Тверские карелы

Историко - краеведческие сведения и обсуждение истории и достопримечательностей населённых пунктов в районах, ранее входивших в Вышневолоцкий уезд и его ближайшие окрестности. Информация структурирована по географическому принципу, как каталог.

Модератор: Алексей Крючков

Тверские карелы

Сообщение Денис Ивлев » 07 апр 2015, 19:59

Выложил на ютуб первую часть фильма "Карельская река времени". Советую посмотреть, это может стать темой для петешествия: https://youtu.be/noX9NdnFy54.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Лихославльский район. Тверские карелы

Сообщение Денис Ивлев » 11 апр 2015, 23:32

Вторая часть фильма сегодня появилась тоже на ютубе: http://www.youtube.com/watch?v=xhYgK8kU ... e=youtu.be. Спасибо Александру Константиновичу Коршулову за предоставленный материал, а автору за проделанную работу. Хотя напрашиваются и другие районы Тверской карелии: Спировский и Максатихинский. Надеюсь, эти части тоже выйдут!
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Тверские карелы

Сообщение Андер » 21 окт 2021, 11:19

Интересная статья от 1857 г. некоего А. Ретивцева

"Некоторые черты из жизни карел Кашинского уезда , Тверской губернии".


О карелах Тверской губернии в Кашинском уезде, как я понял это сейчас территория Сонковского района. Любопытно читать этнографические заметки того времени. Складывается впечатление, что автор будто описывает какие-то далекие и экзотические племена, сам метод описания явно "нетолерантный" сейчас бы сказали. Что-то в стиле Миклухо-Маклая , его заметки о папуасах или других ученых-путешественников колониальной эпохи. :D Типа приехал , посмотрел странный народ, со странными обычаями. Но такие материалы очень ценные, т.к. подмечают многие детали быта, которые потом были уже утрачены.


"Корелы обитающие в Кашинском уезде, в числе 525 душ мужеска, и 600 женска пола, составляют собою один отдельный приход, Прилуки, удельного ведомства, в 60 верстах от уездного города Кашина , и в 145 от губернского города Твери". ...

"Во многих местах между Корелами есть раскольники той или другой секты, но в числе Кашинских Корел не было, и нет ни одной души, ни мужеска, ни женска пола, принадлежащих к какой-либо секте раскольников. Все они православного исповедания , довольно набожны, таинства, праздники церковные, и посты признают и соблюдают согласно постановлениям церковными. Сверх общего почитания праздников церковных, они в особенной памяти содержат, и так сказать обожают некоторых Св. угодников Божиих, приписывая им чрезвычайную власть и влияние на жизнь и судьбу людей и животных. Так они Пророка Илию почитают Богом грома и молнии; великомученика Георгия заступником и покровителем стад животных: в день памяти сего Мученика, 23 Апр. не прежде приступают к выгону скота в поле, как обойдя свой скот и двор с иконою сего мученика; Флора и Лавра почитают Богами коней; Зосима и Савватия покровителями пчел; Козьму и Дамиана Богами народного здравия и помощниками первоначальному обучению детей грамоте; Николая Чудотворца заступником в бедах и потерях; великомуч. Антипа врачом зубной боли; мучеников Гурия, Самона и Авива хранителями взаимной супружеской любви и верности, и др. К числу праздников причитают также пятницы от 8-й недели по Пасхе до Ильина дня, особенно же почитают пятницы 9-ю 10-ю и Ильинскую , всякую работу в эти дни считают грехом непрощенным, К религиозным поверья Корел некоторым образом, можно причесть и их обыкновение в день Св. Пасхи разгавливаться на могилах своих сродников : - после обедни, по выходе из церкви, всякой домохозяин идет с своей семьей на могилу отца, матери, или сродников, сделав по три поклона на восток . кладет на могилу яйца и пироги , потом садятся в кружок круг могилы, и старший из семьи делит яйца и пироги по рукам прочих, и таким образом разгавливаются. Таким же образом ведется у них обыкновение завтракать на могилах своих родных в Троицын день".


Здесь нет ничего специфического, обычное "народное христианство" , которое было свойственно и русским, набор особо почитаемых святых традиционен для крестьянского населения Новгородской и Твеской губерний. Особенно традиии поминания.

"Наружность Кашинских Корел хотя и не выражает собою совершенно отменитаго различия от Русских того или другого уезда , или смежных с ними околотков, впрочем, есть черты и в физиономии и одежде, по которым можно признать и отличить некоторых Корел от Русскихъ. Кашинскиe Корелы вообще роста среднего, лицом белы, части тела имеют между собою довольно соразмерные, но не имеют дородности, свойственной Русским соседних с ними околотков, большая часть молодежи бреет бороду, голову держат причесанную с косым пробором , в ухе кольцо.
Синий кафтан, пуховая шляпа или картуз, красная рубашка , плисовые шаровары и черные сапоги составляют праздничный наряд, и как бы необходимую принадлежность Кашинского кореляка. Напротив Корелы Весьегонского и Бежецкого уездов Тверской, и особенно Новгородской губернии, преимущественно отличаются от Корел Каш. и Русских выпуклостью лба и щек, и белизной глаз, сверх сего волосы на голове по большой части держат всклоченными, лица испачканными, маковку до ушей остриженною, белый холщовый балахон, коровья шляпа, летом и зимою, и березовые лапти составляют будничный и праздничный наряд их".

"Кашинские Корелы живя в кругу Русских ныне и между собою начали говорить более по-русски ; только женщины старухи дорожат своим родным наречием ....
Есть еще между Корелами всех мест недостаток, говорят ли они по-русски, или по-корельски, за глаза, или в глаза и с кем бы то ни было—собственных имена произносить полуименами напр.
Васька Паппи – священник Василий, Микулка Буарина- барин Николай, Мишка Стуароста-староста Михайло, Ванька Туатто – отец Иван, Яшка диади – дядя Яков, Филька Велли – брат Филипп.
В быту житейском в постройке жилищ, устройстве и порядке домашних принадлежностей Корелы любят красоту и опрятность. Пользуясь большею против других свободою - и досужим время нем, любят и ведут жизнь прохладную, необременяя себя ни большими делами , ни излишними заботами, к сельским, ремесленным и торговым промыслам ни расположения, ни большой охоты не имеют. Исключительное занятие на месте их жительства в летнее время есть землепашество, а в зимнее приготовление однозубок, или толстых холстов, которые идут на мешки , каковые их промыслы и покрывают все общественные повинности и домашние расходы".

......
"В характере Корел, как и вообще въ характере всех народов, есть много добрых нравов и худых. Они набожны, послушны, усердны, гостеприимны; но вместе с другой й стороны имеют крутой нрав, сердиты, мстительны, непостоянны, склонны к ссорам и горячим напиткам. Пиво их любимой напиток, но не менее любят и вино".
.....
"Пение, пляска и разные игры составляют веселье Корел. Песни ныне поют чисто-Русские, протяжныя и плясовыя. Из Корельских между ними до настоящего времени сохранилась только одна: Шилла лугалла! Во лузях! Пение Корел между прочим отличается от Русских громогласностию, а пляска чрезвычайным топотом. Музыкальные их орудия : балалайка и гармония. К шумно-веселым и так сказать общественным их праздникам и играм принадлежат: Праздник Рождества Христова, или святки, и сырная неделя, или масленица. В эти дни у них составляются игры, по их названию «игрище» в которых принимают участие мужчины и женщины; они начинаются с наступлением ночи, и продолжаются до белого дня. Действующие лица занимают средину избы, прочиe сидят, или стоят круге стен. Главное достоинство, или искусство действующих состоит в том, чтобы высказывать, или представлять из себя и других сколько можно смешнее, позволяя для этого почасту неблагопристойности, нарушающая стыд и честь для обоих полов. На сцене их олицетворяются в карикатуре должности и действия всякого звания и рода людей, только бы что могло возбудить смех.
Прежде ходили и действовали на их играх нагие в виде мертвецов, колдунов и других лиц (прим.- какой-то странный карельский обычай , что-то юмора не понял. изображать в голом виде покойника??? :shock: :D , может автор что-то не понял...) ; ныне подобные представления, и все постыдные игры — яд для нравственности детей, между Кашинскими корелами почти совершенно уничтожены, в прочих же местах и доднесь в своей силе. Дни масленницы проводят более во взаимном угощении. Замечательно между прочим, что стыд и целомудрие эти добродетели и совершенства, которыми дорожат и гордятся многие из Русских, в глазах почти всех Корел не имеют такой ценности".
.....
Корелы, как и прочие в Православной Руси народы нижнего и даже среднего слоя, в следствие некоторых явлений и событий в природе, не избегли разных более или менее грубых примет и суеверий......Верят также в домовых, которые по их мнению заведывают двором и скотом, и от управления их зависит хороший скот, устав двора и подспорье в корме; в лесовых, которые живут в лесах, поют по ночам песни, наводя разные голоса , но без выговора слов, хлопают в ладоши, и заводят людей по лесам. Говорят, что в ведении лесовых состоят все звери, особенно зайцы; что один другому проигрывают их в карты, и потому перегоняют из одного леса в другой; в водяных: и проч. ".

Здесь тоже ничего особенного описывается обычная "низшая мифология" и ее персонажи, какие были и у русских.


Странное описание у этого автора, если ему верить, то получается, что кашинские карелы только и плясали в "нагом" виде с сильным топотом под песню "Шилла лугалла! Во лузях!", изображая мертвеца... просто жесть.... Еще раз удивляет тогдашний стиль подобных очерков, со стороны можно подумать какой-то Миклухо-Маклай "папуасов" описывает, их обычаи и нравы. Как говорится, далеки они были от народа...!!!!. Уже более поздние очерки по этнографии стали более научными и менее карикатурными... :D
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Тверские карелы

Сообщение Андер » 03 ноя 2021, 16:55

Интересная статья из "Огонька" но на сайте "Комерсантъ"

https://www.kommersant.ru/doc/3745120


24.09.2018


Эльфы, Кегри и сульчины


Кто такие тверские карелы, откуда они пришли и чем живут. Фоторепортаж Екатерины Соловьевой

Мы купили дом под Максатихой, в центре Тверской Карелии. Перезнакомились с местными и дачниками, потомками местных. Соседка однажды обмолвилась: «А я карелка, тут вся деревня карелы. Бабушка в детстве Хельгой звала и пела колыбельную «Винкерпори», про наперсток». О жизни тверских карел — в фотогалерее “Ъ” и репортаже «Огонька».

Поиск последних тверских карел, их идентичности начался для меня три года назад и превратился в неспешное роуд-муви. Деревня за деревней, район за районом. Кладбища, храмы, избы, грунтовки, черные бани, библиотеки, курганы, священные рощи, камни-следовики, руны и заговоры. Я слушала ритуальные плачи, стихи о войне и пьянстве, песни о любви и ревности. Квасила серые щи, обжигалась масляными сульчинами (карельскими блинами с начинкой из сладкой каши) и видела Кегри (существо, которое появляется в образе какого-то зверя, чем охотно пользуются парни, чтобы попугать девушек).

Эльфы Володька и Сережа
Накатанная грунтовка в лесу превращается в узкую, заросшую мхом дорогу, которая ведет к двум карельским деревням — Кало и Зверло. Кало — по-карельски «рыба», тамошние жители рыбачили в озере, на месте которого сейчас непроходимое болото. Коренных в Кало нет, два дома купили москвичи, и те не приезжают. Остальные пять домов стоят пустыми. В Зверло испокон веков промышляли охотой, возили дичь на рынок в Тверь, меняли на рыбу у соседей из Кало.

Дорога к Зверло — через еловый лес. Пасмурно, накрапывает дождь. По обочинам чучела, в человеческий рост. Кто-то смастерил их из старой одежды, ржавых ведер и пластиковых канистр. Еду медленно, разглядываю. Сначала два, потом еще чучело на дереве и совсем уж страшное, с пустыми глазницами,— метров за триста до деревни. На въезде в Зверло стоит мужик. С косой, в резиновых сапогах, взгляд исподлобья:

— Я дядя Володя, а вы кто?

— Здравствуйте, я Катя. Скажите, а вы карел?

Пауза.

— Я-то? Не, я русский. А вы чучела вдоль дороги видели? Это я их поставил лет пять назад. Чтоб внуки в лес не бегали,— сказал, Кегри в лесу живет. Внуки выросли, чучела развалились...

— Все равно страшно. Так вы точно не карел?

— Да русский я, в Твери живу. Приезжаю с апреля по ноябрь. Огород, ягоды, грибы. Рыбалка вот... Это дом моей матери, она год назад умерла. Яблок хотите?


Я стала нарочно задавать вопрос про карел местным в лоб. Если задумается или мнется и отвечает, мол, «русский я»,— значит, карел. Карелом называться — для многих стыдно и неудобно до сих пор. Словно человек второго сорта. Не русский, а чухонец — пришлый. Четыреста лет назад, но пришлый. С середины XVII века карелы стали селиться в тверских лесах, вдали от дорог, вдали от русских, чтобы не попадаться лишний раз на глаза. Так и сейчас — карельские деревни скрыты лесами, затеряны в полях и болотах. Во многие нормальные грунтовки проложили лишь десять лет назад. Даже придорожные деревни так искусно замаскированы деревьями, что их можно проскочить, не заметив домов. Один тверской журналист как-то сравнил карел с эльфами: мол, лесной народ, люди природы. Сложно привыкают к городу и, даже прожив в нем много лет, остаются деревенскими. Любят рыбалку, охоту, не склонны к перемене мест и образа жизни.

До финской войны карел не трогали. В 1937-м даже создали Карельскую автономию со столицей в Лихославле (это к северу от Твери, на тот момент тверских карел насчитывалось 120 тысяч, ныне их примерно 7 тысяч). Выпускались книги на карельском, в школах его преподавали. А в 1939-м, когда началась финская война, карел объявили врагами народа. Завели даже «Карельское дело» (активистов карельского движения обвинили в «контрреволюционной разведдеятельности в пользу иностранного государства»), но оно развалилось, и всех по нему арестованных (139 человек, из которых шестеро умерло в тюрьме) и сосланных отпустили в течение двух лет. Тем не менее автономию отменили, книги изъяли, карельские школы закрыли. А сами карелы стали менять запись в пятой графе, чтобы числиться русскими. И затаились с тех самых времен еще больше, чем раньше.

…Недалеко от Зверло деревня Скирки. За Скирками — деревянный Троицкий храм, стоит в лесу, посреди погоста, окруженной каменной изгородью. Строил его в 1864-м купец Смирнов из Кулачихи, одновременно с больницей и приходской школой, на которые дали деньги купцы из соседних сел. Храм пустует, но до сих пор крепкий. «Заходи и служи»,— несколько лет назад сказал о нем отец Дмитрий Лихачев, священник из Козлово.

В храме очень тихо и темно, со стен лохмотьями свисает штукатурка с фресками. Вдруг сверху раздались глухие удары. Обхожу церковь и вижу: к апсиде приставлена лестница. На крыше стучит молотком мужик.

— Здравствуйте! А что вы там делаете?

— Я-то? Храм граблю, не видите разве?

Спустился. Разговорились. Полковник милиции в отставке, Зайцев Сергей Федорович. Карел по деду. Родом из деревни Быковка, что сразу за Скирками.

— Вышел на пенсию, думал, чем бы заняться. Залез на храм, проверить. Гляжу, а крыша-то течет в пяти местах. Купил железо кровельное, обвязки, теперь ползаю по крыше, дырки заделываю.


Начинали переселенцы со строительства храмов, в которых молились вместе с русскими, как и жили. Праздник Преображение Господне в селе Кострецы — наполовину русском, наполовину карельском

Фото: Екатерина Соловьева, Коммерсантъ

— А вы Володю из Зверла знаете? Который чучел понаставил. Сказал, что он не карел, а про Кегри знает.

— Володька-то? Карел, самый что ни на есть. Только не признается. Дружок мой старинный, в Тифине рыбу ловим вместе. А с пугалами этими смешная история вышла в прошлом году. Он друга в гости позвал, тот с женой на машине и поехал. Только жена как этих Кегри увидела, запаниковала: поворачивай назад, боюсь я. Так и не доехал до него.

— А почему врал, что русский?

— Так карел никогда сразу правду не скажет, мало ли что. Мы вообще парадоксально мыслим, вместо «да» говорим «нет», и наоборот. В церковь ходим по воскресеньям, а баннику да лешему на всякий случай молимся.

— А много карел еще в Тверской области?

— Смотря кого называть карелами. Раньше мужики из наших трех деревень — Кало, Зверло и Быковки — в одну бригаду входили и в поле, на работах, только по-карельски говорили, ни слова по-русски. Но это давно было. Пару лет назад этнографисты приезжали, все карельскую идентичность разыскивали. У них было три критерия настоящего карела: «сохранный язык, баня по-черному и сульчины чтоб печь умели». Пойди найди сейчас таких — единицы! Я не совсем карел, по-ихнему если мыслить: баня по-черному у меня есть, приходи париться. По-карельски много слов знаю, но не говорю. А сульчины мать пекла, да не люблю я их, жирные они очень.

Свою черную баню эльф Сережа натопил очень жаркую, лил из ковша на стены и каменку, чтобы прибить копоть. На закате пастухи пригнали к Тифине колхозное стадо. Коровы зашли в реку, взбаламутили воду, стояли, обмахиваясь хвостами. Пастухи уселись на пригорке, щурились на заходящее солнце. Угостила их пивом. Пили медленно, смакуя. «Саня и Володя»,— представились.

— А, нет, не карелы мы.

— А слова карельские знаете?

— Конечно. Лошадь — хебани, ведро — ренти, изба — пенти, береза — койву.

— Значит, карелы все-таки?

— Выходит, что так. А что?

— Да просто. Интересуюсь.

— В школу я в восьми лет пошел, а до этого только по-карельски в семье говорили,— Володя допил кружку, разговорился.

— Я со Строкиной горы, это десять километров от Быковки. А как в школу пошел, русскому научился, а карельский забыл. А вы лучше в Козлово и Толмачи поезжайте, там еще черные карелы остались. Те самые — потомки первых переселенцев.

Черные карелы

Дмитрий Лихачев, настоятель храма в селе Козлово. Он приехал сюда из Москвы 15 лет назад. Сейчас занимается восстановлением храма, организовал карельский фестиваль культур и ремесел Oma Randa

В Толмачах ждала завбиблиотекой — Татьяна Зотикова. Она вызвалась сопровождать по окрестностям, попутно рассказывая историю села.

— После Смутного времени село наше, Толмачи, превратилось в пустошь. И эту пустошь предложили первым переселенцам-карелам. Добирались они сюда долго, десятилетиями. Летопись помнит первых 29 человек — это были священник и его приход. Начали строиться, обрастать хозяйством, жизнь налаживать. Храмы стали возводить. Через 38 лет после заселения уже два храма стояли, представляете? Каменный и деревянный, что при кладбище. Для них это важно было: они же из-за веры беженцы. Они даже камни с могил предков привезли сюда, поедем покажу.

Карелы появились на тверских землях после поражения России в русско-шведской войне (1610–1617) и заключения Столбовского мирного договора. Массовый исход был спровоцирован попытками шведских властей насильно перевести новых подданных из православия в лютеранство. Карелы искали защиты на русских землях, пустовавших из-за голода и разорения Смутного времени. К 1670-му в Россию переселилось около 25–30 тысяч православных карелов.

…Старый погост в соседнем Назарово обнесен оградой из валунов — так делали только карелы. На холмиках, заросших мхом, стоят вытянутые камни, бугристые и ноздреватые.

— Есть теория, что эти камни нездешние, видите — будто вулканической породы они,— показывает Татьяна Зотикова.— У нас говорят, первые переселенцы их с собой привезли, как память о предках.


Карелы в Толмачах обустроились хорошо: через 50 лет уже жили богаче русских деревень. Помимо торговли занимались промыслами. После революции их, конечно, раскулачивали, с конца 1930-х начались гонения.

— Что о тех временах говорить, даже я в детстве стеснялась сказать, что карелка,— признается завбиблиотекой.— Но с русскими на моей памяти вражды не было, мирно мы жили. Я вас с нашими познакомлю, увидите — народ основательный. И с чувством юмора, к нему только привыкнуть надо.

Про чувство юмора Татьяна сказала правду. В Толмачах меня поселили в семью карел Козловых. Хозяйка Александра Николаевна истопила баню, накормила «каштой пейруа» (пирогами с пшенной кашей), сходили с ней на урок карельского языка в местную библиотеку и съездили на похороны ее родственницы в село Стан. Хозяин, сначала подозрительный и молчаливый, на второй день раздобрел, выпил рюмочку и исполнил «Интернационал» на карельском. А поздно вечером в окно моей комнаты постучали. Не чуя подвоха, всматриваюсь в темноту, а там — лохматая маска с пустыми глазницами. Маска оказалась китайской, а не карельской. Под ней скрывался хозяйский сын Николай:

— Извини, что китайская, старых-то не осталось, все финны в 90-х скупили. Мы ею обычно на «Кегрин Пайва», день Кегри (так называют день окончания осенних работ.— «О»), девок в бане пугаем. Видишь, какие мы дикие, черные карелы. Ладно, шучу. Вы у Тарасова были?

Два поэта


На подъезде к Василькам, где живет поэт Тарасов, есть курган и священная роща. Сюда в свое время любили приезжать финны: археологи, этнографы — могильник относится к финно-угорским захоронениям и датируется V веком. К финнам тверские карелы до сих пор испытывают пиетет: они хорошо понимают друг друга, и в 1990-е был налажен культурный обмен, который поутих к середине 2000-х. Станислав Тарасов много раз принимал у себя финнов. Помнит профессора Пертти Виртаранта, исследователя карельского языка и культуры, которому читал свои стихи.

Русская печь, Николай Чудотворец в красном углу, ведро с квашеными черными щами, полки с книгами и охотничьи медали на стене. Тарасов — лесной человек, как настоящему карелу и положено. Всю жизнь проработал егерем. На стене фотография — он со взрослыми сыновьями и трофеями: двумя зайцами и уткой. Сейчас ему 80, он забросил свою мандолину и «уже не тот, что раньше, болеет».

Очень непривычно слышать карельскую речь в стенах избы, на первый взгляд ничем не отличимой от русской. Странно видеть листочки в клеточку с нерусскими строчками, исписанными старческой рукой. Поэт готовит к изданию очередной сборник стихов. Об охоте, о перестройке, даже о Путине есть стих. Но больше всего о том, что карельская деревня «уходит». Что забываются язык и обычаи, что спились мужики, что разъехалась молодежь, что стоят пустыми целые села. В районе его любили и говорили так: «Уйдет Тарасов, уйдет вместе с ним и Тверская Карелия».

А вот другой известный поэт, бард Саша Седов, уже ушел. В родной деревне Ключевая ему дали меткое прозвище «Плим-плим» — без гитары он никуда. Писал только на карельском. Много раз звали на фестивали, издавали сборники с его стихами, положенными на ноты. После армии жил в Петербурге, но вернулся к матери в Ключевую. Я была у него летом 2016-го. Было видно, что много пьет. Пел уже с трудом. Читал стихи, срываясь на плач. В апреле 2017-го покончил с собой. Говорят, в тот день был абсолютно трезв, спел две песни под гитару, вышел в сени и повесился. Там его обнаружила старая мать, вынула из петли, накрыла одеялом, «чтобы не замерз», и пошла спать.

P.S. Станислав Тарасов скончался в своем доме в Васильках 23 мая 2018 года. Ему был 81 год.

Фото и текст: Екатерина Соловьева, Тверская область


P.S.
Все же к некоторой информации в статье надо сделать пояснения.
"Кало — по-карельски «рыба», тамошние жители рыбачили в озере"..


Это пример уже вторичного наименования поселений, где было размещено карельское население.

Кало и Койва (Береза) - типичные примеры. Действительно, kala - кала- на многих финских языках означает "рыба". Это надо учитывать некоторым любителям топонимики в их исследованиях. Обычно это относится к объяснению происхождения названия реки Мологи, в котором видят финские корни. Типа - мол-йога - рыбная река, до сих пор такое можно найти в некоторых краеведческих работах. В качестве примера, можно привести название реки Кола, отсюда и Кольский полуостров. Согласно одной из гипотез, название происходит от саамского (тоже язык уральской группы) «кульйоки» - рыбная река.
Тогда , если следовать этой логике "рыбная река" должна была иметь название что-то типа "Калйога", а совсем не Молога.
Интересно, что большинство деревень, где проживало карельское население с 17 века сохранили свои старые славянские названия - Ключевая, Толмачи и т.д.


"На подъезде к Василькам, где живет поэт Тарасов, есть курган и священная роща. Сюда в свое время любили приезжать финны: археологи, этнографы — могильник относится к финно-угорским захоронениям и датируется V веком".


На самом деле это хорошо известный археологам славянский курганный могильник 10-13 вв. Что там искали финны, и почему он вдруг стал датироваться 5 в. непонятно. Толмачи и округа с Васильками исторически волость Забрусье — южную окраину Бежецкой пятины Новгородской республики и принадлежало новгородскому Хутынскому монастырю.

Да и название районного центра Лихославль - вполне словаянского, опять типичный "посессив" древнего славянского имени Лихослав, есть там и речка Лихославка. Значение имени примерно - Храброслав, т.к. Лихой - тогда означало что-то типа - отважный, и не имело еще негативного значения. Известно, что в Новгороде в 1047 г. был такой писец и священник - "поп Упырь Лихой". так в тексте. Лихослав как и Лихобор (речка в Москве Лихоборка), Лиховид относятся к древним славянским двухосновным именам.


Не знаю, что там еще раз искали финны, может дьяковцев, которых считают предками многих ф.у. народов ? Но они могильников не оставляли, в привычном нам понимании, да и как показывают исследования между исчезновением дьяковцев и приходом славян прошло где-то два века. Но в некоторых любительских работах имеют место ошибочные попытки выводить происхождение тверских карел непосредственно из дьяковцев Волго-Окского междуречья, хотя все специалисты этногенез карелов достаточно хорошо исследовали.


"…Старый погост в соседнем Назарово обнесен оградой из валунов — так делали только карелы. На холмиках, заросших мхом, стоят вытянутые камни, бугристые и ноздреватые. — Есть теория, что эти камни нездешние, видите — будто вулканической породы они,— — У нас говорят, первые переселенцы их с собой привезли, как память о предках".

Странное заявление, по описанию обычный новгородский жальник домонгольского времени или даже более позднего. Что значит камни "нездешние"? Обычные валуны , судя по всему, от ледника....
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Тверские карелы

Сообщение Андер » 31 май 2022, 11:25

Интересные замечания А. Н. Вершинского о карелах, по материалам "Верхне-Моложской экспедиции", 20-е годы ХХ в.
"В этнографическом отношении Верхне-Моложский край представляет ту полосу Тверской губ., где великорусское население, составляя больший
процент, живет бок о бок с корельским. Часть деревень изученного района принадлежит к корельским. Сюда нужно отнести: дер. Горшково, Пархово, Ермолино, Заболотье, Васютино. Большая часть корельских деревень не смешиваются путем браков с великоруссами, но в некоторых случаях, когда корелы окружены русскими деревнями, известны случаи браков между корелами и великорусами (напр. в дер. Горшкове). Корелы, являясь населением пришлым, поселившимся здесь, на севере губернии, в половине XVII века, к настоящему времени обрусели и по облику, одежде, обычаям не отличаются от русских, сохранив только свой родной язык для употребления между собою. Местное население считает здешних корел прибывшими в более позднее время,чем XVII столетие, именно указывается, что корелы переселились сюда в половине XVIII века после того, как край был опустошен моровой язвой. Отрицать возможность более, поздней колонизационной финской волны нельзя. Она вполне допустима, но всетаки главная масса корел, судя по источникам, поселилась после смутного времени".

А.Н. Вершинский также отмечает, что некоторая изолированность существовала даже в первые годы Советской власти, как впрочем и последующие десятилетия....
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Тверские карелы

Сообщение Андер » 31 июл 2022, 15:37

Экспедиция в тверские края: к карелам и русским
18.02.2017

http://генофонд.рф/?page_id=22321

Денис Дараган, Глеб Степанов, Роза Схаляхо

Выдержки из статьи полный вариант по ссылке.

Рассказ о генетико-антропологической экспедиции Медико-генетического научного центра и Института общей генетики РАН, проведенной в конце 2016 года в Тверскую область для исследования генофонда и создания антропологического портрета тверских карел и тверских русских.

Конечно же, проживая среди русского населения, карелы заключали часть браков с ними или просто записывали себя русскими, а исторические бури и метания ХХ века приводили к вынужденным перемещениям и карел, и русских. Однако даже в предвоенные годы оставались районы, в которых карелы составляли около половины населения — а такое соотношение обычно позволяет сохранять генофонд.

ОТКУДА КАРЕЛЫ В ТВЕРСКИХ КРАЯХ?

Cделаем небольшой экскурс в историю тверских карел.

Современные тверские карелы – потомки этнической общности корела, сформировавшейся к XII веку в ареале между северо-восточным берегом Финского залива и северо-западным берегом Ладожского озера, включая Карельский перешеек. Карелы – это сплав многих популяций, как издавна проживавших на Карельском перешейке и Приладожье, так и пришедших позднее: ижоры, води, веси, суми, еми, ладожане. Впоследствии карелы отделились от других финских племен – со своим языком, обычаями и ареалом (исходным ареалом племени «корела» считаются Карельский перешеек и Приладожье).

27 февраля 2017 года – значимое событие для тверских карел, жителей Тверской области и всего финно-угорского мира. 400 лет назад в деревне Столбово, что на реке Сясь в 54 километрах от ее впадения в Ладожское озеро, был подписан Столбовский мир. По этому договору шведы возвратили России Новгород и значительную часть Новгородской земли. Однако русские «навечно уступили Швеции города: Ям, Копорье, Орешек, Ивангород, Корелу и Корельский уезд». В результате заключения этого договора началось массовое переселение карел и возникла «Тверская Карелия».

ИЗУЧЕНИЕ ГЕНОФОНДА ТВЕРСКИХ КАРЕЛ

Итак, было принято решение обследовать генофонд тверских карел и сравнить его с генофондами карел в Карелии, а также с генофондами других народов в рамках большого проекта по изучению финно-угорских народов Евразии. В задачи экспедиции входили не только сбор образцов крови — источника ДНК для генетических исследований, но и антропологические измерения цвета глаз, цвета кожи и антропологическая фотография для создания обобщенного антропологического портрета тверских карел.

Экспедиционное обследование популяций Тверской области под руководством профессора Е.В. Балановской и профессора РАН О.П. Балановского проводили штатные и внештатные сотрудники Медико-генетического научного центра и Института общей генетики РАН – Денис Дараган, к.и.н. Павел Реутов, Глеб Степанов, к.б.н. Роза Схаляхо.

Для обследования мы выбрали три района, где по собранным нами данным доля карел должна быть максимальна: Лихославльский (8,6% карел), Рамешковский (6,1% карел), Спировский (8% карел), Максатихинский (5,8% карел).

Районы экспедиционного обследования популяций Тверской области: А) тверских карел — Лихославльский (1), Спировский (2), Рамешковский (3) районы; Б) популяции сравнения — тверских русских — Торжокский (4), Селижаровский (5), Кашинский (6) (обследован ранее) районы.

Но, как обычно, на месте все оказалось несколько иначе.

В Лихославльском районе карел проживает на удивление мало, в селах население почти полностью метисировано (о метисации чуть ниже), взрослые мужчины преимущественно в отъезде на заработках, а почти вся молодежь — на учебе в Твери или Москве. В первый день экспедиции мы смогли посетить только село Толмачево, деревни Микшино и Залазино. Толмачево по праву можно считать центром духовной культуры карел в Лихославльском районе: здесь ежегодно проходит фестиваль традиционной карельской культуры «Калитка», который привлекает карел со всей территории России и постсоветского пространства.

Интересно почему "калитка" считается традиционно карельским угощением? Вообще-то это новгородское и происходит от слова "калита".

Кали́тки (вепс. kalitk, карел., люд. kalitt, kalittoa, ливв. šipainiekku, фин. karjalanpiirakka, karjalan piiras) — небольшие открытые пирожки из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припёками. Традиционное блюдо карельской, вепсской и северорусской кухни (Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская и Мурманская области, Республика Карелия).

Слово «калитка» предположительно происходит от «калита» — старинного русского названия денежной сумки, кошеля. Калитки могли получить такое название за внешнее сходство с кошельком или мешочком, имеющим внутри содержимое".


На второй день, к нам присоединился Олег Евграфов — председатель Тверской региональной молодёжной общественной организации по сохранению культурного наследия тверских карел «Тверин Кариела». Без помощи таких энергичных и знающих местных энтузиастов-этнографов нам пришлось бы очень трудно. С его помощью мы смогли успешно поработать в деревне Алёшино Рамешковского района и в самих Рамешках. Так же в Рамешках нам, не без участия Олега Евграфова, помогла редакция карельской газеты «Родная земля», за что им низкий поклон. С их помощью работа была очень хорошо организована.

Нетрудно заметить, что даже внешне карелы из разных районов различались — известно, что переселялись они из разных районов Водской пятины. И стал понятен древнерусский термин «чудь белоглазая» — по-видимому, пришельцев-славян удивляли небесно-голубой цвет глаз карел (по шкале Бунака — это №10, №11 и изредка №12). Конечно, встречались и кареглазые карелы, но реже и в основном в южных районах ареала. До 70-х годов ХХ века межнациональные браки русских и карел были крайне редки, а мобильность населения очень низка (Да, это правда... :( ) С тех времен осталась пословица «Карел в огне горел, да не сгорел, а ру­сский в дым попал и то пропал».

В деревнях на карельских похоронах еще осталась такая архаичная традиция как причитания (также особые причитания есть и на свадьбах), а карельские кладбища отличаются от русских наличием арки на входе (хотя вход через нее запрещен).
Не только карельские, но и русские.... почему авторы решили это выделить... ? Вообще арка на кладбище только для похорон, обычные "посетители" должны входить боковыми входами. Не раз приходилось такое видеть. Это архаический обычай, который встречается и у балтов (литовцев). А скорее всего еще к верованиям доиндоевропейской Европы. Это так называемая "совиноглазая богиня".

Вот и профессор А. Зубов так пишет, когда рассказывает о религии Европы времен неолита : "Мать умерших продолжает жить в преданиях многих европейских народов. В латышских песнях ее зовут «матерью могилы», «матерью песчаного холмика» (т.е. могильного холма). В ее руках ключи от могилы и она приветствует умерших, вносимых через кладбищенские ворота. Она пляшет на могилах или впереди похоронной процессии.

Балтийский фольклор, наверное, самый архаичный в Европе, сохранил интереснейшие черты древнего культа великой богини. Ворота кладбища — это вход в ее утробу, последний символ, оставшийся от узкой щели, ведшей в мегалитическую галерейную гробницу. Ключи от могилы — это возможность возрождения, победы над смертью, которая пребывает в руках самой богини смерти, вернее, в ее утробе, ибо она — мать, имеющая рано или поздно, но родить умерших. Танец на могиле, аналогичный знаменитой тандаве Шивы, разрушает смерть.


Поздно вечером пошел ледяной дождь, и мы поехали обратно совсем другой дорогой. За все время следования около полутора-двух часов нам встретилась только одна машина – никто не решался ехать по такой погоде. Впереди у нас оставался еще один день, и мы решили разбить его на две части. Сначала собрать образцы в самом Лихославле, а затем — в Твери. Людей приходилось собирать из очередей перед кабинетами в местной районной больнице города Лихославля: это единственный случай, когда мы порадовались, что в больницах есть еще очереди. Не все сразу решались говорить, что они карелы: прошлое еще живо в памяти. В недавнем прошлом многие рвали свои свидетельства о рождении, чтобы в дубликате им указали в графе национальность «русский», переписывались «на русских» при получении паспорта и т.д. Так легче было выжить. В Твери нам очень помог карельский хор “Karielan Koivune”, опять не без содействия, конечно же, Олега Евграфова. Его участники откликнулись и пришли на обследование, за что им большое спасибо.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Тверские карелы

Сообщение Андер » 03 июн 2023, 10:46

О религиозной ситуации среди карельского населения писал известный церковный публицист XIX в. священник Иоанн Беллюстин. Во многом у нас он недооценен. Хотя его публицистические заметки относительно церковного просвещения были очень злободневны, а его прогнозы, как показало время, были в целом верными... можно даже сказать, пророческими. Однако в Тверской епархии он оказался "нежелательным элементом".. не ко двору пришелся образованный священник....Особо его не трогали, но и продвижения не давали... так до конца жизни и оставался "неблагонадежным". Хотя его краеведческие и этнографические материалы можно считать просто уникальными.

Крайне интересны его описания духовного состояния и просвещения у тверских карел на тот период. О чем он писал в своей статье для "Русского вестника" М.Н.Каткова "Ещё о движениях в расколе" в июне 1865 г.
Для справки. Он правильно описал районы, где проживало карельское население. Однако, когда говорит о Бежецком, то имеются в виду территории нынешних Рамешковского, Лихославльского и Максатихинского района. Что касается Кашинского уезда, то это в основном территория нынешнего Сонковского района.
Карелы1.png
773

774.png

Карелы 3.png
775

776.png
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва


Вернуться в Каталог: история мест Вышневолоцкого уезда и окрестностей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5