Сегодня заходил Геннадий Николаевич Толкачев, чей отец, Николай Иванович работал в Гарусово. Сначала (примерно с 1946 года) он работал завучем в Гарусовском детском доме, а жила их семья на 2-м этаже здания школы (бывший дом Аракчеева). Затем они переехали в квартиру с отдельным входом на первом этаже бывшего дома врача Якубовича, который находился в южной части Гарусова (Гарусово-Роща).
Примерно в 1952г основную часть этого детдома перевели в Кашарово (под Волочком), а здесь открыли школу-интернат для глухонемых детей, осталась часть учителей и учеников и Н.И.Толкачёв стал работать сначала завучем, а затем и директором этой школы. Когда стал директором, то семья переехала в директорский дом у колодца (он сохранился, но обшит). А в 1967 году отцом был построен собственный дом на окраине Гарусова на берегу озера. В 1968 году, в 59 лет, дед ушел на пенсию, так как школа переехала в Селижарово,
Геннадий Николаевич сам 1947 года рождения (родился в Гарусово, и мама у него местная, из Касково, Мария Ивановна Галактионова), прожил здесь до 1965г, когда уехал учиться в Москву, но и потом продолжал приезжать к родителям. В юности он свинтил с Гарусовского дома вот такую дореволюционную страховую табличку:

- Страховая табличка с Аракчеевского дома
Так вот он помнит из своего детства, что когда в Гарусово были земляные работы при строительстве линии электропередач, рытье ледника и овощехранилища для школы, то на большой территории от мыска (где сейчас дача за высоким коричневым забором) и почти до колодца на роднике (не доходя метров 20-30 до него), были обнаружены многочисленные костные остатки похороненных тут людей. Остатки эти были настолько древние, что ничего сверх костных остатков не оставалось (ни остатков одежды, ни украшений, ни досок от гробов - ничего). А на возвышении у мыса были обнаружены остатки квадратного сруба, как от основания часовни. И что старожилы говорили, что на этом месте очень давно была то ли церковь, то ли часовня. Вот такая история. Видимо, эти захоронения были сделаны ещё до смутного времени литовского разорения.
Ещё сказал о том, что художник А.Д.Корин нарисовал иконку и поместил возле этого колодца, и из-за этого у местных жителей постепенно возникло почитание этого колодца, как святого.
А.А. Моравов так пишет об этом в своих воспоминаниях: "
После отъезда Архипова, в “Роще” жил некоторое время художник Александр Дмитриевич Корин. Между Гарусово и “Рощей” протекал неширокий ручей, в том месте, где он течет между двумя невысокими обрывами, кем-то был устроен сруб над выбивающимся из-под земли родником. Вода была кристально чистая и холодная. Корин установил у самого сруба невысокий четырехгранный столб, на нем была двухскатная крыша, сверху крест, а на столбе была написанная им иконка. Это место, окруженное старыми исполинскими елями, было тихим, уединенным и поэтичным."

- Колодец на роднике, где была иконка Архипова

- Жернов на колонке рядом с колодцем
Усадьба Якубовича "Роща" использовалась в те годы под жильё учителей и они сами одно время жили в половине этого дома. Рядом (севернее) стоял похожий двухэтажный дом, такой же старый, ныне не существующий. А за дорогой была конюшня, где стояли лошади детдома. И его отец передал в Удомельский музей несколько записок, когда художник Б.Бируля заказывал лошадей в их конюшне для каких-то нужд. На север от конюшни начинался настоящий лес, через который дети ночью даже боялись ходить. На подъеме после ручья была слева яма для хранения бензина, а справа - омшанник (для зимовки пчёл). Дача №54 построена тут первой и построена она на фундаменте овощехранилища. То есть, как раз на бывшем кладбище. Как и соседняя дача, за высоким коричневым забором. На её месте раньше был клуб и столовая школы. Там же был и ледник, как раз на его месте и были найдены остатки сруба часовни. И везде тут были найдены множество человеческих костей.
Относительно картины Левитана "На озере"

- 1893 "На озере" Саратовский музей
1) первое здание на картине справа - во времена интерната было прачечной. Она такая именно и была, трёхчастная.
2) Следующее здание на берегу, чуть левее, дальше и на возвышении - была во времена интерната общественная баня.
3) Дорога от Гарусово на Касково раньше была глинистая, скользкая в слякоть для подъема машин. На ней лежал сбоку большой камень. В народе о нём говорили, что именно на нём сидел Левитан, когда рисовал эту свою картину. При строительстве бетонки этот камень куда-то исчез. Дорогу расширили, а склон холма восточнее дороги - срыли, беря оттуда песок на подсыпку дороги, образовалась крутизна, заросшая молодыми деревьями и кустарником и закрывшая вид на Гарусово, который видел Левитан. Но в 50-е годы здесь ещё помнили, что приезжавшие сюда (на Чайку) художники любили тоже сидеть на камне Левитана и рисовать с него.
Дом №3 был построен здесь в те годы, когда интернатом руководил Н.И.Толкачёв. Тогда же под его же руководством построен длинный дом, располагающийся ныне восточнее Аракчеевского дома. Оба эти дома использовались для проживания сотрудников интерната.
Южнее дома Аракчеевых, за существующим ныне переулком, раньше был деревянный одноэтажный дом, где был спальный корпус интерната. За ним была низинка с болотцем, на котором зимой устраивали каток (болотце рано замерзало).
Во времена детдома Аракчеевский дом ремонтировался каждый год и содержался в очень хорошем состоянии. Обшит был досками, прибитыми к брёвнам кованными гвоздями. Дом имел дореволюционную страховую табличку, фото которой он обещал прислать.
Ещё Н.И.Толкачёв был знаком с Зольниковыми (из Островно) и бывал у них в гостях.
Кстати, самый крайний дом в Гарусово со стороны Касково - это дом, построенный Н.И.Толкачёвым в 1968 году, в котором он и прожил до самой своей смерти в 1989г. Похоронен в Касково.
Из бывших сотрудников интерната вроде бы жив ещё бывший конюх, Дмитрий Иванович Потапов, который приезжает сюда, в бывший усадебный дом "Роща", на дачу к детям.