Млёво, храм, могила Марфы

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

Из книги А. Г. Авдеева «Валунные надгробия Верхневолжья..."

Сообщение Алексей Крючков » 18 апр 2018, 21:34

Из книги А. Г. Авдеева «Валунные надгробия Верхневолжья (конец XV - вторая треть XVIII в.). Вопросы генезиса, бытования и источниковедения» (цитата с сокращениями и небольшими перефразировками для краткости)

Героизацию Марфы Борецкой невольно сделал Н.М.Карамзин своей исторической повестью «Марфа Посадница», опубликованной в 1803г. Возможно, этому же поспособствовал и патриотический подъем настроений в стране после победы над Наполеоном.

Но массовый читатель не понимает разницы между исторической художественной литературой, где допустимы домыслы автора к основе из исторических фактов, и научной историей, где домыслы непозволительны. Каковы же были факты?


"В московских и региональных летописях XV–XVI вв. Марфа Посадница изображалась исключительно как искусительница, сбившая новгородцев с истины (Александрова В. А. Образ Марфы Борецкой в русских летописях XV–XVI веков // Новгородика–2012. У истоков русской государственности. Материалы IV Международной научной конференции. Ч. 1. Великий Новгород, 2013. С. 350–355.)

В народных преданиях её образ не имел ореола народной героини. Одно из сказаний, записанное на Беломорском побережье, сохранило память о ней как о суровой крепостнице, ограничившей крестьянскую свободу в пользу Соловецкой обители, о чём помнили во времена Петра I. (Криничная Н. А. Предания Русского Севера. СПб., 1991. С. 183. № 337)

Другое сказание, записанное там же, восходит к Житию прп. Зосимы Соловецкого, созданному на рубеже XV–XVI в. ( Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVI–XVIII вв.). Т. II. Тексты. М., 2001. С. 37–38), и рисует защитницу новгородских вольностей алчной и беспринципной стяжательницей, которой подвижник предрёк бесславное будущее, ибо «кривда сидит в Новгороде, а правда на небо взята» (Легенды. Предания. Бывальщины / Сост., подг. текстов, вступ. статья и примеч. Н. А. Криничной. М., 1989. С. 94–95)"

Но местному народу, поверившему во Млёвскую Марфу, все эти факты были не только не известны, но и не нужны. "Уверенность в принадлежности памятника Марфе Борецкой придавали рассказы о её явлениях больным, страждущим и немощным, а также о чудесных исцелениях у валуна. Надгробие стало обрастать живописными легендами."

"Н. К. Рерих, посетивший Млёво в 1906 г., поэтически обработал эти предания в очерке «Марфа Посадница», назвав их «таинственным атавизмом», чарами которого «открывается нам лучшее из прошлого». Впрочем, Н. К. Рерих, обыгрывая вырезанную на надгробии дату, сочинил легенду о четырнадцати годах скрытного пребывания Марфы Посадницы в Млёвском монастыре и её смерти в этой обители. (Рерих Н. К. Избранное. М., 1990. С. 29–30. см.: Иванов М. А. Рерихи и Тверской край. Тверь, 2007. С. 104–105)"

"Новгородский Большаковский летописец — единственный источник, который называет дату её смерти: «лэт ¤з7зi в весны на д7 нд7ли по велице дн7и в среду въ ~горьевъ дн7ь преставис марfа скимница посадница ноугородцкаа» (Цит. по: Конявская В. Л. Эпоха Ивана III в Новгородской Большаковской летописи // Труды кафедры истории России с древнейших времён до ХХ в. / Отв. ред. А. Ю. Дворниченко. СПБ., 2006. С. 85), но места смерти и погребения не названы.

Летопись содержит ошибку: в 1509 г. Юрьев день (24 апреля) не совпадал со средой 4-й недели по Пасхе. Исследовательница ссылается на мнение акад. В. Л. Янина, который отмечает, что указанные праздники совпадали в 1483 и 1494 г. и могут иметь отношение к дате смерти Марфы, так как не противоречат последнему её упоминанию в летописях (6986/1475) и её вероятному возрасту.

Из всех предложенных исследователем дат только 7002/1494 г. совпадает с датировкой млёвского надгробия, но не с её содержанием, которое не имеет набора обязательных информационных единиц, употреблявшихся в надгробных надписях с конца XV в.:
- не указано имя отца умершей,
- неясно её семейное положение, так как отсутствуют имя мужа, равно как и статус незамужней девицы.
- Не упомянут в эпитафии и схимнический сан покойной (что было бы естественным для эпитафии Посадницы).

Принадлежность млёвской Марфы к семье служилых людей исключена, так как развитая система поместных владений на погосте относится к 1550/51 г. (ПКНЗ. Т. 1. Новгородские писцовые книги 1490-х гг. и отписные и оброчные книги пригородных пожен Новгородского дворца / Сост. К. В. Баранов. М., 1999. С. 233–234)

Сомнительна её принадлежность к семье церковно- или священнослужителей, так как наиболее ранняя информация о сельских приходских храмах — Егорьевском и Петропавловском, — сосуществовавших с Троицким монастырём, относится к этому же времени (Новгородские писцовые книги. Т. 6. Книги Бежецкой пятины. I. 1501 г. — II. 1551 г. — III. 1564 г. СПб., 1910. Стб. 567–568; ср.: ПКНЗ. Т. 1… С. 233–234).

Скорее всего, умершая могла происходить из несведённых крестьян Млёвского погоста, ставшего великокняжеским владением в 1478 г. Именно такую картину расселения в Млёвском погосте на конец XV в. даёт писцовая книга Деревской пятины 1495/96 г. См.: ПКНЗ. Т. 1… С. 69–72

Житие прп. Зосимы Соловецкого сообщает, что мятежная боярыня вместе с сыном Фёдором и дочерьми «послана бысть в заточение в Нижний Новгород» (Минеева С. В. Рукописная традиция... С. 37–38).

На это указывают и опубликованные в конце 30-х гг. XIX в. предания о последних годах жизни Марфы Борецкой, которые отчасти подтверждаются сведениями Большаковского летописца о принятии ею схимы (возможно, под именем Марфы). Первое предание — о пострижении Марфы в одном из женских монастырей Нижнего Новгорода с именем Мария — было записано в Соловецком монастыре архимандритом Досифеем (Досифей, архим. Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря и других подведомых сей обители монастырей, скитов, приходских церквей и подворьев, с присовокуплением многих Царских, Патриарших и других знаменитых Гражданских и Духовных лиц, граммат, относящихся к истории сего монастыря. [Ч. 1]. М., 1836. С. 60.)

Предание, бытовавшее в Нижнем Новгороде и зафиксированное П. И. Мельниковым (Печерским), сообщает, что Марфа Посадница была пострижена в нижегородском Зачатьевском монастыре, но неизвестно, «в Нижнем ли умерла она или где-нибудь в другом месте». Начинающий литератор даже предпринял поиски её надгробия, оказавшиеся безрезультатными (Мельников П. И. Надгробный Камень в Нижнем Новгороде // Отечественные записки. Учёно-литературный журнал. 1840. Т. XI. Ч. VII. С. 49.)

Таким образом, отождествление надписи на млёвском валуне с Марфой Посадницей противоречит имеющимся источникам и, главное, самой эпитафии. Тем не менее, эта легенда усиленно поддерживается краеведами Вышнего Волочка и Удомли. (Подушков Д. Л. История села Млёва… С. 9; Ступкин Е. Встал монастырёк ново… Из истории вышеволоцких монастырей. Вышний Волочёк, 2009. С. 87)"
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3451
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Ещё из книги - интересная история изучения этой плиты

Сообщение Алексей Крючков » 18 апр 2018, 21:45

"У надгробия Марфы была иная судьба. Оно привлекло внимание архиепископа Мефодия (в миру Михаил Алексеевич Смирнов), управлявшего Тверской и Кашинской епархией в 1804–1814 гг. Будучи «любителем и знатоком древностей отечественных», он изъявил желание ознакомиться с сенсационной находкой, тем более что благодаря Н. М. Карамзину имя Марфы Посадницы было у всех на слуху.

Дело было поручено настоятелю Казанского собора в г.В.Волочке протоиерею Василию Петрову, для которого владыка составил специальную инструкцию — обмерить надгробие, определить материал, из которого оно изготовлено, и снять копию с надписи. Можно признать, что архиепископ Мефодий стоял у истоков изучения валунных надгробий, а его инструкция по требованиям тщательного описания эпиграфического памятника значительно опередила применявшуюся в то время методику исследования древнерусских лапидарных надписей.

29 мая 1811 г. прот. Василий Петров в соответствии с полученной инструкцией составил рапорт об исследовании находки, и этот день с полным правом можно считать днём рождения научной методики исследования подписных валунных надгробий.

Для отождествления эпиграфического памятника священник привлёк достоверный источник — Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского, в которых было использовано Житие прп. Зосимы Соловецкого, где говорилось о ссылке боярыни в Нижний Новгород. (Кни1га жи1тій свzты1хъ на мёсzцъ а3прjллій. Съ а7-го по з‹ де1нь. М., 1888. Л. 22) Следуя источнику, автор рапорта высказал сомнение в принадлежности намогильного памятника Марфе Посаднице.

Млёвский камень попал в поле зрения Н. М. Карамзина. В VI томе «Истории Государства Российского» (издан в 1816 г.) он датировал искомую плиту 7000 г. от Сотворения мира (буквенная цифирь не была прочтена прот. В. Петровым), раскрыл окончание эпитафии как сокращение фразы «на па(мять)» и указал на несоответствие указанного на плите года смерти времени высылки Марфы Борецкой из Новгорода. (Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т. VI. М., 1998. С. 258. Прим. 180)

Публикация надгробия состоялась в 1828 г. в журнале «Русский зритель», издававшемся по инициативе известного московского историка К. Ф. Калайдовича . Данная статья вышла без подписи, но есть основания полагать, что её автором был М. П. Погодин, исполнявший обязанности редактора данного номера и определённо интересовавшийся русской эпиграфикой. К статье прилагался эстампаж надписи, выполненный прот. В. Смирновым, что было абсолютно новым словом в древнерусской эпиграфике: все публикации надгробий эпохи Московской Руси, осуществлённые в последней четверти XVIII — начале XIX в., передавали текст эпитафий гражданским шрифтом в соответствии с действующими на момент издания орфографическими правилами.

Таким образом, надгробие Марфы стало первым изданным по научным правилам подписным надгробием Московской Руси, а дискуссия вокруг него сформировала правила научной публикации эпиграфических памятников этой эпохи, однако закреплены они были только в начале ХХ в.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3451
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Мой субъективный итог этой дискуссии

Сообщение Алексей Крючков » 18 апр 2018, 22:00

Таким образом, со стороны учёных историков вопрос об этой плите изучен, обсуждён и закрыт давно. Только мы тут об этом не знаем. ) Ну, или не хотим знать (или не способны), ежели вопрос веры для кого-то из нас приоритетнее научной точности.

При всём при этом, млёвская плита является уникальным памятником - самым древним известным в России примером могильной надписи на природном валуне. И к тому же, положившим начало научному изучению в России подобных могильных памятников! За каждую из этих "заслуг" данному камню можно не то что крышу и оградку железные ставить, а и стены с крышей-саркофагом, как над домиком Петра в Питере, и музей рядом открывать, и асфальтовую дорогу прямую из Волочка проводить, для толп экскурсантов с Руденей во главе! )) Чего ещё в Удомле есть такого, в чём мы самые первые во всей России?!!

Нет нужды насаждать всем (через газеты) мифы и легенды о том объекте, который и сам по себе является по-настоящему легендарным, без всяких сказок!

А верить или не верить в чудеса этой Марфы - вопрос сугубо личный, его даже обсуждать не стоит. Как батюшка сказал при мне: "Если эта вера кому-то помогает, так разве это плохо?"
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3451
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Млёво

Сообщение Денис Ивлев » 19 апр 2018, 18:18

Легенд вокруг Млёва много:) Тут мне пытались доказать, что с погоста идёт подземный ход в Троице-Млёво. При чем на самом серьёзе:))))
И что бы как-то разобраться с этими легендами, я залез в архив. Вчера изучил 20 дел, касающихся истории храма и окрестных часовен. Сделал открытие в имени архитектора храма и относительно судеб бывших здесь церквей. Ждите статью, сделаю на днях.
И последнее, ради чего всё и начал. Книг написано много об Удомельском крае, ещё больше статей, но в делах о Млёво нет НИ ОДНОГО ПРОСМОТРА!!! Где же брали тогда всю информацию...
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1665
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

Сообщение Алексей Крючков » 19 апр 2018, 19:45

Нынче появились писатели, берущие информацию не из архивов, а из Википедии. )) И тому подобных анонимных свалок в Тырнете. Так быстрее и проще. ) И можно статьи штамповать прямо конвейерным способом! )) Поэтому среди учёных историков слово "краевед" сделалось уже почти что ругательным. ))
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3451
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

"Млёво". Ч.1. Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Балаблиха » 14 апр 2019, 15:10

Статья из машинописной книги Н.А. Архангельского «История деревень Удомельского района», написанной им в 1999 – 2002 годах.
Подробнее о книге и использованные источники смотрите здесь: viewtopic.php?p=14071#p14071
В этой теме форума выше уже имеются интересные материалы, не вошедшие в статью Архангельского.


МЛЁВО
Село колхоза им. Дзержинского Мстинского сельского округа Удомельского района расположено на восточном берегу р. Мста, отступив на 100 м от зоны весеннего половодья. Рельеф ровный с небольшим уклоном в сторону р. Мста и ручья Млёвка. Высота 150-155 м над уровнем моря при урезе воды в реке 146 м. С севера села – луга и поля, на ЮВ между Млёвом и Красносельем, в пойме ручья Млёвки – небольшой лес паркового типа. На запад, за р. Мстой видны пойменные луга, озовые гряды, старицы, а за ними – громадный лес, уходящий в Бологовский район.
Млёво 1.jpg

От Млёва на север к д. Манихино – 4 км по грунтовой улучшенной дороге, по ней же до ст. Мста – 6 км, на восток к Красноселью по грунтовой дороге 0,5 км, на юг до Залучья – 0,5 км. До г. Удомля по прямой на восток 25 км.
Название села происходит от старославянского прозвища Мель – мелкий, малый, небольшой. При переходе от антропонима к комониму исчезает «Е», как например, Мель – Млёво и в однотипных по конструкции случаях: Гребень – Гребнево, Комель – Комлево, Федень – Феднево и т.п.

Село впервые упоминается в 1551 г. в Писцовой книге Бежецкой пятины (стр. 567) и в 1545 г. (стр. 304 и далее). А вообще-то появление Млёва следует отнести к 947 г., когда великая княгиня Киевская Ольга проплывая по Мсте, «ставила погосты и дани». И лучшего места в верховьях Мсты для погоста не было: обратите внимание на заливы на реке, которые окаймляют удобные пологие берега, к которым удобно причаливать речным судам: это готовые речные гавани в любое время года. Мимо такого примечательного места Ольга не могла проплыть равнодушно. Древние погосты охватывали огромные территории. Вот и Млевский погост охватывал на север селения до Меглинского погоста, на юг он доходил до оз. Ящино, на восток до оз. Грибны, Маги, а на запад местами перешагивал через Мсту в Деревскую пятину.
Вот что написано о нем в 1551 г.: «В Егорьевском погосте во Млеве погост, а в нем церковь Егор великий, а на полатех 2 придела Преображенье Спасово да Знаменье пречистое, да теплая церковь апостол верховный Петр и Павел. Да на церковной-ж земле дворы: дв. поп Афромей Исаев, дв. поп Федор Филипов, дв. дьякон Иван Темохов, дв. церковный сторож Рохно Ондрюшин, дв. диак Баймак Кузмин... Да во Млеве-ж на погосте у ряду на реце на Мсте на острову 225 лавок по старому писму, а по новому писму 332 лавки». На погосте был Ряд, где было два господских (больших) двора Ондрейца Никифорова Крюкова и Богдана Михайлова Посохова, да 22 безземельных двора земцев – свободных, но безземельных, как правило, ремесленников и торговцев. От Млева были волоковые пути на р. Волчину или оз. Маги, которые обслуживали рядовичи. Кроме того здесь еще было 12 меновых дворов (со сменяющимися владельцами) без пашни, да 5 крестьянских и 1 двор рыболова, а всего 40 дворов, – по тем временам поселение очень большое. «На Острову (берег около острова) стояли лавки помещичьих крестьян: Федоровы, да Юрьевы Крюковых, да Олешины, да Семейкины, да Рудаковы Дуровых, а дают в тех лавках приезжим гостем торговать до Петрова дни и по Петрова дни всего 2 недели, а на великого князя берут с лавки по 4 алтына».

В 1859 г. Млёво – центр прихода, село, где было 50 дворов с 350 жителями – государственными крестьянами.
Карта Менде.jpg
Млёво на карте Менде, 1853г

В 1886 г. здесь уже было 80 дворов, в т.ч. 24 бобыльских, с 375 жителями, в т.ч. 73 бобылями. В Млёве было 66 грамотных взрослых и 7 учащихся. 4 бобыля нищенствовали.
В 1861 г. Млёво – центр волости временнообязанных, в 1870-е годы при изменении волостного деления Млевская волость вошла в состав Казикинской волости.
В 1886 г. в селе было 480 дес. надельной удобной земли, в т.ч. 10 дес. усадебной, 245 дес. пашни, 105 – сенокоса, 37 – полустроевого и 8 дес. дровяного леса и 75 дес. кустарника. Кроме того было куплено 127 дес. земли, в т.ч. 84 – сенокоса и 30 дес. дровяного леса. 35 хозяйств арендовали покосы. В селе содержали 60 лошадей, 91 корову, 59 овец, а всего с молодняком 207 условных голов. В Млёве было 29 безлошадных и 25 бескоровных хозяйств.
Почвы на млевских полях песчаные. На них сеяли ржи 81 дес., овса 63 дес., ячменя 8 дес., картофеля 5 дес. и льна 5 десятин. Высевалось и собирался урожай за исключением семян: ржи 81 и 243 четверти, овса 158 и 237 четвертей, ячменя 10 и 30 четвертей. На надельных покосах накашивали 4950 пудов сена. Село платило повинности 591 руб., в т.ч. 413 выкупных платежей.
Млёво стояло на тракте Вышний Волочёк–Боровичи (Ящинский тракт), поэтому в селе было 2 постоялых двора, 3 мелочные лавки. Местным промыслом занимались торговцы, содержатели постоялых дворов, батраки, чернорабочие, возчики дров. Отхожим промыслом были заняты заводские рабочие, пастухи, чернорабочие, красильщики, сапожники, портные.

В 1911 г. в Млёве было 59 крестьянских хозяйств с 293 жителями, среди которых было грамотных 112 взрослых и 25 учащихся. В деревне содержалось 37 лошадей, 53 коровы, 48 овец и 2 свиньи, а всего с молодняком 114 условных голов. Местным промыслом занималось 16 человек из 14 хозяйств. Отхожим промыслом занимались 52 человека из 30 хозяйств, из них 38 работало в Петербурге и 14 – в других губерниях.
После строительства железной дороги почтовый тракт Вышний Волочёк утратил свое значение, регулярное движение на нем замерло, отпала надобность в постоялых дворах. В 1911 г. в селе осталась одна мелочная лавка. В селе землей владели 52 хозяйства, у которых было 186 дес. пашни, 229 дес. покоса; надельной земли было 423 дес., купленной 118 дес., арендованной 57 десятин.
В сельце Млёво (не в селе) имелось 1308 дес. земли частного землевладения, в т.ч. 9 дес. усадебной, 49 дес. пашни, 102 дес. сенокоса, 100 дес. строевого и 1005 дес. дровяного леса. Имелось 4 лошади, 47 коров, а всего с мелким скотом и молодняком – 79 условных голов. На полевых работах использовались наёмные работники. Сеяли 15 дес. ржи, 15,5 дес. овса, 2,5 дес. ячменя и 1 дес. картофеля. Накашивали 5790 пудов сена. На усадьбе 6 жилых, 22 нежилых постройки. На усадьбе постоянно работало 4 мужчины и 5 женщин, а на лето нанимались еще 2 мужчины. В сельце проживала 1 дворянская семья из двух человек.
При селе Млёво была небольшая частновладельческая усадьба в 2 дес. и 33 полевых и сенокосных угодий. Здесь было 1 лошадь и 15 коров. На усадьбе стояло 11 жилых и 25 нежилых строений стоимостью 4490 рублей. Здесь постоянно проживало 2 батрака, а на лето нанималось дополнительно 2 батрака. При селе проживало 7 семей духовенства: 13 мужчин,11 женщин, а всего 24 человека, и 1 купеческая семья.

В Млёве стояла каменная церковь постройки 1849 г. с 6 престолами: Спаса Нерукотворного Образа, преподобного пророка Ильи, Крестителя Господа Иоанна, Успенья Божьей Матери, Святого Великомученика Георгия Победоносца и Святой Великомученицы Варвары. Млёвский приход был самым крупным на удомельской территории, поэтому делился на 2 части, для которых в церкви было 2 священника (традиция, сохранившаяся с ХVI в.), которые обслуживали: один – селения севернее Млёва, другой – южнее. С 1888 г. в первой части прихода священником служил Александр Павлович Любский (1860–1909). В 1908 г. он был награжден благословением Святого Синода и грамотой. 13 июля 1909 г. он уволен согласно прошению и вскоре скончался. Его сменил его сын Нил Александрович.
Во второй части прихода с 1891 г. служил священник Измаил Васильевич Ювеницкий. Он, как и Любский, был награжден благословением Святого Синода и грамотой. В 1909 г. его сменил священник Александр Флеровский, который к Пасхе 1915 г. был награжден Набедренной Повязкой. С 1885 г. дьяконом служил Николай Федорович Успенский, которого 10 августа 1908 г. сменил Иван Фелюков. В 1913 г. Фелюкова сменил Пётр Сергеевич Орлов. С 1893 г. Орлов был псаломщиком по первой части прихода, и когда стал дьяконом, его сменил Константин Предтечев. Вторым псаломщиком с 1898 г. был Андрей Васильевич Чесной, которого в 1905 г. сменил Николай Крестников. Он оставался в этой должности и в 1915 г.
В Млёве были часовня Всемилостивейшего Спаса и часовня Иоанна Крестителя.
Церковь действует до сих пор, хотя в 1930-х годах на церковь приходились различные невзгоды. Так, 8 апреля 1935 г. по распоряжению Комиссии по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР началось проведение учёта и переоценки предметов культа и драгоценных металлов в Млёвской церкви. 26 июня 1935 г. постановлением Удомельского РИКа были сняты колокола. 16 июля 1935 г. тем же РИКом было разрешено снять железную ограду при Млёвской церкви для строительства моста через р. Мста. 27 июля 1935 г. здания деревянной церкви и двух часовен, находящихся в бесхозном состоянии, не используются и приведены в непригодность, передать под постройку избы-читальни в с. Млёво. 26 декабря 1936 г. Млевская Спас-Георгиевская церковь была закрыта.

(окончание ниже)
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 627
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

"Млёво". Ч.2. Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Балаблиха » 14 апр 2019, 15:17

(окончание)
Кладбище вокруг церкви представляется источником исторических сведений о селе Млёве и окрестностях. Здесь захоронены личности, оставившие определенный след в местной истории:

ВАДКОВСКИЙ Федор Васильевич (7 апреля 1879 – 10 декабря 1912) – внук декабриста Вадковского Федора Федоровича (1800–1844). Либеральный деятель
ГЕОРГИЕВСКИЙ Иван Алексеевич (1811–1882), священник, с женой Е.Т.
ГЕОРГИЕВСКАЯ Елизавета Тимофеевна (1814–1887), урожд. Соколова, двоюродная сестра Дмитрия Ивановича Менделеева, жена Георгиевского И.А.
ГЕРАСИМОВА ...... Максимовна
ГЕРАСИМОВ Иоанн Герасимович, ум. 30 декабря 1858 г.
ГЕРАСИМОВ Николай Иванович, ум. 24 октября 1880 г.
ЗАГРЯЖСКАЯ Анастасия Львовна, без даты
ЗАГРЯЖСКИЙ Василий Васильевич, без даты
ЗАГРЯЖСКИЙ Василий Иванович, без даты
ИРЕЦКАЯ Ольга Павловна, ум. 14 мая 1881 г.
ИРЕЦКИЙ Александр Фёдорович, ум. 21 августа 1848 г.
ЛЮБСКАЯ Надежда Ивановна (1857–1934)
ЛЮБСКИЙ Александр Павлович, ум. 14 июля 1909 г. Служащий 27 лет
ЛЮБСКИЙ Нил Александрович, ум. 1916 г. Священник Млёвской церкви
МАРФА ПОСАДНИЦА. На плите надпись: «ЛетаЗ(земля)(1492/8/) положена представившаяся раба Божия Марфа напа...». Красивая легенда о здешнем захоронении Марфы Борецкой (Посадницы), воительницы за независимость Новгорода Великого, разрушается при знакомстве с писцовыми книгами Бежецкой пятины. Во-первых, в Млёвском погосте не было земель или каких-либо владений Марфы Борецкой; во-вторых, сосланная в Нижний Новгород и постриженная в монастырь, Марфа не могла вернуться в Новгородские земли самостоятельно, тайно, когда ее возраст превышал 70 лет, в 1477 г. у Марфы были два сына в звании посадников и внуки, которые были вывезены с ней в Нижний. В-третьих, в Млёвском погосте в ХV в. проживала, имела владения тоже Марфа, о которой написано: «Во Млёве в Егорьевском погосте на Виру волостка Марфинская Васильевы жены Розстригина». В Марфинскую волостку кроме деревень Хвощна, Старое, озера Тишадра, речки Пуйга, входил «двор на Ряду» на погосте. Названная Марфа была боярского рода, о чем говорит ее полное имя. Она жила в те же годы, что и Марфа Борецкая, у нее были тоже изъяты земли и переданы новым владельцам. Была Марфа, да не та... И в новой версии пока не расшифровано последнее слово «напа». Как бы там ни было, до сих пор на могиле находим полевые цветы и зерна – знаки почитания умершей.
МЕЛЬНИЦКАЯ Наталья Ивановна, девица, ум. 19 апреля 1863 г.
МЕЛЬНИЦКАЯ Юлия Александровна, без дат, с мужем Е.Т. Мельницким
МЕЛЬНИЦКИЙ Егор Терентьевич, штабс-ротмистр, ум. 28 августа 1847 г.
МЕЛЬНИЦКИЙ Николай Терентьевич (1815–1857)
МЕЩЕРСКАЯ Анна Савична, княгиня, ур. Мельницкая. Без дат
МИХЕЕВ Фёдор Михаилович, ум. 17 апреля 1919 г., 25 лет
СЕСЛАВИНА Анна Николаевна, девица, без дат
СЕСЛАВИНА Софья Павловна, урожд. Гурьева (11.2.1800 – 28.6.1852) с мужем Н.Н.Сеславиным
СЕСЛАВИН Николай Никитич, статский советник (1.5.1777 – 4. 12.1856)
ТИТОВА Анна Александровна, урожд. Любская (1887–1950)
ХАРЛАМОВА Александра Васильевна, урожд. Загряжская. Без дат, с мужем П.И.
ХАРЛАМОВ Николай Петрович (1831 – 9.12.1889). С женой А.А. Харламовой
ХАРЛАМОВ Петр Иванович, без дат
ХВОСТОВЫ. Без имени и дат
ШИРОБОКОВ Леонид Александрович, ум. 19.6.1884 г., 50 лет
ЧЕТВЕРИКОВА Наталья Гавриловна, вдова полковника, ум. 21.5.1902 г.
ЯСТРЕБОВА Ирина Ивановна, ум. 20.9.1852 г. С мужем Ястребовым К.К.
ЯСТРЕБОВ Косьма Кириллович, ум. 21.1.1833 г.

С Млёвом связаны имена известных людей России.
В 1852 г. в Млёво на летние каникулы по приглашению двоюродной сестры Елизаветы Тимофеевны Георгиевской–Соколовой приезжал Дмитрий Иванович МЕНДЕЛЕЕВ, в ту пору ещё студент Петербургского главного педагогического института.
В 1899 г. в имении близ Млёва проживал земский начальник участка №3 коллежский асессор князь Нил Сергеевич ПУТЯТИН.
Николай Константинович РЕРИХ (1874 – 1947 г.), известный живописец, театральный художник, археолог, писатель, философ, посетил Млёво в 1906 г. для проведения археологических раскопок и знакомства с могилой Марфы.
Во Млёве родился живописец и педагог Николай Яковлевич БОРИСОВ (1873 – 1942). С 1929 г. жил в Твери, преподавал рисунок и живопись. С 1938 г. – член Союза художников СССР. Борисов был наставником многих тверских художников. Оказал значительное влияние на развитие изобразительного искусства Верхневолжья. Умер в Твери.

В 1870 г. создано Млёвское земское училище, которое сначала занималось «по наёмным углам», т.е. в арендуемых помещениях, а в 1894 г. перешло в собственное здание, которое расположилось в Залучье. Поэтому училище, а затем школа называлась Млевской и Залучинской. На 1.1.1889 г. в школе занималось 51 мальчик и 3 девочки, на 1.1.1898 г. – 72 мальчика и 20 девочек, на 1.1.1899 г. 77 мальчиков и 15 девочек. В школе было 2 учителя, в т.ч. Суханова В.М. Заведующим был Любский А.П.
В 1873 г. по инициативе доктора Белоголового и на пожертвования частных лиц в Млёве была открыта больница в доме священника Новикова с 5 койками. В больнице постоянно находился фельдшер, и раз в месяц из Волочка приезжал доктор Симич. В середине 1880-х годов из-за отсутствия финансирования была превращена в медпункт. Первыми фельдшерами названы Федор Егорович СНЕЖНИЦКИЙ, Сидор Романович СЧАСТНЫЙ, Георгий Богданович ТАРАХАНЕНКО. Осенью 1905 г. медпункт был снова преобразован в больницу. Первым ее врачом стал Александр Николаевич АНЕЧКОВ. В связи с попыткой больницу в Алексеевское, против чего выступало местное население, заводчик из м. Городище ШЛЫГИН построил за свой счёт больницу в Городище с участием помещика Харламова. Туда же переехал и Млёвский медпункт, передав больнице название Млёвской.
В 1912 г. был открыт Млёвский ветеринарный пункт.
Млёвская ярмарка – одна из старейших в Тверской области, в течение года проходила трижды по два дня: на Троицу, на Успенье (15 августа), в Георгиевскую (26 и 27 ноября). Вместе е ярмарочной торговлей сельскохозяйственными продуктами и предметами потребления действовали 1 хлебо-бакалейная и манафактурная, 1 хлебо-бакалейная и 1 чайная лавка. В 1920-е годы ветеринарный пункт был переведен в Городище.

В 1920 г. в составе Казикинской волости был Млёвский сельсовет.
В 1931г был организован колхоз «Млёво». В 1936 г. колхоз имел 629,56 га земли, включая урочище Убожье. В это время в селе было 33 хозяйства, 115 едоков, в т.ч. 70 трудоспособных. В селе содержали крупного рогатого скота общественного 31, индивидуального 33 головы, лошадей 34 головы, мелкого частного скота 52 головы.
В 1930–31 гг. Удомельский РИК лишил избирательных прав ФЕЛЮКОВУ Елизавету и КРЕСТНИКОВУ Надежду. Лишенцы ходатайствовали о восстановлении в правах.
В 1941 г. председателем колхоза «Млёво» был Апатов, счетоводом Лёвушкина, председателем ревизионной комиссии Каблуков.
22 июля 1950 г. колхоз «Млёво» объединился с колхозами им. Дзержинского (д. Красноселье), «Связь» (д. Залучье), «Шибаново» в один колхоз им. Дзержинского с центром в с. Млёво Млёвского сельсовета. 1 июля 1954 г. Млёвский и Ножкинский сельсоветы вошли в состав Мстинского сельсовета.
15 декабря 1958 г. в состав колхоза им. Дзержинского вошли колхозы «Красный Октябрь» (дд. Перевоз, Алёшкино, Поляны), «Передовик» (Ганино, Казикино, Манихино), «Прогресс» (Оминово, Дягилево, Репно, Шибанова Горка, Александрово, Степурино, Чопорово, Крестовское), а 14 февраля 1960 г. – колхоз «Вперед» (Ножкино, Гоголино, Курьеваниха, Кожино, Захарово, Б. и М. Званица).
С 1 февраля 1963 по 14 января 1965 гг. Млёво вместё со всем Удомельским районом входило в состав Бологовского района.
27 июля 1971 г. центральная усадьба колхоза им. Дзержинского из с. Млёва переведена в д. Казикино.

По состоянию на 1992 г. в селе – действующая Спас-Георгиевская церковь, магазин, сельский клуб. Из достопримечательностей отметим дом Любских, где бывал Д.И. Менделеев, стоящий с южной стороны церкви. На доме – мемориальная доска, посвященная Д.И. Менделееву. Недалеко от села обнаружены неолитическая стоянка III тысячелетия до н.э., а также сопки VIII–Х вв. н.э. и селище.

Представляет интерес динамика хозяйств и населения второй половины XX века в с. Млёво
табл Мл.jpg

На фронтах Великой Отечественной войны погибли жители Млёва:

1. АВДЕЕВ Михаил Васильевич, род. 1923 г., ефрейтор, погиб, октябрь 1944 г.
2. ВАЛЕЙКИН Николай Александрович, род. 1922 г., рядовой, пропал б/в, 05.1942 г.
3. ВИЛОВ Иван Иванович, род. 1909 г., рядовой, пропал б/в, январь 1945 г.
4. ВИЛОВ Николай Павлович, род.1903 г., рядовой, погиб, август 1943 г.
5. ВИЛОВ Петр Петрович, род. 1918 г., старшина, погиб, сентябрь 1943 г.
6. ГЕРАСИМОВ Алексей Иванович, род. 1901 г., рядовой, умер от ран, 03.1943 г.
7. ГЕРАСИМОВ Павел Иванович, род.1904 г., рядовой, пропал б/в, 02.1943 г.
8. ИВАНОВ Федор Иванович, род. 1907 г., рядовой, пропал б/в, март 1942 г.
9. КАТЫШЕВ Алексей Сергеевич, род. 1900 г., рядовой, погиб, сентябрь 1943 г.
10. КАТЫШЕВ Иван Сергеевич, род. 1907 г., ефрейтор, пропал б/в, декабрь 1941 г.
11. ЛОГУНОВ Николай Васильевич, род. 1905 г., мл. сержант, погиб, июль 1944 г.
12. МАТВЕЕВ Александр Матвеевич, род. 1911 г., рядовой, пропал б/в, 01.1942 г.
13. ПОЛТАВСКИЙ Константин Иванович, род. 1906 г., рядовой, умер от ран, 02.1943г.
14. ПОЛТАВСКИЙ Николай Георгиевич, род. 1917 г., гв. лейтенант, погиб, февраль 1945 г.
15. РАТНИКОВ Александр Васильевич, род. 1907 г., рядовой, пропал б/в, 06.1943 г.
16. РЫЖОВ Федор Прокофьевич, род. 1910 г., рядовой, погиб, май 1942 г.
17. СЕРГЕЕВ Николай Николаевич, род. 1920 г., рядовой, пропал б/в, февраль 1942 г.
18. СМОЛИН Василий Максимович, род. 1904 г., рядовой, пропал б/в, февраль 1943 г.
19. СОЛОВЬЕВ Сергей Дмитриевич, род. 1901 г., рядовой, пропал б/в. 10.1941 г.
20. ТИХОНОВ Василий Ефремович, род. 1900 г., рядовой, погиб, октябрь 1941 г.
21. ХРЕНОВ Александр Яковлевич, род. 1918 г., рядовой, пропал б/в, ноябрь 1941 г.

Работу выполнил Н.А. Архангельский, 1999 г.
Космофото Бинга.jpg
Млёво на космофото Бинга, примерно 2015г
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 627
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: "Млёво". Ч.1. Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Владимир Крутов » 15 апр 2019, 11:22

Балаблиха писал(а):Название села происходит от старославянского прозвища Мель – мелкий, малый, небольшой. При переходе от антропонима к комониму исчезает «Е», как например, Мель – Млёво и в однотипных по конструкции случаях: Гребень – Гребнево, Комель – Комлево, Федень – Феднево и т.п.

Тут похоже Архангельский перемудрил, пытаясь прикрыться завесой умных слов. Даже если считать "Мель" прозвищем (и т.о. подходящим к определению антропонима), то его примеры неудачны: "Е" исчезает в первом случае в корне, а других - в суффиксах.
Я заметил, у него все деревни происходят от славянского имени, такое чувство, что он пытается всех убедить - это всё наши земли, исконные. Хотелось бы посмотреть какие славянские имена он бы подыскал для деревень моего колхоза (Виглино, Чекотово, Довечки... гы-гы-гы и ручей Телелейка)
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 283
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Стихи Марины Кротовой из Млёво

Сообщение Алексей Крючков » 03 авг 2019, 21:19

15-го июля возил на Мсту и в Млёво Сергея Глушкова и Марину Кротову, и вот недавно она прислала мне стихи, родившиеся по воспоминаниям об этой поездке. Мне они показались интересными и я с удовольствием публикую их здесь, вместе с фото автора.

Ах, Марфа, Марфа! Эта или та?
Да разве же значение имеет?!
Лежит твоя надгробная плита,
А ты паришь в высоких эмпиреях.

Супружница посадника иль дочь
Купца богатого из Нова-града?
Зачем гадать и воду мне толочь -
Я к ней пришла: так значит это надо.

Так значит надо через сотни лет,
Из бессердечной атомной эпохи,
Увидеть тут неясный древний след,
Услышать тут заоблачные вздохи.

Ах, Марфа, Марфа! Эта или та?
Да разве же значение имеет?!
Из века в век бежит здесь речка Мста,
И этот легкий бег мне душу греет.

28 июля 2019 г.
IMG_3093.JPG
Марина Кротова на колокольне Млёвского храма


«В лето 6455 шла Ольга к Новгороду и устанавливала по Мсте погосты и дани» («Повесть временных лет»)

А Ольга шла и ставила погосты,
И вырастали на земле кресты,
А солнце жгло, дышали травы в росах,
И распускались нежные цветы.

Княгиня шла – прекрасна и сурова –
По новгородским кряжистым холмам,
По речке Мсте и до селенья Млёво –
К невиданным доселе берегам.

Так Ольга шла. И укреплялась в вере.
За нею шла бесчисленная рать.
Еще не Русь. Еще ее преддверье.
Как тяжек путь, и как легко дышать!

30 июля 2019 г.
IMG_3101.JPG
Марина Кротова и Сергей Глушков на берегу Мсты у Троице-Млёво
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3451
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Пред.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron