Комплекс Казанского и Богоявленского соборов.Этот текст выпущен отдельной статьёй в 2014 г. к 200-летию освящения первого каменного здания Богоявленского собора и 15-летию канонизации первых Тверских новомучеников. История Русской Православной церкви в Вышнем Волочке началась почти одновременно с историей селения на Древнем Волоке. По одной из версий, первое упоминание селения Вышний Волочёк относится к 1437 г., всвязи с путешествием Московского митрополита Исидора на Флорентийский собор. В XV в. Вышний Волочёк был важным транспортным пунктом на Волоке из верховий Тверцы в Цну. В 1469 (71), 1476 и 1478 годах Вышний Волочёк упоминается всвязи с прохождением по водному пути московского царя Ивана III, а в 1493 г. Волочёк упомянут в личных письмах Ивана III к сыну Василию.
Но существует и упоминание здешнего Волока, относящееся к 1196 г., которое академическое издание Московского Летописного свода относит к Вышнему Волочку. Видно уже тогда территория современного Вышнего Волочка имела особое значение, раз здесь князь Ярослав "по верх Мъсты за волоком дани поима". В то время Русь уже воспириняла христианское учение, и люди, жившие здесь, уже знали о вере во Христа. Остаётся вопрос, когда же на территории современного города появился первый храм?
Известно, что в средневековой Руси храмы стояли на местах, которые именовались погосты. Не был исключением и Вышний Волочёк, который в сохранившихся Писцовых книгах XVI в. уже именуется погостом Николским на Волочке у Лсны (Цны). Но первые погосты, как известно из древнейших летописей, в этих местах ставила ещё княгиня Ольга в 947 г.: "Лето 6455. Иде Ольга к Новугороду и уста по Мьстем погосты и дани". Некоторые историки считают, что Ольга шла через Вышневолоцкий водный путь и, возможно, вышневолоцкий погост ведёт своё начало с тех далёких времён.
Но, доподлинно точные упоминания Вышнего Волочка всё же относятся к XV в., а первое упоминание храма в Вышневолоцком погосте - к 1516-1517 гг. Именно в тот год спутники австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна были за пасхальным богослужением в Никольском храме Волочка, где "ели свои освящённые куличи стоя после службы".
В 1582 г. этот деревянный храм был описан в Новгородских Писцовых книгах: "В Николском погосте рядок. А в нём церковь Николы Чудотворца, древяная верх, да тёплая церковь Дмитрей Селунский. А в церкви образы, свечи и книги и ризы и всё церковное строение рядович посадских людей". Впервые поимённо упомянут настоятель храма священник Иван Федотов. При храме стояло так же семь келий, где жили нищие, находившие себе пропитание "о церкви Божьей". Упомянут так же и "острове промеж заводей", который принадлежал храму. На нём через несколько сотен лет появится первый деревянный храм - предшественник Богоявленского собора. Священники городского собора, опираясь на известные им источники, считали, что второй тёплый храм Дмитрия Солунского в то время стоял на месте будщего Богоявленского собора.
К 1661-62 гг. относится первое и единственное изображение очередного Никольского храма с отдельностоящей колокольней и Путевым вдорцом для Патриарха Никона, в вотчины которого входил в то время Вышневолоцкий погост. На острове, где позднее встанет деревянный Богоявленский храм и Никольская Лоцманская часовня, путешественник Августин Мейерберг изобразил поклонный крест.
XVIII в. в истории погоста ознаменовался чудесным явлением на месте сгоревшей Никольской церкви Казанской иконы Божией Матери. Это случилось в 1724 г. Икона Богоматери "новгородского письма", написанная в конце XVII в. с того момента стала главной святыней возрождённого на месте пепелища храма. Храм стал трёхпридельным. Главный придел носил посвящение Казанской иконе Богородицы, а два боковых носили названия двух сгоревших храмов - Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского.
1742 г. - очередной большой пожар уничтожил Казанский храм, а вместе с ним пропала и святыня вышневолочан. Её чудесно обрели в трёх верстах от погоста на берёзовом пне у родника, где для иконы поставили часовню. В городе же, по указу Сената в противопожарных целях было запрещено строительство жилых и торговых построек в 30 саженях от сгоревшей церкви.
В том же 1742 г. на "отмойном острове" была выстроена деревянная Богоявленская церковь с приделом Архангела Михаила и отдельностоящей колокольней. С этого момента началась история Богоявленского собора.
На месте же сгоревшего храма ямщики Вышневолоцкого яма выразили желание выстроить каменную церковь, но это намерение осуществить не удалось. На плане города 1748 и 1749 гг. значится на месте Казанского храма деревянная часовня.
Лишь в 1756 г. на месте временной часовни началось строительство величественного каменного здания, которое на последующие две сотни лет станет украшением и символом Вышнего Волочка. Предположительно, автором проекта соборного храма в честь Казанской иконы стал талантливый архитектор эпохи императрицы Елизаветы Петровны Савва Иванович Чевакинский. Величественный пятиглавый храм напоминает одно из его потрясающих творений - Никольский Морской собор в Северной столице. Расположение же приделов храма, очень схоже с расположением приделов аналогичного творения архитектора в Выдропужске: три в восточной стороне храма, а зимний - Богоявленский - на хорах в западной стороне церкви.
Храмосданная грамота Казанскому храму была подписана Новгородским митрополитом, а одним из участников строительства стал внук создателя Вышневолоцкой водной системы и его полный тёзка Михаил Иванович Сердюков. Известно, что в его пустующем доме жили осташковские мастера, изготавливающие для собора иконостас. На плане города 1766 г. Казанский храм уже значился как новопостроенный, а в 1767 г. велись работы по оттедлке внутреннего пространства Казанского храма, растянувшиеся на четыре года. Среди прочего, возможно осташковскими мастерами, была выполнена и роспись собора.
Освятили храм 8 июля 1771 г. на день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери. Специально ко дню освящения из загородной Казанской часовни с крестным ходом была принесена чудотворная Казанская икона. Часть вышневолочан после торжественной службы высказалась за оставление иконы в храме, но другая часть жителей Вышневолоцкого яма настатояла на возвращении иконы на то место, которое избрала для неё Божия Матерь. В иконостас же собора была написана "копия, писанная краски" с чудотворной иконы, украшенная ризою.
С тех пор установлено ежегодно 8 (21 по н.с.) июля и 21 октября (4 ноября по н.с.) в общегородском крестном ходе из собора выносить список, а из часовни первообраз Казанской иконы. Крестные ходы от часовни и от собора шли друг-другу навстречу. Встречались они на Чкасовой горе, где у поклонного креста служился торжественный молебен. Традиция крестных ходов пресеклась в 1930-х гг. Последний общегородской крестный ход был разрешён 30 июля 1931 г. "Хождение с иконой Казанской Божьей Матери в дома верующих по приглашению" было намечено на 14 августа 1931 г.
1 июня 1772 г. в Казанском соборе произошло важнейшее в истории города событие. Новгородский генерал-губернатор Яков Ефимович Сиверс зачитал Высочайший рескрипт Императрицы Екатерины II об учреждении яма Вышнего Волочка городом. Это событие поставило точку в двухлетней, от момента указа Сенату в 1770 г., работе по организации городского управления в Вышнем Волочке. Сам же храм с этого момента стал городским собором.
С тех пор все важнейшие городские сообщения зачитывались с амвона Казанского собора. Так, например, генерал-поручик Н.П. Архаров 17 августа 1791 г. здесь зачитал рескрип "о заключении с Портою Отоманскою мира" и изъявил желание выстроить на Дворцовой Площади новый храм во имя Великомученицы Екатерины.
В 1772 г. по указу Святейшего Синода была разобрана ветхая деревянная Богоявленская церковь с приделом Михаила Архангела на отмойном острове, а придел Богоявления перенесён в западную часть Казанского собора и освящён в августе 1776 г. Материалы разобранного храма планировалось использовать для строительства малого храма на новом городском Пятницком кладбище. Но Духовная Консистория предписала строить каменный двухпридельный Преображенский храм.
В 1787-88 гг. с восточной стороны собора сооружена трёхярусная каменная колокольня. Проект колокольни выполнил губернский архитектор Ф.Ф. Штенгель в 1787 г. Отделочные работы заршены в 1791 г. В 1799 г. в кровле колокольни установлены часы, выполненные мещанином города Алексина Тульской губернии Д.В. Савостиным. Они служили подлинным украшением города. По воспоминиям старожилов золочёный циферблат часов и стрелки можно было увидеть со всех концов города.
В 1804-1806 гг. вокруг Казанского собора и колокольни сооружена каменная ограда. Она же ограждала от торговой площади территорию упразднённого в 1772 г. древнего кладбища. Ограда сооружалась по проекту губернского архитектора А.А. Трофимова. В 1806 г. на оставшиеся от строительства деньги в Казанском соборе возобновили "стенную живопись".
1809 г. духовенство городского собора подало прошение о постройке на месте деревянной Богоявленской церкви тёплой каменной. 28 июля 1809 г. в Тверскую Консисторию причт представил план и разрез предполагаемого храма, составленный Тверским губернским архитектором А.А. Трофимовым. 16 сентября 1809 г. из Консистории была получена Благословенная грамота на строительство. 3 мая 1810 г., посланный в Сант-Петербург проект храма собственноручно утвердил Император Александр I.
Закладка нового соборного храма состоялась 15 июня 1810 г. при участии Директора Вышневолоцкой водной системы генерал-губернатора Принца Георгия Голштейнолденбургского и его супруги сестры Императора Александра I Великой Княгини Екатерины Павловны. Чин освящения места храма совершил Вышневолоцкий благочинный протоиерей Василий Петров. Подрядчиком на строительстве тёплого собора выступил новоторжский купеческий сын Ф.У. Суворов.
Строительство храма было завершено в 1814 г. 19 июля последовал рапорт об окончании строительства, а 23 октября отец Василий Петров освятил главный престол храма в память Богоявления Господня.
В 1828 г. соборное духовенство подало прошение на устройство в соборе второго придела в честь Архангела Михаила. Двухпридельным храм изображён и на плане 1864 г., сделанном специально к перестройке собора. Проектные работы по перестройке собора начались в 1863 г. по проекту Городского архитектора Александрова. Освящение перестроенного трёхпридельного собора состоялось в 1866 г. К первоначальным двум приделам - главному Богоявленскому и правому в честь Михаила Архенгела добавлен был левый придел в честь Сретения Господня.
В 1889 г. тёплый собор украсили живописью. От живописи того времени сохранились композиции в западной части собора "Распятие" и "Снятие со Креста", в остальном пространстве храма первоначальной живописи не сохранилось, по большей части она переписана в 1960-е гг. бригадой под руководстом Наума Нямы и в 1975-76 гг. - Алексея Валерьевича Артемьева, а затем частично исправлена и записана в 2000-х гг. тверскими живописцами.
Приписанными к городскому собору во второй половине XIX в. значились деревянная (XVIII в.) и каменная (1853 г.) Казанские загородные часовни. Каменную часовню-ротонду в 1880 г. обратили в загородную церковь, принадлежавшую приходу городского собора. На острове южнее Богоявленского собора в 1856 г. была поставлена каменная Никольская Лоцманская часовня. На площади с юго-восточной стороны Казанского собора в 1867 г. выстроили каменную часовню в честь Александра Невского в память о спасении Императора Александра II 4 апреля 1866 г. С северной стороны Казанского собора на площади устроена металлическая часовня-памятник Александру II. Проект, утверждённый в 1885 г., удалось выполнить лишь в 1898-99 гг. Кроме них на Новой Линии стояла каменная часовня Варлаама Хутынского, выстроенная в 1879 г.
В XX в. комплекс городского собора ждали серьёзные потери. В 1931 г. прекращены богослужения в Казанском соборе. Несмотря на протесты жителей разобрана колокольня и ограда храма. В 1935 г. по решению городских властей храм был взорван, а кирпич употреблён на строительство школ города. Долгое время на месте храма располагался сквер с памятником И.В. Сталину.
В 1950-х гг. памятник демонтировали, а в 1961-63 гг. на месте храма было выстроено здание суда. Надо отдать должное архитектору, он постарался вписать фасады суда в окружающее пространство. Использованы были мотивы фасадов Казанского собора: колонны с капителями, руст на первом этаже, арочное окно лестничной клетки и черырёхскатная кровля. Чуть позже на месте колокольни собора установили памятник В.И. Ленину, а на месте алтаря горожане в 1970 г. заложили капсулу с посланием потомкам, которую надлежало вскрыть в 2000 г.
В 2007 г. был сделан первый шаг к сохранению памяти о главном городском храме. Севернее места алтарной части церкви был установлен поклонный крест и табличка, напоминающие о храме. Освящение креста на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября возглавил архимандрит Адриан (Ульянов), ныне епископ Ржевский. Традиционным стал ежегодный крестный ход к поклонному кресту на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери.
В проектах, представленных в 2010 г. на архитектурном биеннале в Венеции, были представлены панорамы города с возрождённой на историческом месте соборной колокольней. Хочется надеяться, что наступит время и горожане решат устроить на месте соборного алтаря и древнего городского кладбища часовню или возродить колокольню с часовым боем, а памятник вождю революции будет перенесён в более подобающее ему место.
Богоявленский собор функционировал вплоть до июля 1940 г., хотя в официальных документах его продолжали именовать "Приходом Казанского собора" или "Приходом городского собора". Благодаря сильной общине, он стал последним храмом закрытым в городе. Здесь хранились, перенесённые из Казанской загородной церкви и Андрониковской церкви Казанского монастыря городская святыня - Казанская икона Божией Матери и древняя святыня греческих царей Андроникова икона Богоматери. Одним из священников собора в эти годы был пожилой протоиерей Владимир Мощанский, принявший мученическую кончину в Вышневолоцкой тюрьме 7 сентября 1938 г. Кроме него в соборе служили священники Всеволод Зосимовский, Александр Кобаров, Иван Воронцов, Владимир Успенский. Все они подверглись арестам, многие скончались в застенках тюрем.
Фактически богослужения в соборе прекратились в июле 1940 г. Но даже после закрытия здания собора его община продолжила собираться для богослужений в доме прихожанина собора Бориса Алексеевича Малышева и его супруги Натальи Николаевны Малышевой. Богослужения в светёлке дома по ул. Урицкого, 67 совершал бывший регент собора священник Симеон Платонов, а на богослужениях присутствовали его сестра монахиня Анастасия (Платонова). 17 октября 1941 г. агенты НКВД арестовали по обвинению в антисоветской агитации о. Симеона, и ещё пятерых человек, в числе которых и была мать Анастасия. Арестованных поместили в городскую тюрьму № 6, где матушка Анастасия скончалась. Остальные заключённые были отправлены в лагеря.
Постановление о закрытии собора было вынесено ещё до ареста прихожан собора 25 октября 1940 г. Калининским облсоветом. В феврале 1941 г. староста собора М.Р. Данилов ездил в Москву с ходатайством об открытии собора, но тщетно. 26 февраля 1941 г. решение облсовета утвердил Верховный Совет РСФСР. Здание предназначалось под кинотеатр. Имущество поручалось ликвидировать с представителями краеведческого музея, куда и были переданы чудотворные иконы. От убранства храма горсовет сохранил лишь паникадила "для освещения кинотеатра". Но начавшаяся 22 июня 1941 г. война помешала превратить храм в кинотеатр, он стал использоваться под военный склад.
В 1943 г. в городе началось движение за открытие Богоявленского собора. Но отдать верующим храм в самом центре города власти не спешили. 21 февраля 1945 г. Совет по делам РПЦ при СНК СССР "на основании постановления Калининского облисполкома и заявления верующих" разрешил передачу верующим здания Пятницкой кладбищенской церкви. Первым настоятелем храма и благочинным храмов Вышневолоцкого благочиния стал протоиерей Фёдор Степанович Емельянов.
17 марта 1947 г. Совет по делам РПЦ при СНК СССР принял решение о передаче верующим здания Богоявленского собора взамен Пятницкой церкви. Пасху 1947 г. верующие встречали уже в новом просторном здании собора. Сюда о. Фёдор перевёз из Выдропужского храма фрагменты уникального иконостаса XVIII в. и список с чудотворной Выдропусской иконы Божией Матери 1898 г., который и поныне хранится в соборе. Из краеведческого музея были возвращены чудотворные Казанская и Андроникова иконы. Протоиерей Феодор Емельянов пробыл настоятелем собора до 1951 г. Он скончался 17 апреля 1951 г. и погребён у стен Преображенского храма на Пятницком кладбище.
Новым настоятелем собора на период с 1951 по 1953 гг. стал протоиерей Дюков Василий Александрович. В эти сложные для Русской церкви годы в Богоявленском соборе находили помощь и место служения многие гонимые государством священники. Некоторых из них, как, например, иеромонаха Иоанна Волкова регистрировали сверх священнического штала в качестве псаломщика "с правом исполнения священнических обязанностей".
В 1953 г. настоятелем собора становится Ораевский Александр Павлович, которого в том же году сменил протоиерей Георгий (?) Козиевский. При нём в том же 1953 г. после закрытия Михайло-Архангельского храма с. Федово в собор перевезён резной образ Николая Чудотворца из Николо-Столпенского монастыря, который специалисты датировали XVI в. Образ хранится в соборе до настоящего времени. Вплоть до 2002 г. существовала традиция облачать образ каждый праздник в облачения присущих этому празднику цветов. Первые облачения на образ были пошиты женой священника Михаила Белова матушкой Анной в 1950-х гг. В 1960-е гг. традиция облачать икону в ризы прекратилась, но была возрождена протоиереем Василием Киричуком в 1980-е гг. В 2002 г. образ предстал верующим обновлённым на пожертвования местных благотворителей.
С 1954 г. в течении двух лет настоятелем собора становится исповедник протоиерей Квинтилиан Вершинский, один из известнейших священников Калининской епархии. В 1930-е гг. отец Квинтилиан пострадал за веру, сидел в лагерях. С 1956 по 1960 г. настоятелем собора снова становится протоиерей Василий Дюков. При нём предпринимаются безуспешные попытки открыть Преображенскую кладбищенсткую церковь.
В 1960 г. настоятелем назначается протоиерей Александр Васильевич Комолов. Его настоятельство пришлось на годы т.н. "научного атеизма", когда с религией боролись посредством средств массовой информации. Новые гонения на церковь отразились и на Богоявленском соборе. Заставляли иметь график "нерабочих" санитарных дней, в которые запрещалось совершать службы, "в целях поддержания порядка" с 25 июня 1961 г. запретили колокольный звон, а затем и проведение богослужений. Полномочия от настоятеля были переданы Приходскому Совету. Подобные нападки властей вызывали массовые протесты верующих города. На собрания у стен закрытого храма собирались до тысячи человек, что отмечалось в докладах уполномоченного.
В 1962 г. был зарегистрирован новый исполнительный орган прихода и отец Александр Комолов снова был назначен настоятелем собора. В это время на ремонт храма горсовет не дал разрешения. В итоге ремонта храма и разрешения колокольного звона пришлось добиваться через Н.С. Хрущёва и Патриарха Алексия I.
В октябре 1962 г. полномочия настоятеля собора переданы священнику Василию Ивановичу Осташевскому. Кроме него некоторое время в соборе настоятельствовали протоиерей Павел Данилов и протоиерей Борис Малаха.
В 1972 г. в собор поступил чудотворный образ Нила Столобенского с частицей его мощей из закрытого Преображенско-Георгиевского прихода с. Матвеево. За советский период собор наполнился иконами из Осечно, Каменки, Выдропужска и других сёл бывшего Вышневолоцкого уезда. Многие из них были украдены в 1980-х гг., но самой страшной потерей стала кража древней Андрониковой иконы Божией Матери. Сейчас взамен неё в соборе находится точная копия, а сама икона была найдена и выкуплена на одном из антиквартных рынков и подарена Святейшему Патриарху Алексию II.
С мая 1973 г. настоятелем собора стал протоиерей Василий Киричук. Он родился 6 февраля 1937 г. близ Почаевской лавры. Рукоположен в 1957 г., в 1959 г. по окончании духовной семинарии певередён на службу в Тверскую епархию. Служил в Бежецке, Кашине, Спасском храме с. Сутоки, в районе Волынского кладбища Твери. С 1962 г. настоятель древнейшего в Тверской области храма в с. Городня. При нём была проведена реставрация храма. По назначении настоятелем Богоявленского собора, он взялся и за дело возрождения единственного действующего храма города. При нём реставрируется и обновляется живопись собора, ремонтируется и пополняется новыми иконами иконостас храма, в Москве в реставрационных мастерских профессиональными реставраторами обновляется чудотворная Вышневолоцкая Казанская икона Божией Матери.
С октября 1989 г. по апрель 1994 г., пока протоиерей Василий Киричук исполнял должность секретаря Тверской епархии, исполняющим обязнности настоятеля собора был протоиерей Стефан Семенюк. В начале 1990-х гг. собор становится школой для молодых священников, многие из них были рукоположены в алтаре Богоявленского собора.
19 сентября 1999 года на Божественной литургии в Богоявленском соборе, которую возглавили семь архиереев Русской Православной Церкви, было совершено прославление семи подвижников благочестия, священномучеников и исповедников, пострадавших от безбожной власти в 1930-е годы. Это священномученики Алексий Бенеманский, Илия Громогласов (Тверь), Владимир Мощанский, Димитрий Беневоленский (Вышний Волочек и Удомля), Григорий Раевский, Николай Дмитров (Завидово), преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) (село Владычня Лихославльского района). С того момента традиционным стал крестный ход из Богоявленского собора в Казанский женский монастырь, повторявший древний городской крестный ход. В настоящее время из-за сложной транспортной обстановки на федеральной трассе, которую приходилось пересекать крестоному ходу, крестохождение и молебен совешаются к поклонному кресту у места Казанского собора.
В 2000 г. собор украсил новый иконостас работы Тверской иконописной школы, прежний иконостас возвращён в Выдропужский храм. Второй раз обновлена и отчасти переписана заново стенная живопись собора. Неплохую реставрационную технику можно увидеть на композициях Распятия и Снятия со Креста (1889 г.) в западной части храма. Обновлены и некоторые древние чтимые иконы собора, которые в свою очередь в советское время обновляла служившая при соборе иконописица монахиня Олимпиада (Герасимова), в том числе при реставрации заново открыт список с Выдропусской иконы Божией Матери 1898 г.
22 октября 2004 г. на колокольню собора был поднят самый большой колокол города весом в 70 пудов. Пожертвования на него собирали всем миром, это стало одним из дел собора, объединивших вышневолочан.
В настоящее время среди святынь собора находятся частицы мощей преподобного Макария Калязинского, преподобного Иова Почаевского, священномученика Архиепископа Фаддея (Успенского), частицы мощей Оптинских старцев, одна из первых икон Царственных Страстотерпцев, иконы вышневолоцких священномучеников Владимира (Мощанского) с его наперсным крестом и требником и Виктора (Воронова), а так же икона первых священномучеников земли Тверской Алексия, Илии, Владимира, Дмитрия, Григория, Николая и преподобномученика Сергия, канонизация которых прошла в соборе.
Богоявленский собор единственный храм города, где ежедневно совершется Божественная литургия. По традиции по будням литургия отправляется в Сретенском приделе. Собор центр Вышневолоцкого благочиния Тверской и Кашинской епархии. Одно из мест, где Митрополит Виктор часто совершает богослужения. При соборе существует профессиональный хор, один из лучших в Тверской митрополии. Так же создан детский хор. Богоявленский собор является учредителем православной школы им. преподобного Сергия Радонежского, второго общеобразовательного учреждения Тверской епархии.
Благодаря заботам настоятеля и благочинного протоиерея Василия Киричука собор посещают великие православные святыни, такие как Фёдоровская и Почаевская иконы Божией Матери, частицы мощей великих святых. Благодаря этому горожане могут поклониться святыням, отстоящим от Вышнего Волочка на многие сотни километров. При соборе организуются паломнические поездки по святым местам. Стоит отметить, что в 2002 г. при Богоявленском соборе начала издваться газета "Верхневолжье Православное" (первый редактор и издатель В.В. Сердюк), которая сейчас является официальным печатным органом Тверской Митрополии.
В настоящее время в штат собора составляют четыре священника: о. Иоанн Денисенко, о. Олег Яковлев, о. Владимир Березнюк, о. Игорь Киричук. Они духовно окормляют большинство населения Вышнего Волочка и близлежащих деревень, где нет священников. Отец Олег является так же настоятелем храма мученицы Анастасии Узрешительницы при Вышневолоцкой женской колонии, построенного в 2007-09 гг. К собору приписана отреставрированная в 1998-99 гг. и освящённая в качестве часовни Николо-Александровская церковь. При непосредственном участии благочинного протоиерея Василия Киричука и Антонины Куприяновны Суховой в 2005 г. оборудована в центральном здании ЦРБ часовня в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радости" и вмч. Пантелеимона.
Богоявленский собор весьма ценный и сохранный памятник архитектуры XIX в., детище замечательного городского архитектора А.А. Александрова. Среди достоинств собора следует отметить звонницу, по большей части состоящую из старинных колоколов, а так же калориферную, действующую до сих пор отопительную систему.
В 2016 г. исполняется 500-летие с момента первого упоминания прихода Никольского Вышневолоцкого погоста, историческим преемником которого является приход городского собора. Более пяти сотен лет на этом месте в центре древнего Волока совершается молитва, звучит колокольный звон и отражается в водах Цны православный крест, как символ нашего спасения.
Денис ИВЛЕВ, г. Москва-г. Вышний Волочёк, 2014 г.
Использованы фотографии из архивов Е.И. Ступкина, Г.К. Смирнова, Г.Д. Мироновой-Сперанской, Е.М. Ильиной, потомков архитектора А.А. Александрова, Вышневолоцкого краеведческого музея. Автор благодарит за материалы вышеперечисленных людей, а так же протоиерея Василия Виричука.
Вот такое видео с празднования 200-летия Богоявленского собора нашёл я на просторах интернета:
http://www.youtube.com/watch?v=a-qMgtbJpRk. Снимало телевидение Марка Жаныча, и поэтому первой и главной персоной в ролике конечно же он. Но для истории стоит сохранить и это, хотя празднование прошло весьма скромно и малолюдно.