДРАНЦЕВ Яков Иванович, род. 1909 г., рядовой, пропал б/в, май 1943 г.
9. ЖУРАВЛЕВ Дмитрий Алексеевич
10. ЗРЕЛОВ Анатолий Павлович, род. 1912 г.
11. ЗРЕЛОВ Аркадий Павлович, род. 1921 г., рядовой, пропал б/в, май 1943 г.
12. КРУГЛОВ Андрей Львович, род. 1903 г.
13. КРУГЛОВ Василий Андреевич, род. 1925 г., рядовой, погиб, сентябрь 1943 г.
14. КУЗНЕЦОВ Алексей Дмитриевич, род. 1918 г., старшина, пропал б/в, 05.1943 г.
15. КУЗНЕЦОВ Виктор Дмитриевич, род. 1926 г.
16. КУЗНЕЦОВ Семен Дмитриевич, род. 1921 г., матрос, погиб, июль 1941 г.
17. ЛЕБЕДЕВ Михаил Дмитриевич, род. 1898 г., рядовой, погиб, апрель 1943 г.
18. ОРЛОВ Василий Максимович, род. 1901 г., старшина, погиб, март 1944 г.
19. ОРЛОВ Михаил Ефимович, род. 1912 г., ефрейтор, пропал б/в, 09.1944 г.
20. СОКОЛОВ Василий Иванович, род. 1922 г., сержант, умер от ран, 04.1944 г.
21. СОРОКИН Дмитрий Константинович, род. 1905г., рядовой, пропал б/в, 05.1943г.
22. ШМЕЛЕВ Николай Прокофьевич, род. 1900 г., рядовой, пропал б/в, 05.1943 г.

Работу выполнил Н.А. Архангельский, октябрь 2000 г.
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 791
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: "Венецианово". Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Панков-Зрелов » 12 авг 2019, 18:30

В списке погибших в ВОВ от деревни Венецианово есть мой дед по матери Зрелов Анатолий Павлович и его брат Аркадий. Дед умер от болезни в 1945 году летом у себя дома в деревне Ново -Еремково.Похоронен на кладбище в Венецианово.
Панков-Зрелов
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 12 авг 2019, 18:00
Откуда: Южно-Сахалинск

"Трониха". Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Балаблиха » 15 сен 2019, 18:29

Статья из машинописной книги Н.А. Архангельского «История деревень Удомельского района», написанной им в 1999 – 2002 годах.
Приглашаю всех желающих продолжить историю деревни, добавив здесь на форуме свои воспоминания, фотографии, сведения, которые на вошли в статью Архангельского.
Подробнее о книге и использованные источники смотрите здесь: http://of.putnik.ru/viewtopic.php?p=14071#p14071


ТРОНИХА
Бывшее сельцо Зареченского сельского округа Удомельского района находится в 11,5 км севернее железнодорожной линии Бологое–Рыбинск и в 3,5 км западнее центра сельского округа – д. Попово, на высоте 170 м над уровнем моря. Рельеф равнинный со слабым подъемом на СВ. Местность представляет чередование перелесков, полей и лугов. В 400 м на СЗ от Тронихи начинается квартал № 40 Гослесфонда, внутри которого находится озеро Замошье.
Трониха.jpg

Мимо Тронихи проходит полевая дорога Венецианово – Сытино, по которой до Венецианова 1 км, а до Сытина 2 км. Все исчисления расстояния следует вести от села Венецианово.
Название сельца происходит от христианского имени Трофим, Троня.
Трониха впервые упоминается в 1804 г. как сельцо Дубровского прихода, принадлежавшее помещице княгине Евдокии Федоровне Шеховской, а затем – ее дочери Анне Васильевне ШУЛЬГИНОЙ. В 1815 г. 10 сентября имение Шульгиной купил титулярный советник, художник, академик Алексей Гаврилович ВЕНЕЦИАНОВ, который владел своей частью сельца до своей смерти в 1847 г. Затем оно перешло во владение его дочерям, но в 1852 г. оно было продано. Одновременно с Венециановым в сельце были усадьбы других помещиков: в 1826–1845 гг. – неслуживый дворянин Петр Гаврилович Мачихин, в 1827–1836 гг. – коллежский советник Кузьма Иванович Морковников, в 1836–1842 гг. – его вдова Матрена Дмитриевна Морковникова, в 1818–1824 гг. – коллежский советник Петр Андреевич Притупов, а затем его вдова Авдотья Дмитриевна Притупова.
В 1832 г. в Тронихе было 2 двора с 12 крестьянами, принадлежавшими А.Г. Венецианову, усадьбы М.Д. Морковниковой с 3 дворовыми, П.Г. Мачихина с 9 дворовыми, А.Д. Притуповой с 8 дворовыми.

В 1886 г. в сельце Трониха Макаровской волости было 1110 дес. частновладельческой земли, в т.ч. усадебной 2 дес., пашни 32 дес., выгона 509 дес., покоса 77 дес., леса полустроевого 67 дес., дровяного леса 181 дес., кустарника 242 дес. Выгон, покос пустошный (47 дес.), кустарник сдавались в аренду на различных условиях. На усадьбе держали 12 лошадей, 32 коровы, а всего 50,5 условных голов. На всех работах применялся наёмный труд.
На супесях сеяли ржи 10 дес., овса 10 дес., ячменя 2 дес. Собирали урожай в мерах, исключая семена, с десятины: ржи 80, овса 120, ячменя 88. Накашивали 7500 пудов сена. На усадьбе было 4 жилых и 13 нежилых построек стоимостью 7000 рублей. На усадьбе постоянно работали 5 наёмных работников, на летнее время нанимали еще 6 т.н. сезонных работников.
В Тронихе проживала 1 дворянская семья из двух человек и 15 временно-проживающих крестьян.

В 1918 г. в Тронихе продолжало существовать имение. После изгнания помещиков в 1918 г. в Тронихе организовалась одноимённая с.х. коммуна. Последние сведения о коммуне известны по 1925-26 хозяйственному году, когда государство сдавало в аренду коммуне 19 дес. национализированной земли.
В XX веке, если не считать времени действия коммуны, в Тронихе проживала 1 семья, с 1978 г. там постоянного населения уже не было. Обычно стоящие в Тронихе два старых дома заселяют временные жители: устраивающиеся на работу, дачники.
Трониха представляет исторический интерес для Удомельского района как первое место проживания нашего знаменитого живописца Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847). Похоронен он рядом, на Дубровском кладбище (ныне Венецианово). У с. Поддубье Молдинского округа, на месте гибели Алексея Гавриловича, 14 сентября 2000 г. поставлен памятный знак.

Работу выполнил Н.А. Архангельский, ноябрь 2000 г.
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 791
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Храм из Дубровского в Змеево

Сообщение Алексей Крючков » 23 авг 2020, 00:36

В июле мы побывали в Змеево Лихославльского района, где ещё стоят остатки храма, перевезённого из Дубровского. Трапезной у храма нет - разобрана. Основной объем храма стоит без крыши и пола. Под крышей и на замке только алтарь и остатки (1й этаж) колокольни.

Что сказать о впечатлении? Прежде всего то, что храм вблизи поражает своими большими объемами и высотой "подклети" (выше человеческого роста).
IMG_7286.JPG
Высота цокольного этажа храма - выше роста человека!

Это особо чувствуется внутри основного объема храма, который без крыши простоит уже недолго...
IMG_7290.JPG
Интерьер основной части храма

IMG_7280.JPG
Вид на храм с северо-запада

IMG_7282.JPG
Вид на основной куб храма с северо-запада.

Со стороны разобранной трапезной видны следы штукатурки, крыши. Заметно и то, что брёвна северной стены на уровне 1-го этажа сдвинулись под тяжестью верхних кнаружи, грозя обвалом всей стены...
IMG_7284.JPG
Та же стена, вид с юго-запада

С юго-запада заметно, что этот угол здания намок и подгнил, так что не известно ещё, какая из стен рухнет первой...
IMG_7285.JPG
Вид на апсиду с северо-востока

И только апсида выглядит снаружи более-менее благополучной, ибо под крышей.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3837
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение Алексей Крючков » 23 авг 2020, 10:30

IMG_7292.JPG
Интерьер храма

Основной объем храма внутри был двусветный - по 3 окна на 1-м "этаже" и по 2 - на втором уровне. Находясь в этом объеме, даже без крыши, можно живо представить себе гулкое эхо внутри храма и речитатив молитвы, когда, например, в этом помещении отпевали Венецианова...
IMG_7293.JPG
В окнах были кованные решётки.

IMG_7295_.jpg
Здесь был иконостас

IMG_7299 обшивка.JPG
Обшивка колокольни сделана так, чтобы дождь стекал по доскам, не попадая в щели

IMG_7301 сращивание брёвен.JPG
Сращивание брёвен замком

IMG_7324 нумерация.JPG
Нумерация брёвен для разборки - сборки

IMG_7341.JPG
Вид на храм с юго-запада

Село Змеево ныне - тупиковое (старая земская дорога из Кашина в Вышний Волочёк, проходившая через него ранее, ныне - не проезжа, причём, с обоих направлений). Сельского хозяйства здесь не осталось совсем. Лишь дачники да пенсионеры живут ещё здесь. Поэтому перспектив у села - нет, и храм неизбежно погибнет в ближайшие годы.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3837
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

О погосте в Дубровском, иконах и вкладах А.Г. Венецианова

Сообщение Денис Ивлев » 20 дек 2020, 01:20

Этот погост висит в комнатах Государя…
«Фёдор Михайлович летом писал наш Дубровский погост. Этот погост висит теперь в комнатах Государя…»
А.Г. Венецианов

Эти слова из письма Алексея Гавриловича Венецианова от 25 декабря 1841 г. адресованы к Николаю Петровичу Милюкову и говорят о неизвестной доныне картине Фёдора Михайловича Славянского с изображением Дубровского погоста Вышневолоцкого уезда. «Что вы скажете, каковы наши Дубровские?», - не без гордости отмечает он в письме. Судьба картины, висевшей в комнатах у Николая I неизвестна. Весьма мало изобразительных материалов осталось от деревянного храма Дубровского погоста, который некогда возвышался за валунной оградой над холмом у реки Ворожба.
В сельском Спасском храме с. Венецианово сохранилось несколько икон, перенесенных из деревянной одноимённой Спасской церкви. Они приписываются не безосновательно кисти А.Г. Венецианова и его учеников. Одна из них имеет особенно оригинальный сюжет и называется «Коронование Богоматери». Однако, в отличие от иконографического сюжета, восходящего своими корнями к западно-европейской традиции, которую любил и уважал А.Г. Венецианов, образ дополнен весьма существенными деталями, которых нет на аналогичных изображениях.
На иконе, в верхней части которой изображены лица Святой Троицы, коронующие простоволосую, облаченную в одежды цветов характерных для риз Иисуса Христа, Богоматерь. У её ног изображены в католической традиции коленопреклоненные Иоанн Предтеча, апостол Пётр и сомн святых, среди которых угадываются апостол Павел и царепророк Давид, а так же два ангела держащие скрижали и чашу - символы Ветхого и Нового Завета. Под ними приклонившие колени император Николай I с супругой, а так же архиереи и простой народ. По полям иконы изображения чтимых чудотворных икон Божией Матери, а среди них редчайшее изображение с чудотворной Теребинской иконы Божией Матери из Николо-Теребенского монастыря Вышневолоцкого уезда. В этой обители часто бывал А.Г. Венецианов, делал вклады и выполнял заказы. Трудились в обители и его ученики, так в 1838 г. Ф.М. Славянский – «художник Авдотьи Николавны» писал для обители «два иконостаса, которые менее 6000 положить нельзя». Икону «Коронование Богоматери» с уверенностью, на основании профессионально разработанного художественного сюжета, а так же общих черт с другими аналогичными произведениями, можно отнести к образам кисти А.Г. Венецианова. Окончательную точку в этом вопросе может поставить экспертиза, которую должно провести вместе с реставрацией образа.
На иконе изображен пятикупольный храм, детали архитектуры которого из-за удручающего состояния иконы выявить очень сложно. Вполне возможно, что образцом для написания этого храма могло послужить и какое-либо реально существовавшее в середине XIX в. культовое здание Вышневолоцкого уезда. Венецианов вкладывал в свои произведения, подобно старым европейским мастерам, конкретный смысл. Разгадав его, мы поймём, почему на иконе изображена именно эта простая с виду церковь, когда можно было изобразить один из пышных столичных соборов. Изображения храмовой архитектуры Вышневолоцкого уезда часто встречаются на иконах и картинах самого А.Г. Венецианова и его школы. Так, на иконе «Богоматерь, предстоящая за воспитаниц Смольного института» изображен Смольный собор. Кстати, образ Богоматери на этой иконе весьма близок образу Богоматери на «Короновании…». Так же существует изображение Святителя Николая на фоне Николо-Теребенского монастыря, реки Мологи и барки для крестных ходов с древним чудотворным Теребенским образом Святителя Николая, атрибутированное как «школа А.Г. Венецианова» и хранившееся в Николо-Теребенском монастыре. Сам Святитель изображен так же в католической традиции. К картинам учеников Венецианова с изображениями местных храмов относится и картина Г.В. Сороки с видом на усадьбу Милюковых Островки и часовней преподобного Варлаама Хутынского.
Из икон, лично внесенных в деревянный Спасский храм Дубровского погоста А.Г. Венециановым известна из описи 1847 г. «за правым клиросом плащаница живописная на холсте длиною два аршина шириною 13 вершков с надписанием тропаря «Благообразный Иосиф» в раме на катафалке обитой окрашенным холстом с точеною крашеною решеткою. Устроенная подле крылоса по Усердию Прихожанина Сельца Сафонкова Помещика Алексея Гаврилова Венецианова». Подобную плащаницу художник пожертвовал и в Никольский собор Теребенского монастыря.
Деревянный храм Спаса Нерукотворного образа, который писал на своей картине художник Фёдор Славянский, описывался в той же описи следующим образом «Церковь деревянная на каменном фундаменте длиною в 15 сажень, шириною в 5 сажень. Стены всей церкви изнутри просты, а снаружи обшиты тесом. В этой церкви два престола из коих главный во имя Спаса Нерукотвореннаго образа; Придельный по правую сторону во имя Святых мученик Кирика и матери его Иулиты. Пол в церкви деревянный не крашенный. Во всей церкви вообще двадцать два окна, а именно вверху три окна без решеток с простыми рамами и стеклами… На церкви одна глава крытая по дереву простым железом окрашена зеленою краскою. На главе крест железный шестиконечный с сиянием, окрашен желтою краскою и укреплен железными цепями. Крыша как на кумполе, так и на олтаре, железная, на деревянных стропилах, окрашена зеленою краскою; а на трапезе крыша деревянная тесовая. Входная дверь в церковь деревянная с западной стороны, с внутреннею личиною, и внешним замком. Паперть деревянная в линию против церкви с двумя оконницами со стеклами, крытая тёсом, а крыша окрашена зеленою краскою, а снаружи окрашена желтою краскою. Крыльцо деревянное с западной стороны, с двумя белыми колоннами и двумя решетками деревянными крашеными голубою краскою, покрытое тесом, и окрашеное зеленою краскою, а двери и крыльцо окрашены голубою краскою».
Образ Спаса Нерукотворного особо почитался в этих отдалённых уголках Вышневолоцкого уезда. Об этом свидетельствует образ Спаса Нерукотворного, писанный рукою самого А.Г. Венецианова в 1842 г. как благословение на брак Л.И. Ксиландр (?), и хранящийся в Саратовском художественном музее. Писан на дереве малом. А так же две иконы Спаса Нерукотворного, хранящихся в фонде Тверской областной картинной галереи. Первая датируется второй половиной 1840-х – началом 1850-х гг. , написана учеником А.Г. Венецианова Григорием Сорокой на дереве маслом и происходит из церкви соседнего с Дубровским с. Поддубье Вышневолоцкого уезда. В 1962 г. её передал в галерею внук художника Е.В. Сорока. Второй образ Спаса Нерукотворного так же писал Григорий Сорока и он хранился в семье художника. Датируется образ 1850-ми годами. Писан так же на дереве маслом.
В фонде Государственной Третьяковской галереи хранится фотография Спасского храма, сделанная до его перенесения в сельцо Змеево под Толмачами Бежецкого уезда (ныне Лихославльский район). Храм, выстроенный в приёмах, характерных для деревянной церковной архитектуры Вышневолоцкого уезда тех лет, представлял собой обширное церковное здание типа «восьмерик на четверике» с пятигранной алтарной апсидой с востока, широкой и более низкой трапезной, и колокольней, увенчанной полусферической кровлей и шпилем. Таким же храм перевезли в Змеёво, где частично он сохранился до наших дней. При повторном освящении храмового здания, главный престол его посвятили Святителю Николаю Чудотворцу.
История строительства храма, связанного с художником А.Г. Венециановым, а так же его семьёй и учениками, прослеживается по страницам архивных документов тех XVIII-XIX вв., хранящихся в фондах Государственного архива Тверской области.
Началась история деревянного Спасского храма в Дубровском в октябре 1788 г. Тогда на имя Тверского епископа Тихона от священника Николаевского Дубровского погоста Александра Иванова, дьякона Федора Тихонова «с причетники и прихожан дворян» поступило прошение. «В означенном нашем погосте имеется весьма ветхая деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворенного образа с пределом святых мученик Кирика и Иулиты, где священнодействие отправлять опасно» , - писали прихожане о своём желании соорудить новую деревянную церковь. В марте нового 1789 г. епископ рассмотрел прошение и поручил сделать справку о состоянии храма.
Храм действительно оказался ветхим. Его постройка и освящение датировались 1695 г. Посвящения престолов были прежними – в честь Спаса Нерукотворного и чтимых в этих местах святых мучеников Кирика и Иулиты. Близ существующей церкви в 1716 г. выстроили ещё одну двухпрестольную церковь в честь святителя Николая Чудотворца с приделом мученика Димитрия Солунского. Древнее посвящение Дубровского погоста было Святителю Николаю. И почитание святых Николы-Чудотворца и Димитрия Мироточивого сохранялось в тех краях и в дни Алексея Гавриловича Венецианова и в наши дни тоже. Так, в существующем каменном храме Дубровского погоста есть образ, приписываемый кисти А.Г. Венецианова святого Димитрия Солунского с клеймами из его жития, происходящий из прежней деревянной церкви, а так же образ святых мучеников Кирика и Иулиты с клеймами, приписываемый кисти А.Г. Венецианова.
На момент составления прошения в приходе насчитывалось 155 дворов, служили на погосте священник Александр Иванов, диакон Фёдор Тихонов, дьячок Алексей Петров, пономарь Пётр Никитин. Разрешение на постройку церкви и храмосданную грамоту вскоре получил крестьянин местного помещика майора Евграфа Иванова сына Гордеева Федосей Тимофеев. «Сия церковь с благословения Тихона Преосвященнаго вся в одно время выстроена 1789 года марта 27 дня общим иждивением Прихожан с присовокуплением церковной суммы» , - так писали об истории церкви священники в описи 1847 г. Освящали церковь уже по благословению нового Тверского архиепископа Павла. Прошение на освящение храма подписано уже известным нам священником Александром Ивановым. «В нашем селе во имя Спаса Нерукотворенного церковь с приделом святых мученик Кирика и Иулиты сооружена и благолепием украшена, так же и утварию снабжена и ко освящению в готовности состоит» , - писал в своём прошении священник Дубровского погоста в июле 1799 г.
Освидетельствовал новую церковь благочинный Удомельского Богословского погоста священник Михаил Архипов. В описи он отметил «царские двери несквозные позлащенные с надписанием Благовещения Пресвятыя Богородицы». В иконостасе «по правую страну образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле» по левую «образ Богоматери с Предвечным Младенцем». На южных дверях «надписан» Архидиакон Лаврентий, тут же стояли «местные» образа Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца. Северные двери украшало «надписание» Архидиакона Стефана, и «местных» святых Иоанна Предтечи и пророка Илии.
В «сени гладкой позлащенной» «надписана» над царскими вратами «Вечерь Господня» с праздниками слева и справа от неё. В третьем ярусе традиционно помещался образ Господа Вседержителя на престоле с предстоящими, а так же изображения апостолов. Далее в «пророческом ряду» образ Богоматери «Знамение» и пророков, а ещё выше образ Господа Вседержителя с праотцами. Венчало иконостас «три образа в кругах праздников Господних» и «на высшем месте Распятие Господне с предстоящими». «Оные образа работы живописной и состоят в иконостасе коробчатом позлащенном», - уточнял благочинный.
Высота иконостаса говорила о размерах церкви. Не часто в храмах Вышневолоцкого уезда можно было встретить иконостас в шесть ярусов. В своде купола помещался образ Господа Саваофа, посреди храма свисало «паникадило резное позлащенное».
Над престолом и жертвенником нового храма имелись сени в виде балдахинов. Над престолом с «надписанием» Святой Троицы и Страстей Господних. Над жертвенником – с «надписанием Святого Духа».
Придел святых Кирика и Иулиты украшал «крашенный позлащенный» двухярусный иконостас. «По правую страну» царских дверей которого стоял образ Всех Святых, а «в завороте» в проходе в основную летнюю часть храма образ св. Кирика и Иулиты. Дьяконские двери имелись одни с изображением Архидиакона Евпла, а так же образа Спаса Нерукотворного, Николая Чудотворца и Нила Столобенского. На колокольне храма имелось шесть колоколов.
Освящение новопостроенного Спасского храма состоялось «1799 года октября главный олтарь 26 дня, а придельный 27 дня». Торжество возглавил специально прибывший из губернского города «Тверскаго Собора иерей и благочинный Самсон Дмитриев».
По описи 1847 г. иконостасы храма оставались без существенных изменений, лишь в 1819 г. появились на иконах Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца в главном иконостасе «медные посеребреные» ризы, сделанные на церковную сумму. Да дополняют опись иконостаса расположенные внизу под «местным» рядом «на тумбах резные исторические изображения вышиною в 8 вершков, шириною в 14 вершков».
В 1845 г. девицей Устинией Дмитриевой, проживающей в Санкт-Петербургской богадельне был пожертвован храмовый образ «иконописной Николая Чудотворца в резном позлащеном киоте за стеклом, вышиною 11 вершков, шириною 10 вершков, в окладе серебряном без пробы, и венец на нем серебряный и позлащеный 84 пробы, весу в нем полагаем примерно 13 золотников». Утварь, мебель, одежды на престол, облачения активно жертвовали в храм местные помещики Стромиловы, Белкашины, Притуповы. Внесли свой вклад в украшение храма и сам Алексей Гаврилович Венецианов и члены его семьи. Так «ковер зеленаго сукна в длину десять аршин, в ширину четыре аршина и четыре вершка, пожертвован прихожанином сельца Сафонкова помещиком Алексеем Гавриловым Венециановым». Священническая «риза аламиновая (?) цветная, кругом обложена серебряною сеткою с крестом и звездою … пожертвована» супругой художника «прихожанкою помещицей Марфою Афанасиевой Венециановой».
«Епитрахиль, шитая по канве, обложена кругом золотою бахромою, на ней три креста шитых с блесками позолочеными на розовой коленкоровой подкладке, пожертвована прихожанкою сельца Сафонкова помещицею» дочерью художника «девицею Филицатою Алексеевой Венециановой» в 1843 г. Ею же пожертвован диаконский «орарь шитый по канве, кресты на нем позолоченного позумента, на коленкоровой подкладке».
Другой дочерью Алексея Гавриловича «прихожанкою сельца Сафонково помещицею девицею» Александрой Алексеевной Венециановой пожертвованы «пояс шитый по канве, обложен золотым часом аплике, с золотым крестом, на синей коленкоровой подкладке, принадлежит к епитрахиле № 2» и «поручи шитые по канве обложены золотным часом аплике с золотным шитым крестом на синей коленкоровой подкладке» .
Застал Алексей Гаврилович на Дубровском погосте второй Никольский храм с приделом Димитрия Солунского 1716 г. постройки. Возведенную в петровские времена церковь из-за ветхости решили разобрать в 1819 г. Но дело затянулось на несколько лет. Благочинный с. Молдино священник Пётр Александров в своём прошении от 14 ноября предложил епархиальному начальству упразднить церковь. В начале января 1820 г. Тверской архиепископ Филарет указал «отобрать» от прихожан показания нужна ли им та ветхая церковь или нет. 25 февраля Вышневолоцкое духовное правление препроводило в консисторию показания прихожан, собранные благочинным. В них говорилось о том, что стены храма обветшали настолько, что «опасны к падению». Прихожане предлагали храм разобрать и употребить его лес на церковную ограду. 1 мая 1820 года священнику Ивану Терентьеву, диакону Димитрию Микитову (?), дьячку Стефану Иосифову и старосте Стромилову благочинный объявил архиерейский указ, разрешавший употребить лес от ветхого храма на ограду и прочие нужды.
Прихожане распорядились церковью весьма экономно. На месте «нарушенного старого алтаря» Никольской церкви «из оставшегося после оного леса, длиною три сажени, шириною две сажени с половиною, высотою в три сажени» выстроили деревянную часовню. Покрыли её тёсом. «В ней находятся разные иконы оставшиеся после нарушенного храма обветшавшие и расставленные по стене на полке», - писали священники погоста в описи 1847 г. Служила часовня «для поставления умерших тел во дни, в которые запрещено погребать оные».
Ограда, выстроенная из остального церковного леса описывалась следующим образом: «Ограда деревянная, с одной южной стороны покрыта тесом, а с восточной и северной обнесена просто заборником, с западной стороны застроена лавками. А посреди лавок вороты из четырех столбов обшитых тесом, с двумя дверцами, оные дверцы полуциркульные, из байдаку, повешены на железных крючьях и с железными защелками, а большие вороты из частоколу тоже полуциркульные, повещены на железных крюках. И на оных вратах в верху под крышей, в киоте за стеклом, поставлен образ Нерукотвореннаго Спаса, оные вороты покрыты тесом и окрашены зеленою краскою, шириною вороты со столбами и дверцами три сажени с аршином, высотою две сажени и два аршина».
Дополняла описание Дубровского погоста времён Алексея Гавриловича деревянная сторожка, стоявшая в ограде храма с левой стороны. Таким погост был при жизни Алексея Гавриловича, таким оставался и после его трагической гибели в декабре 1847 г. Погребли художника на почётном месте возле алтаря Спасского храма. Дальнейшая судьба деревянного храма – свидетеля радостных и печальных моментов в жизни великого русского художника сложилась весьма неожиданно.
В 1878 г. в бывшем имении Алексея Гавриловича Венецианова Трониха проживал новый хозяин капитан Пётр Иванович Кононович. Будучи председателем приходского попечительства Дубровского погоста, Пётр Иванович 9 августа 1879 г. написал на имя Тверского епископа Саввы прошение. «Существующая в нашем погосте около ста лет деревянная двухпрестольная церковь в настоящее время обветшала, - писал он о причинах, побудивших его обратиться к владыке, - вследствие чего местные священноцерковнослужители, церковный староста и прихожане, дворяне и крестьяне, признавая настоятельною необходимостью в построении нового каменного храма в честь Спаса Нерукотворенного образа и во имя святых мученик Кирика и Иулиты общим приговором, составленным ими 24 сентября 1878 г. уполномочили меня ходатайствовать по этому предмету пред Вашим Преосвященством».
На постройку новой каменной церкви в Дубровском погосте имелось в наличии 3600 рублей, а так же планировалось собрать недостающие средства из добровольных пожертвований. Пётр Иванович заказал проект с пояснительной запиской для нового каменного храма, который и представил на рассмотрение правящего архиерея. 30 октября 1879 г. строительное отделение Тверского губернского правления рассмотрело проект и утвердило его к строительству. Стоит отметить, что проект храма схож с аналогичными постройками тверского архитектора Петра Фёдоровича Фёдорова, на основании этого можно предположить, что он был автором проекта нового храма в Дубровском погосте.
Пока проект находился на утверждении в Твери, между причтом и прихожанами Дубровского погоста разгорелся конфликт из-за места постройки будущего храма. Исполняющий должность благочинного священник соседнего Костовского погоста Александр Воскресенский «прибыл 15 сентября в погост Дубровский, где по указанию и желанию причта с частию прихожан осматривал местность, назначенную ими под устройство нового каменного храма, и в это время за отсутствием прихожан и разногласием с причтом о избираемой местности доверенного от прихожан г. капитана Петра Ивановича Кононовича, не имел возможности сделать ничего решительного». Приехав второй раз 30 октября, благочинный снова не смог встретиться с крестьянами и Кононовичем. И что бы «далее не проводить время в бесполезных разногласиях» он пригласил старшину Макаровской волости Фёдора Мартьянова и осмотрел три местности, на которых предполагалось выстроить храм.
Согласно акту осмотра предполагаемых мест постройки церкви, «местность избранная причтом – на правой стороне настоящей церкви за оградою кладбища, расстоянием от церкви в 35 саженях, от ограды в 15 саженях, от жилых же построек в 30 саженях. Грунт означенный местности глинястый и местность очень ровная и возвышеннее той, которую занимает в настоящее время деревянная церковь». Второе место причт предложил в 100 саженях от существующей церкви по дороге в д. Власово. Третье место указал прихожане – «указанная приходом (частию) местность от настоящей церкви находится на другой стороне реки Ворожбы (на левой стороне оной), расстоянием от церкви по прямой линии в 100 саженях, от домов в 155 саженях. Местность возвышенная, грунт земли песчаный. Означенная местность оспаривается причтом, т.к. находится в центре одного из трех полей причта, засеяна к следующему году озимовым хлебом и составляет единственный лучший участок, за отделением которого у причта фактически теряется все поле».
Настоятель прихода священник Павел Николаевский, а так же дьячок Иван Воскресенский, участвовавшие в осмотре мест предполагаемой стройки, выступили против третьего варианта. 6 ноября 1879 г. пономарь Алексей Нечаев и дьячок Иван Воскресенский направили в консисторию прошение, в котором указали и на засеянный озимый хлеб, а так же на существующие ныне на погосте два дома приходского училища, торговые лавки, сторожку, амбар и усадьбы причта, а так же два кладбища – старое и новое, как на причины к тому, что бы новый храм построили рядом с погостом.
Пока решали где строить храм, время даром не теряли. На 1 января 1880 г. собрали 174 руб. 44 коп наличными, в банке на счету с процентами лежало 3600 рублей «серебряными билетами». Кроме того, имелся «излишек церковного годового дохода» от 600 до 1000 руб. и с каждой «приходской души» собиралось по 50 коп (всего 1125 душ), что выливалось в 500 руб. Прихожане приняли на себя обязательство бесплатно подвозить весь материал, поставлять дрова для выделки кирпича «сколько потребуется» и лесной материал «какой потребуется при производстве, как сих работ, так и каменной кладки храма». И часть дров и леса уже лежали заготовленные. Подтвердили все сведения староста д. Максихи Терентий Тихонов и учитель Дубровского народного училища Иван Воскресенский.
8 февраля 1880 г. Консистория поручила заготовить храмосданную грамоту для новой Спасской церкви, но вот решение где строить новый храм приняли только в 1882 г. Командированный для осмотра местности из Тверского губернского правления архитектор надворный советник Гельбих, 25 июня произвел осмотр местности. Присутствовавшие при этом прихожане «единогласно заявили желание о сооружении нового храма на избранном ими месте за рекой Ворожбой в 200 саженях от ныне существующей церкви». Гельбих нашел это место «вполне соответствующим назначению».
В своём акте Гельбих так же указал, что священник Павел Иванович Никольский на освидетельствование не явился, хотя и был приглашен. С собой архитектор привез приговор от крестьян, составленный «по доверенности общества» язвинским сельским старостой Сергеем Ивановым. 21 сентября 1882 г. Консистория утвердила выбранное крестьянами место для постройки нового храма.
Летом 1883 г. в разгар постройки храма П.И. Кононович обратился с просьбой к министру финансов о выделении «из казенных дач» 400 еловых деревьев. 21 июля на место постройки прибыл благочинный с. Поддубье священник Владимир Танин. Он осмотрел место, где уже был виден цоколь здания, а так же попытался выяснить имя архитектора. Но так как Кононовича в это время в погосте не было, сделать этого не смог. 20 февраля 1888 г. отец Владимир Танин в своём рапорте сообщил, что в 1887 г. сооружение храма «кирпичною кладкою» окончено, церковь покрыта железом, остаётся недостроенной только лишь колокольня.
Окончательно постройку церкви завершили в 1891 г. Но отделка храма затянулась на пять лет, лишь в 1896 г. в консисторию поступило прошение «о выдаче сборной книги на устройство иконостаса в церковь». В описании храма на момент его освящения значилось, что «церковь каменная с таковою же колокольнею, длиною 18 сажень, шириною 10 сажень… Стены в сей церкви выбелены и местами выкрашены масляными красками. Пол в церкви деревянный, не крашеный, с возвышенною солеёю и клиросами». На колокольне храма указаны новый, отлитый на Валдайском заводе в 1895 г. большой колокол весом в 199 пудов, а так же колокол в 42 пуда, отлитый в 1862 г. и четыре малых колокола, перенесенные с колокольни прежней деревянной церкви.
2 октября 1896 г. на имя Старицкого епископа Гавриила священника Алексея Завьялова, диакона Николая Завьялова, псаломщика Александра Воинова и церковного старосты крестьянина д. Максиха Терентия Иванова поступило прошение об освящении «во вновь устроенном каменном храме в погосте Дубровском» придела во имя св. мучеников Кирика и Иулиты. Тогда же поступило прошение от попечителя и строителя храма Петра Ивановича Кононовича , который приложил так же и свидетельство от младшего архитектора Тверского губернского правления В. Барткевича о готовности храма.
Владыка благословил освятить новый храм. Торжество 26 октября 1896 г. возглавил настоятель Николо-Теребенской пустыни архимандрит Алексей. Ему сослужило пять священников и благочинный с. Поддубье Владимир Танин.
Судьба деревянной Спасской церкви решилась в 1897 г. В Тверь поступило прошение «о разрешении священнику Алексею Завьялову продать старую деревянную церковь, на которую покупатели находятся крестьяне с. Толмачей Бежецкого уезда». Своё решение о покупке обширного церковного здания крестьяне деревень Змиева, Заболотье, Райково и Воскресенское, входивших в состав прихода с. Толмачи, отразили в прошении Тверскому епископу Димитрию. Инициатором покупки и перевоза храма выступил крестьянин д. Райково Ефим Мартьянов. Ссылаясь на отдаленное расположение селений от приходской церкви, крестьяне писали о своём решении «поставить храм при д. Змиеве, выделить землю в количестве 33 десятин от надела и построить дома для будущего причта на собственные средства».
В 1894 г. Ефим Мартьянов обратился к епархиальному начальству с просбой разрешить построить церковь. Вскоре благочинный осмотрел место, а крестьяне собрали средства и купили церковь в Дубровском погосте за 2100 рублей. На новом месте поставить храм из Дубровского решили «в том виде, в каком она находится», с той лишь разницей, что появится ещё один – третий престол и освящение приделов поменяется. Главный планировалось освятить в честь Святителя Николая и Димитрия Солунского, а в трапезной престолы будут посвящены святым Кирику и Иулите и Георгию Победоносцу, а так же святителю Алексию Митрополиту Московскому.
27 октября 1897 г. Консистория разрешила крестьянам вышеозначенных деревень перевести и поставить церковь у себя в селе, с одним лишь условием, что посвящение каждого престола будет лишь одному святому. По сведениям епархиального начальства 11 ноября 1897 г. церковь в с. Змиево была уже перевезена и собрана на новом месте, но ещё не освящена. Ефим Мартьянов сообщил так же, что главный престол храма будет освящен в честь Святителя Николая, а в трапезе правый придел в честь Святителя Алексия, а левый в честь Георгия Победоносца. При чем из его слов становится очевидным, что вместе с храмом перевезли и старый иконостас, а так же и иконы из прежней Дубровской церкви.
В наши дни Никольскую церковь в с. Змеево Лихославльского района пытаются сохранить местные дачники. В годы гонений храм потерял купол восьмерика, а так же утрачено помещение трапезной. Но в общих чертах церковь узнаваема и сейчас по сохранившимся фотографиям из архива Третьяковской галереи и из архива жителей с. Змеево.
Уцелел и продолжал действовать и храм в с. Дубровское, которое с 1980 г. носит фамилию великого художника Алексея Гавриловича Венецианова. Сохранились и иконы мастера, требующие, однако, профессиональной реставрации. Сохранилась и валунная ограда погоста, где стояла деревянная церковь. И долгом памяти потомков является установка поклонного креста на месте деревянного Спасского храма, а так же восстановление валунной ограды погоста и святых врат, что бы не пропала в туне фраза Алексея Гавриловича Венецианова: «Что вы скажете, каковы наши Дубровские?»!
Денис Ивлев, историк.

Приложение.
Опись дел Спасского Дубровского погоста Вышневолоцкого уезда.
Избранные дела
883 1770 Об определении священнического сына Александра Иванова во священника.
885 1776 Об определении священнического сына Александра Иванова в пономаря.
891 1798 О дозволении построить вновь деревянную церковь.
900 1816 О выдаче в церковь антиминса.
901 1819 О дозволении разобрать ветхую церковь.
904 1824 О дозволении церковь перекрыть.
906 1825 Об утверждении новоизбранного церковного старосты помещика Стромилова.
1823 Об учинении высправки по метрическим книгам о рождении помещика Стромилова.
1830 О выдаче м. Свидетельства о рождении поручика Стромилова.
1831 О дозволении сделать в церкви печь.
1831 О дозволении церковь покрыть железом.
1833 Об утверждении новоизбранного церковного старосты Петра Матинина.
1836 О присоединении из раскола в православие некоторых лиц.
1837 О дозволении церковь покрыть железом.
1847 О выдаче в церковь Антиминса.
1847 О выдаче м. свидетельства Фелице Венециановой.
1851 О дозволении исправить ветхости в церкви.
1852 О дозволении устроить придел.
1859 О дозволении исправить деревянную церковь.
1860 О награждении церковного старосты крестьянина Тимофея Митрофанова.
1861 Об увольнении от просвирнической должности вдовую диаконису Митропольскую.
1861 О выдаче в церковь новой обыскной книги.
1871 Об исходатайствовании награды священнику Никольскому.
1873 О нетрезвости священника Никольского.
1874 О священническом месте.
1874 Об определении священника Никольского в причетника.
1874 О приобретении церковью дома.
1874 О повенчании священником Никольским без свидетелей.
1874 О произведении работ по церкви.
1876 О священнике Соколове.
909 1876 О нетрезвости священника Сретенского.
910 1879 О построении церкви.
911 1880 Об отдаче в аренду церковной лавки.
1880 О выдаче книги для сбора подаяний.
1881 О выдаче книги для сбора подаяний.
1882 О выдаче книги для сбора подаяний.
912 1882 О священнике Никольском обвиняемом в неблагоговении.
913 1882 О дьячке Воскресенском обвиняемом в оскорблении.
1882 О неблаговидных поступках дьячка Воскресенского.
1882 О неправильном ведении церковных документов.
914 1882 О нетрезвости псаломщика Нечаева.
1883 О перемещении священника Никольского в другое село.
1883 О выдаче книги для сбора подаяний.
1883 О перемещении протоиерея Орлова в другое село.
915 1883 О понуждении Протоиерея Орлова к уплате долга священнику Никольскому.
1884 О произведении в сан диакона псаломщика Воскресенского.
1884 О выдаче сборной книги в церковь.
1885 О зачислении в штат диакона Воскресенского.
1886 О посвящении в стихарь паломщика Меглицкого.
1886 О выдаче сборной книги в церковь.
1887, 1888 О выдаче книги для сбора подаяний.
1889 О награждении церковного старосты крестьянина Терентия Тихонова.
1889 О выдаче книги для сбора подаяний.
1890, 1891 О выдаче книги для подаяний.
1892 О награждении церковного старосты Терентия Тихонова.
1892 О награждении священника Завьялова набедренником.
1892 О выдаче сборной книги.
1893, 1895 О выдаче сборной книги.
916 1895 Об отпуске 150 дерев из казённой дачи на ремонт церковного дома.
1896 О выдаче сборной книги на устройство иконостаса в церковь.
917 1896 Об освящении придела в новопостроенном храме.
1897 О разрешении священнику Алексею Завьялову продать старую деревянную церковь, на которую покупатели находятся крестьяне с. Толмачей Бежецкого уезда.
1897 О выдче метрического свидетельства графу Ланскому.
1898 О разъяснении причту в каком смысле нужно принять духовное завещание, по коему душеприказщицею их прихожанки Венециановой прислано 600 руб.
2900 1900 О нетрезвости и буйных поступках псаломщика погоста Дубровского Александра Воинова.
1900 О месте псаломщика при церкви с. Дубровского.
1900 О выдаче удостоверения причту погоста Дубровского на право провоза груза по железной дороге по удешевлённому тарифу.
1901 О краже денег 12 руб.
1902 О покушении на кражу.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1727
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Сообщение Алексей Крючков » 06 фев 2021, 09:00

По предложению Д.Ивлева, из темы про Венецианово были вынесены в отдельную (эту) тему 11 сообщений, прямо не связанных с художником - про современное село Венецианово (ранее -Дубровское) и историю храма в нём. Заодно тема была в очедерной раз прорежена - удалены устаревшие сообщения, объединены некоторые соседние маленькие сообщения одного и того же автора.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3837
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля


Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2