Ивановское - "Голубые озёра"

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

Современная церковь в Ивановском

Сообщение Алексей Крючков » 23 авг 2016, 16:12

Вот, 14-го августа снял. Здание стоит, но пока ещё - без креста. Крест установлен рядом (правее виден).
IMG_1486 церковь.JPG
Современная церковь в Ивановском
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3654
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Каменная лестница в Удино

Сообщение Алексей Крючков » 23 авг 2016, 16:27

Вот, позавчера переснял я лестницу из валунов, ведущую на сопку близ д.Удино. На месте я насчитал 9 ступеней, хотя на фото видно лишь 8. Плюс ещё выше видны разрозненные камни, как остатки ещё от 3-х ступеней. На холме поставлен свежий крест. В сухой сосне у подножия - вставлена иконка. Хотя если эти ступени древние, то могут быть свидетельством существования здесь некогда языческого капища.
DSC01817 общий вид.JPG
Общий вид лестницы и сосны

DSC01822_.JPG
Сохранившийся фрагмент лестницы

DSC01824 фрагмент.JPG
некоторые ступеньки состоят не из одного, а из двух камней

DSC01819.JPG
Лестница, вид снизу
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3654
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Ивановское - "Голубые озёра"

Сообщение Алексей Крючков » 23 авг 2016, 16:31

Денис Ивлев писал(а):А на каком месте?

На въезде, вот тут - http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.76 ... &z=18&m=bs (где крестик в центре экрана, я не стал обозначать её на этом ресурсе, где командуют "троечники")
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3654
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Ивановское - "Голубые озёра"

Сообщение Денис Ивлев » 27 июн 2017, 09:53

Смотрю я на церковь в Ивановском и думаю, с 2016 г. там нет никаких изменений. Проект застопорился? Почему? Да потому, что поставили её на въезде у турбаз, куда народ ездит пить и баб щупать)))) А надо было ставить или в центре села или на месте прежнего храма, поближе к жилому массиву. Тогда и церковь нужна была бы. Да и вообще, можно было поступить проще - переоборудовать один из корпусов усадьбы в храм. Тем самым сохранить и кусочек прошлого. Но оно у нас не в чести(((( Видно прекрасно на примере рухнувшего храма в Сельце-Карельском.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1710
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Фотографии 1957г Марии Быковой

Сообщение Алексей Крючков » 24 окт 2017, 20:54

Мария Быкова прислала мне несколько фотографий, сделанных в "Голубых озёрах" в 1957 году (в конце января - начале февраля), из архива своей мамы (Скаткиной Инны). Я думаю, что они могут быть интересны любителям истории. С разрешения владелицы публикую их. Первая фотография сделана летом, видимо, была куплена в Доме отдыха, как сувенир.
1957 усадебное здание_.jpg
Голубые озёра, 1957г.

1957-01-28-02-08 Скаткина Инна и финские сани_.jpg
Скаткина Инна и финские сани, на которых катались тогда здесь

1957-01-28-02-08 Скаткина Инна слева, справа возможно Стася_.jpg
Здесь финские сани видны "в профиль". Инна слева, справа - предположительно Стася, а сзади видна скульптура оленя

1957-01-28--02-08 Д.О. Голубые озёра, Катание с ледяной горы на финских санях_.jpg
Катание с ледяной горы на финских санях

1957-01-28-02-08 Виден дом охотника, где часто играли в пинг-понг_.jpg
А здесь на заднем плане виден существовавший тут некогда "Дом охотника", где Инна часто играла в пинг-понг (настольный теннис)
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3654
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

"Ивановское". Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Балаблиха » 20 май 2019, 13:15

Статья из машинописной книги Н.А. Архангельского «История деревень Удомельского района», написанной им в 1999 – 2002 годах.
Подробнее о книге и использованные источники смотрите здесь: viewtopic.php?p=14071#p14071
В этой теме форума выше уже имеются интересные материалы, не вошедшие в статью Архангельского. Приглашаю всех желающих присоединиться и продолжить историю деревни, добавив здесь свои воспоминания, фотографии и т.п.


ИВАНОВСКОЕ
Село Ивановское Таракинского сельского округа Удомельского района расположено на северном берегу озера Волчино и восточном берегу озера Сестрино, соединенных между собой протокой с урезом воды 153,5 м. Село же расположено на высоте 156–160 м над уровнем моря. Здесь расположен Дом отдыха «Голубые Озера», популярный не только в области, но и в столице. Территория Дома отдыха покрыта древесной растительностью так же, как и берега озер. Это в основном сосна, береза и декоративные деревья. Озеро Сестрино площадью 71 га имеет вытянутую с севера на юг форму – расширенную долину реки Мажицы с протяженной, до 9,4 км, береговой линией. Озеро Волчино площадью 164 га более широкое, с живописным островом, с чистыми берегами. Через протоку перекинут мост, по которому можно пройти на противоположный открытый песчаный берег – пляж.
Ивановское.jpg

Ивановское соединяется хорошей пятикилометровой автодорогой с автодорогой Удомля – Починок – Вышний Волочек, по которой в «Голубые Озера» ежедневно заезжает рейсовый автобус Удомля – Вышний Волочек. Лт Ивановского на север до центра сельского округа д. Выскодня 10 км, до г. Удомля 22 км, до Вышнего Волочка 43 км, а напрямую в ССВ направлении от Ивановского до Удомли 13 км. Полевыми дорогами Ивановское связано с д. Никулкино 5 км, с д. Хвалово 3 км, пешком по полуразрушенному мосту через протоку с д. Мотыли 1,5 км, по воде через оз. Волчино до д. Удино 1,2 км.

Село Ивановское до начала XX века имело название Ивановское-Овсеево. Овсеево впервые упоминается в 1545 г. в Писцовой книге Бежецкой пятины (стр.85): «Да в Осечне-ж в Егорьевском погосте в волостке Глубоцке в Васильевской Лукьянова Гридкина поместье Дмитриева сына Нечаева, дер. Овсеево: дв. Степанко, дв. Якуш, дв. Мартюшка, дв. Иванко, пашни 15 коробей, сена 50 копен, 4 обжи... Дер. Овсеево Меншое у озера у Сестрини: дв. Максимко, дв. Фифилатко, пашни 8 коробей, сена 5 копен, да на пустоши на Карманове сена 40 копен. Дер. Жерновки пуста, 2 двора, пашни перелогом 2 коробьи, сена 10 копен, в обеих 3 обжы» (стр.87).
На восточном берегу оз. Волчино, как свидетельства древней жизни, находятся курганные группы «Бряково-1», «Бряково-2» и отдельный курган №1, датированные рубежом 1 и 2 тысячелетий н.э.
В 1583 г. в Писцовой книге Бежецкой пятины записано, что у Сназина Аксентия Федоровича было поместье в Бежецкой пятине Тверской половине. В 1797 г. генерал-майору Ивану Терентьевичу Сназину императором Павлом пожаловано 1000 душ крестьян из дворцовых вотчин в Вышневолоцком уезде. Где находилось поместье Сназина, пока только догадываемся, скорее всего, начиналось оно как Ивановское-Овсеево.
В 1781 г. выписаны метрики (паспорт) Иоанно-Предтеченской церкви Ивановско-Овсеевского прихода. Вероятнее всего, при деревне Овсеево была построена деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи – покровителя здешнего барина Ивана Терентьевича Сназина. С тех пор деревня Овсеево растворилась в сельце Ивановском и уже нигде не упоминается, кроме как в названии прихода Ивановско-Овсеево. В 1822 г. вместо деревянной церкви генерал-майор Сназин построил каменную церковь близ своей усадьбы.
23 января 1851 г. на основании Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета сыну Ивана Терентьевича Сназина Павлу Ивановичу дозволено присоединить к своей фамилии «фамилию и Герб Тормасова и именоваться Сназиным-Тормасовым».

Павел Иванович Сназин-Тормасов родился в 1817 г. В 1861–1865 гг. был Вышневолоцким уездным предводителем дворянства, а в 1868 г. председателем уездного съезда мировых судей, почётный мировой судья.
В 1877 г. он назначен в особое присутствие Правительственного сената. В 1868 г. П.И. Сназин-Тормасов имел 5344 десятины земли, а его жена по второму браку Елизавета Дмитриевна имела 2249 десятин. Эти господа владели имением Ивановское-Овсеево. Дочь Павла Ивановича Софья Павловна вышла замуж за Владимира Федоровича Гаслера. Софья Павловна, по рассказам старожилов, умерла рано, и всё имение Ивановское досталось Гаслеру. Он вскоре женился вторично на своей экономке – Марии Ефремовне Елистратовой, крестьянской дочери из д. Хвалово. Нажили они четверых детей. Гаслер был аккуратным, рачительным и энергичным хозяином. Дворец в Ивановском, построенный в 1912 г. – дело его ума. Многочисленные хозяйственные постройки, сохранившиеся до сих пор, тоже сделаны под присмотром Гаслера. Он был активным общественным деятелем, занимая многие выборные должности. Так, в 1905 г. Владимир Федорович – гласный от Вышневолоцкого уезда в Тверском губернском земском собрании и земский начальник І–го участка Вышневолоцкого уезда. В 1907 г. к имеющимся должностям добавляется членство в епархиальном училищном совете. С 1906 г. он – председатель уездной земской управы, с 1915 г. получает звание – действительный статский советник, гражданский чин, приравнивающийся к военному званию генерал-майор. С этого же года он – депутат от Вышневолоцкого дворянства в губернское дворянское собрание.
Насколько обширно было хозяйство, доставшееся фон-Гаслеру, и что он смог сделать, говорят следующие статистические данные: так в 1886 г. в сельце Ивановское-Овсеево Овсищенской волости имелось 1547 дес. частновладельческой земли, в т.ч. усадебной 4 дес., пашни 196 дес., выгона 30 дес., сенокоса 152 дес., полустроевого леса 1017 дес., неудобий 148 дес. В аренду сдавалась мельница за 120 рублей в год и пустошный покос (71 дес.) исполу. В сельце содержали 22 лошади, 36 коров. В имении использовался наёмный труд. Инвентарь был плужной и сошный, внедрялся многопольный севооборот (начиналось с внедрения сеяных трав). Сеяли ржи 11 дес., овса 10 дес., ячменя 2 дес., картофеля 0,5 дес. Собирали урожай с десятины, исключая семена: ржи 72 меры, овса 88 мер, ячменя 48 мер, картофеля 50 четвертей, накашивали 9800 пудов сена. В имении было 9 жилых построек и 23 нежилых общей стоимостью 110750 рублей. Нанимались летом 25 работников. На усадьбе проживала 1 дворянская семья и 32 временно-проживающих крестьян.

В 1918 г. В.Ф. Гаслер с семьей был выселен из имения и поселился в Вышнем Волочке, где работал до своей смерти в качестве советского служащего в уездном земельном управлении. Национализация имения произошла 20 декабря 1917 г. на основании распоряжения Исполкома Вышневолоцкого Совета рабочих и солдатских депутатов, по которому выселенной семье Гаслера, состоящей из 7 человек, из которых 4 нетрудоспособны, разрешено получать продукты питания из бывшего своего имения.
В 1917 г., на момент национализации имения Гаслера, как он сам пишет, «в нем было свыше 2000 десятин земли, из коих значительная часть занята лесом спелым, средневозрастным и молодняком; я 30 лет неусыпно работал, чтобы сделать его культурным: на местах вырубок спелого леса сеял, сажал хвойные породы; на покосах срезал кочки, засевал травами и проводил осушительные канавы; на полях выбрали массу крупных и мелких камней... завел прекрасный с.х. инвентарь (до трёх и четырехлемешных плугов, борон пружинных, рандалей и зигзаг, а так же луговых борон, сеялок разбросной и рядовой, сенокосилок, конных граблей, жатки-сноповязалки включительно), племенное молочное скотоводство (голландско-симентальская), осушки на научных основаниях при содействии гидротехнических сил губернского земства и мелиоративного земледелия моховое болото в 80 десятин с целью лучшего произрастания леса и начал таковую же работу на болоте в 120 десятин, 2 года (1914 и 1915) делал опыты заведения в прилегающих озерах лучших пород рыб (снеток, судак, сельдь), поддерживал оранжерейное плодоводство; несмотря на тяжелые условия хозяйства в последние 2 года, при содействии труда военнопленных, в интересах государства и местного населения я не прекратил и старался не сокращать полевого хозяйства и, несмотря на неурожай, продал местным продовольственным органам в июле и августе 1917 г. до 700 пудов ржи и свыше 200 пудов овса по твердым ценам (3 руб. за пуд ржи) и для улучшения скотоводства в волости продал волостному комитету по пониженной цене до 30 голов племенного скота.
Мне кажется, что такое имение, как высококультурное и имеющее государственное значение, следовало бы сохранить от всякого расхищения из своекорыстных целей, причем необходимо строго выполнять требования декрета о земле».

После национализации имения в нем была создана сельскохозяйственная коммуна, просуществовавшая до мая 1919 г. В коммуне были первые коммунисты: Козлов Нил Васильевич, Веселов Василий Никитич, Крылов Михаил Никифорович, Иванов Илья Иванович. Дела в коммуне шли плохо, и к маю 1919 г. тревожные сигналы доходят до уездных органов: «В коммуне критическое положение с семенами. Рабочие ленятся, но советские праздники готовы праздновать». Делается запрос в уездный земельный комитет, который решил коммуну ликвидировать и на ее базе создать совхоз «Ивановский». Это произошло в мае 1919 г.
В течение 1919–1920 годов хозяйство «Ивановского» стало подниматься. В совхозе начинает работать своя кузнечно-слесарная мастерская. Заметно изменяется положение в полеводстве. По состоянию на 1920 г. получены следующие результаты:
Культуры.jpg

Накошено клевера 4395 пудов, заливных покосов 2000 пудов, полевые суходолы 860 пудов, а всего сена 7255 пудов. Кроме того собрано озимой и яровой соломы по 500 пудов. Вероятно, стало подниматься и животноводство: укос трав составил уже 75% от того уровня, которого добивался бывший владелец имения Гаслер.
В 1924 г. в совхозе «Ивановское» был случной пункт из 2 быков. К этому времени совхоз – в подчинении Губернского сельхозтреста. При совхозе возникло Ивановское мелиоративное товарищество, которое продолжало мелиоративные работы, начатые Гаслером. В 1926 г. это товарищество было премировано «за содействие устройству Удомельской сельскохозяйственной выставки в сентябре 1925 г., коллективные труды его членов, за организацию коллективного рассадника породистого ярославского скота, за общественную запашку, посевы овса, клевера для общественных нужд, за коллективную работу по мелиорированию болота, за размножение семян льна-долгунца всеми членами товарищества». Премия состояла из клеверотерки за 76 рублей 75 копеек и рандаля за 118 рублей.
Обширный перечень работ, в которых товарищество преуспело, подчеркивает эффективность коллективного труда при правильной организации его и добровольных началах.
В 1928 г. в совхозе «Ивановский» было 38 рабочих, для которых была определена потребность в хлебе в 40 цн.
В 1931 г. в совхозе открылись летние детские ясли. Началась прокладка телефонной линии Удомля–Ивановское. В 1932 г. в совхозе работал лесозавод (скорее всего пилорама и строгальный станок).
11 июля 1932 г. к совхозу «Ивановское» передана коммуна «Красный артиллерист».
29 января 1935 г. в Ивановском открывается торговля печеным хлебом. Ивановский сельсовет в сентябре 1936 г. присоединяется к Дягилевскому сельсовету с центром в д. Тараки.
По состоянию на 9 октября 1938 г. в Ивановском работает Дом отдыха «Ивановское» Московского мясокомбината. Эта дата взята с ходатайства о предоставлении дров для Дома отдыха на зимний период. 3 июня 1939 г. при почтовом отделении Дома отдыха «Ивановское» открыта сберкасса II разряда. 14 июня 1940 г. земельный участок Овсеево площадью 30 га передан под подсобное хозяйство Дома отдыха. Таким образом совхоз «Ивановское» постепенно растворился в Доме отдыха «Ивановское».
В годы Великой Отечественной войны в Доме отдыха появилась База отдыха летчиков Северо-Западного фронта. Аэродром в Смёнове и База отдыха создавали целый комплекс для фронтовой авиации.
В послевоенное время Дом отдыха переходит в подчинение Калининского областного Совета профсоюзов и переименовывается в дом отдыха «Голубые Озера». Долгое время директором Дома отдыха работал Юрий Александрович Каминский, внесший большой вклад в обустройство Дома отдыха.

Среди архивных документов есть указание, что в 1847 г. существовало Ивановское училище, появившееся, скорее всего, по инициативе П.И. Сназина. Но в 1896 г. в Ивановском открывается земское училище в новом, специально для него построенном здании. Ha 1 января 1898 г. в нем училось 70 учащихся, в т.ч. 52 мальчика и 18 девочек, а на 1 января 1899 г. – 69 учащихся, в т.ч. 48 мальчиков и 21 девочка.
В конце XIX века в училище были заведующий Богоявленский И.И. и учителем Павлов А.Н. В 1932 г. Ивановская начальная школа, развившаяся из земского начального училища, преобразуется в Школу колхозной молодежи (ШКМ). Впоследствии ШКМ возвратилась к своему бывшему статуту начальной школы.

Выше уже говорилось о появлении церкви в Ивановском-Овсееве. В 1900 г. здесь священником был Иван Иванович Богоявленский, псаломщиком – Алексей Васильевич Соколов. В марте 1908 г. на 70-м году жизни псаломщик Соколов скончался, на его место 19 марта 1908 г. назначен Вячеслав Успенский. В январе 1908 г. священник Богоявленский переведен в село Смёнково, а на его место назначен Сергей Раевский. 22 мая 1909 г. он избран кандидатом делопроизводителя отцов-депутатов духовенства Бежецкого училищного округа, и в 1913 г. его сменил Богоявленский Сергей, который к Пасхе 1915 г. был награжден набедренником. 1 июня 1909 г. псаломщик Вячеслав Успенский был уволен, а на его место был определен Вячеслав Синев. В 1914 г. его сменил Алексей Павлов.
Ивановско-Овсеевский приход включал в себя: сельцо Ивановское, деревни Погорелец, Хвалово, Дубники, Никулкино, Колпинец, Мотыли, Удино и две деревни за пределами современных границ района. По состоянию на 1900 г. в приходе было 123 двора, 866 прихожан, а в 1915 г. уже было 872 прихожанина.
В 1886 г. в селе Ивановское-Овсеево было 36 дес. церковной земли, в т.ч. усадебной 2 дес., пашни 14 дес., покоса 10 дес., дровяного леса 5 дес., кустарника 3 дес., неудобий 2 дес. Этот земельный фонд при церкви не изменялся до самой революции 1917 г. Держали 1 лошадь, 8 коров, 3 овцы. Использовали наемный труд и сдавали часть поля в аренду исполу. Сеяли ржи 3,5 дес., овса 3 дес., льна. 0,5 дес. Собирали урожай с десятины, исключая семена: ржи 48 мер, овса 60 мер, льносемян 16 мер, льноволокна 16 пудов. Накашивали 670 пудов сена. При церкви было 3 жилых и 8 нежилых построек стоимостью 1650 рублей. В селе проживало 2 семьи духовенства из 9 человек. Нанимали одну летнюю работницу.
19 марта 1935 г. поступило распоряжение Удомельского РИКа снять колокола с бездействующей Ивановской церкви. В 1937 г. церковь и отдельно стоящая колокольня были взорваны для получения кирпича.
На кладбище при церкви имеются захоронения, описанные в «Русском провинциальном некрополе»:

Фон ГАСЛЕР Софья Павловна, ур. Сназина-Тормасова, ум. 12.2.1904 г., 57 лет
ДАНИЛОВА Анна Илларионовна, жена дворянина Михаила Николаевича Данилова, ум. 6 апреля 1895 г., 27 лет
ДЕМИДОВА Александра Ивановна, жена капитан-лейтенанта Дмитрия Алексеевича, ум. 22 февраля 1859 г., 47 лет
ДОМОЖИРОВ Иван Яковлевич, отставной капитан-лейтенант, ум. 27 июня 1870 г., 63 лет
МЕНДЕЛЕЕВА Мария Александровна, ум. 21 февраля 1857 г., 25 лет
МЕНДЕЛЕЕВ Александр Григорьевич, отставной капитан, ум. 22 апреля 1881 г., 63 лет
СКАЧКОВА Мария Ивановна, дочь действительного тайного советника, ум. 1 ноября 1876 г., 86 лет
СНАЗИН Иван Терентьевич, генерал-майор, ум. 20 октября 1834 г., 60 лет
СНАЗИН Павел Иванович, действительный статский советник, ум. 4 марта 1883 г., 68 лет

На 1994 г. в Ивановском имеются отделение связи 171852, АТС, магазин, медпункт, современные спальные корпуса дома отдыха, парк со старинными прудами, лодочная станция, озерный пляж, девственный в охранной зоне лес, архитектурные памятники: хозяйственный комплекс помещичьей усадьбы – каретный сарай, кузница, конюшня, для выездных лошадей, помещение служащих господского дома, конюшня рабочих лошадей, фуражный сарай, скотный двор с постройками, господский двухэтажный дом.

Представляет интерес динамика хозяйств и населения села во второй половине XX века
табл.jpg

На фронтах Великой Отечественной войны погибли жители деревни:

1. БРАШКИН Алексей Иванович, род. 1912 г., рядовой, пропал б/в, 12.1941 г.
2. ДАНИЛОВ Егор Дмитриевич, род. 1908 г., рядовой, пропал б/в, 02.1942 г.
3. ЗАЙЦЕВ Иван Степанович, род. 1921 г., рядовой, погиб, февраль 1944 г.
4. КРУГЛОВ Владимир Васильевич, род. 1925 г., рядовой, пропал б/в, 11.1943 г.
5. МАКСИМОВ Иван Максимович, род. 1894 г., рядовой, пропал б/в, 08.1943 г.
6. МАЛИНИН Александр Алексеевич, род. 1909 г., ефрейтор, погиб, 05.1945 г.
7. МИТРОФАНОВ Павел Николаевич, род. 1920 г., сержант, погиб, март 1942 г.
8. МИТРОФАНОВ Николай Николаевич, род. 1912 г., сержант, погиб, 12.1942 г.
9. МИТРОФАНОВ Яков Митрофанович, род. 1892г., рядовой, пропал б/в, 05.1943 г.
10. ОВЧИННИКОВ Алексей Николаевич, род. 1922 г., рядовой, умер от ран, 05.1942 г.
11. ОВЧИННИКОВ Михаил Николаевич, род. 1913 г., лейтенант, погиб, март 1942 г.
12. ОВЧИННИКОВ Петр Михайлович, род.1897 г., рядовой, погиб, 11.1943 г.
13. ОВЧИННИКОВ Федор Николаевич, род. 1909 г., рядовой, пропал б/в, май 1942г.
14. ОСИПОВ Иван Осипович, род. 1902 г., рядовой, пропал б/в, 02.1942 г.
15. СМИРНОВ Иван Ефимович, род. 1902 г., рядовой, погиб, сентябрь 1943 г.
16. ТИХОМИРОВ Павел Тихонович, род. 1925 г., рядовой, умер от ран, 03.1944 г.

Работу выполнил Н.А. Архангельский, июнь 2001 г.
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 768
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

История Иоанно-Предтеченского храма в с. Ивановское-Овсеево

Сообщение Денис Ивлев » 31 авг 2019, 19:35

Ивановское - Овсеево. История исчезнувшего храма

Села Ивановское-Овсеево мы не найдём теперь на карте. Раньше это был Вышневолоцкий уезд, а ныне – Удомельский район, деревня Ивановское. И затерялась бы эта деревня среди прочих Ивановских, Ивановых, Иваньковых на просторах нашей страны, если бы не пансионат «Голубые озёра». Именно под таким названием знают это место и местные жители, и многочисленные туристы, что ещё приезжают взглянуть на развалины некогда гремевшего на весь Союз пансионата.
О храме теперь не напоминает ничего. Хотя церковь в Ивановском есть – небольшая деревянная, но она, увы, кроме посвящения, больше ничем не связана с некогда одним из красивейших храмов Тверской губернии. На место прежнего храма туристы и не заглядывают – лишь специалист отличит среди сосен и кустарников очертания фундаментов каменной церкви и колокольни, сможет найти среди травы и мусора кованые стяжки и битый красный кирпич XIX столетия. Величественный храм уничтожен уже слишком давно, что бы оставались свидетели его гибели.
Но мы постараемся вспомнить. И с помощью архивных документов, которые впервые введём в научный оборот, восстановить запутанную непростую историю храма Рождества Иоанна Предтечи села Ивановское - Овсеево.
Год 1918. Священник села Ивановское – Овсеево, будущий священномученик Николай Троицкий, составляет «Ведомость о церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи, состоящей в пределах Вышневолоцкого уезда, Тверской епархии в селе Ивановском Овсееве». О храме он запишет коротко: « Церковь построена в 1822 г. тщанием местнаго помещика Ивана Терентьевича Сназина. Зданием каменная с такою же колокольнею, особою от церкви, покрыта железом. Престолов в ней один во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи. Утварию недостаточна в отношении св. сосудов и церковных облачений. По штату к ней положен священник и псаломщик»1. В дальнейшем мы не раз обратимся к этому документу.
А пока попытаемся понять, когда же и где возник первый храм в окрестностях Ивановского. Ведь в документах XVII-XVIII вв. никакого села Ивановское - Овсеево не значится, а есть просто – село Овсеево. Храм в селе Овсеево возник не ранее XVII столетия, в известных нам Писцовых книгах XVI в. такого храма не найдено.


Село Ивановское и усадьба «Авсеево» на карте Менде, 1853 г.

«Церковь Божия во имя Николая Чудотворца»
Посвящение первоначального храма было иное – в честь Святителя и Чудотворца Николая. Село Овсеево находилось в полутора верстах от существующей ныне деревни Ивановское Удомельского городского округа. Там имелась усадьба, принадлежавшая дворянскому роду Сназиных и приходское кладбище, на котором и стояла деревянная церковь.
Дело за 1778 г. «О построении Вышневолоцкаго уезду в выставке Овсееве вместо сгоревшей вновь каменной церкви» открывает задокументированную историю храма.
«Епархии Вашего Высокопреосвященства в означенной нашей выставке селе Овсееве церковь Божия во имя Николая Чудоторца деревянная сего 1778 г. марта 10 дня после божественныя литургии пополудни в третьем часу неведомаго приключения вся без остатку сгорела»2, - так написали в прошении на имя Тверского епископа Арсения: генерал-поручик Терентий Иванов сын Сназин, лейб-гвардии корнет Федор Павлов сын Дуров и поручик Артамон Семенов сын Заостровский. Помещики после пожара, видимо, посовещались и решили просить о разрешении им построить новую деревянную церковь в честь того же святого и на прежнем месте. «Другия Божия церкви, - писали помещики епископу, - поблизости нас не имеется х которой мы всегда по усердности нашей прибегнуть могли, прочие погосты отстоят от нас в отдаленности, а в вешнее время разлитием вод путь к оным весьма неспособен»2. Положение сельца – выставки было второстепенным по значению к основным погостам.
Поступило и «препровождённое» прошение от Вышневолоцкого духовного правления «вотчины отставного прапорщика Алексея Данилова сына Давыдова деревни Погорельца соцкого Василия Ефимова с товарищи» и «помещицы Лукерьи Даниловой деревни Колпянца старосты Василия Тимофеева», где они просят присоединить их деревни из прихода с. Глубокое к приходу с. Овсеево. 3 Благочинный с. Осечно священник Гавриил Васильев сообщил духовным властям, что соседнее село Озеряево находится от Ивановского на расстоянии 15 вёрст, Егорьевский Глубоцкий погост – 11 вёрст за озером Сестрино и протокою.4
В выставке Овсеево по справке благочинного служили священник Аксон Тимофеев, 61 года, вдов, в чтении и пении искусен и дьячёк Трофим Никифоров, 43 лет, женат, в чтении и пении посредственен. Пашенной земли у церкви было «15 четвертей в поле, а дву по тому ж».5
Бедность и малочисленность прихода, сгоревший храм, престарелый священник – всё это было не в пользу села Овсеева. Над приходом нависла угроза полной ликвидации. 25 дня в Вышневолоцком духовном правлении получили указ правящего архиерея «о приписании прихожан к ближайшей церкви, священнику яко вдову просить в монастырь, дьячку приискать место».6 Тем дело не кончилось.
Инженер подпоручик Терентий Иванов сын Сназин (1734-19.09.1794) сыграл особую роль в истории Овсеевского храма. Не ясно, как и когда было отменено решение правящего архиерея о расформировании прихода, как было получено разрешение на строительство нового храма. К этому периоду истории прихода ещё много вопросов.
Прошение Т.И. Сназина от 21 сентября 1781 г. подтверждает его роль в построении нового деревянного храма: «В бытность мою сего 781 г. февраля 1 дня у Вашего Преосвященства в Твери для изпрошения о написании собственными моими средствами вновь построенной в показанном селе Овсеево церкви Чудотворца Николая святых икон архипастырскаго Вашего благословения я удостоин был, а так же те святые иконы мною написаны и церковь ко освящению представлена».7
Епископ Арсений «1781 г. октября 2 дня» благословил освятить храм по чиноположению церковному «и при том сказать поучительное слово» священнику и благочинному с. Млёво Козме Иоаннову», 8 ему же благочинному вышеписанному инженер-поручику за написание святых икон собственными его трудами, что доказывает особливо его ревность к святой церкви объявить Божие благословение, а святой антиминс и святое миро отпустить из кафедрального собора»8, - писал в своей резолюции Владыка Арсений.
Иконы, написанные трудами помещика Терентия Сназина упомянуты в «Реестре Вышневолоцкаго уезда Осечновскаго погоста села Овсеева учинённой о вновь построенной не освященной деревянной церкви Чудотворца Николая».9 :«А именно царские двери гладкие Благовещения Пресвятыя Богородицы. Над царскими дверьми сень с написанием Тайной вечери, по правую сторону царских дверей образ Господа Вседержителя стоящего, по левую сторону образ Пресвятыя Богородицы с предвечным Младенцем стоящих, на правом крылосе образ Воскресения Христова, на левом крылосе образ Николая Чудотворца…».9
Начало XIX в. ничем особо примечательным в истории Овсеевского прихода не отмечено. Менялись священники и пономари. Правда, при очередном из них – священнике Иване Матвееве, произведённом из диакона во священники в 1802 г., будет приписана «в сей приход» д. Семёново, да ещё случится большой пожар в имении Сназиных. Об этом есть упоминание в деле «О освящении Вышневолоцкаго уезда в селе Овсееве деревянного храма» за 1804 г. Храм освящали «по случаю содвигнутия в оном с места во время случившагося в оном селе минувшаго июля на 23 число во дворе господина генерал-майора Сназина пожара простым народом святаго престола, разрушения жертвенника и выноса иконостаса обще с того села местным священником».10 Никольский храм чудом не сгорел, хотя дом Сназина сгорел полностью со скарбом и утварью. Вещи в храм вернули и освятил его священник Иван Матвеев в сослужении со священником с. Глубокого Трофимом Григорьевым 16 августа.
Храм освятили, вздохнули свободно, но ненадолго. Наступил 1813 г.
«Текущаго октября 29 числа правлению Вышневолоцкаго уезда благочинной села Маг священник Иван Кузьмин репортом донес, что ведомства его в селе Овсееве деревянная церковь сего октября 26 дня сгорела», - так начинается доношение Вышневолоцкого духовного правления в тверскую Консисторию, где подробно описаны и обстоятельства пожара: «священноцерковнослужители того села объявлением представили: что они того 26 числа, что было в воскресенье, отправив в упоминаемой их церкви всенощное бдение и за всем бывших в церкви людей вышли все вместе и заперши дверь разошлись по домам. Не ранее как в исходе седьмого часа пополуночи и потом из них священник отправился для исправления нужнейшей христианской требы в приход, где и пробыл не более одного часа, а возвратившись оттуда пришедшему к нему докладывать о начатии благовеста к литургии пономарю Саве Потапову приказал производить оной. Но в ту самую минуту услышал народный крик, что церковь их горит, … бросились с ним пономарём во оную и видя к погашению ея неудобность, немедленно священник сняв со ствятаго престола священный антиминс, евангелие, животворящий крест, а причетник ризницу и книги, а простой народ выломав иконостас и прочее все изнесли и сохранили от снедающего пламени в целости и в благопристойном месте».11
Позднее в Вышневолоцком земском суде рассматривали дело о пожаре. «Причины же от коего загорелась та церковь найти не могут, - писало Вышневолоцкое духовное правление, - а только заключают, что оное последовало от теплющагося у леваго клироса пред образом Святителя Николая в стеклянной лампаде ибо по вбежании в церковь заметили они, что наиболее от сего места пламень по обитым на стене спалерам поднимался на самый купол крутой берестой … да и самый образ Святителя Николая сгорел».12
Очень символично, что сгорел именно образ Святителя Николая. Через некоторое время последовал указ «прихожан приписать на время рассмотрения дела к другой церкви и устроить следствие на законных основаниях».13 Началось строительство храма в честь Иоанна Предтечи и Никольская церковь в селе Овсеево навсегда прекратила своё существование.
А пока благочинный все церковные предметы и «иконостас опечатал обще с приходским священником и оставил в доме генерал-майора Сназина впредь до повеления высшаго начальства в пристойном и безопасном месте, а священный антиминс к отсылке куда следует представил».14


Строительство нового храма в Ивановском, 2017 г.

Рождение нового храма. Первые трудности
После пожара, местные помещики и духовенство разделились на две противоборствующие стороны в вопросе о строительстве нового храма. Одни говорили о том, что храм стоит поставить на новом месте, другие – на старом. И даже семья Сназиных по этому вопросу разделилась. В 1814 г. начинается одна из самых ярких страниц истории прихода села Овсеево.
Открывает её прошение генерал-майора Ивана Терентьева сына Сназина Тверскому Архиепископу Мефодию: «Состоящая Вышневолоцкаго уезда в вотчинном моем селе Овсееве деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая в минувшем 1813 году по власти Божией сгорела; на место коей по усердию к Святой церкви я имею желание выстроить новую каменныйм зданием во имя Рождества честнаго Пророка и Крестителя Иоанна церковь собственным иждивением своим. Место же для построения оной церкви я нахожу способным в усадьбе моей сельце Ивановском отстоящем от села Овсеева не с большим в одной версте»15.
К прошению приписано одно весьма важное замечание Сназина: «прилагаю при сем той церкви на построение план и фасад Губернским Архитектором засвидетельствованный и испрашиваю на сие Архипастырской резолюции. Марта 14 дня 1814 г.».16 В этот период Тверским губернским архитектором был зодчий Карл Иванович Росси. Эта запись Сназина, да сама архитектура церковного здания свидетельствуют о том, что новый храм был выстроен по проекту великого зодчего.
Не удивительно, что Сназин вознамерился выстроить новый храм именно при усадьбе Ивановское. В 1797 г. император Павел I пожаловал ему земли вокруг озёр Сестрино и Волчино и по реке Судомля, а так же тысячу душ крепостных, что сделало его одним из богатейших дворян Тверской губернии. Это время большого строительства комплекса усадьбы Ивановское. Возведено большинство из имеющихся построек, тогда же появился парк, лиственничная аллея которого как раз вела к месту нового храма. В 1813 г. по описанию благочинного «в приходе села Овсеева показано сельцо Ивановское в одной версте, в нем жительствует генерал-майор Сназин, при нем дворовых сорок семь, крестьян в деревнях тридцать восем, а всего семдесят пять душ».17
30 апреля в Ивановское прибыла комиссия из Вышневолоцкого духовного правления в лице благочинного священника с. Маги Ивана Козмина, духовника и священника с. Глубокое Алексея Филиппова и депутата с духовной стороны священника с. Грибны Никиты Харитонова. Они сделали заключение о годности места под новый храм: «Назначенное господином Сназиным под постройку каменной церкви в сельце его Ивановском место по грунту земли способно и священносцерковнослужительских дворов отстоит с небольшим в одной версте и в приходе к оной церкви никакого препятствия не имеется… и оное место господин Сназин уступить вечно под церковь соглашается, да и священник с прочими прихожанами на построение в том сельце Ивановском каме