Погост Егорьевский в Илово и окрестности

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

Погост Егорьевский в Илово и окрестности

Сообщение Владимир Крутов » 06 окт 2012, 21:18

 ! Алексей Крючков писал(а):
Связанные темы:
1) Пашнево и окрестности - viewtopic.php?f=24&t=1359
2) Ближние окрестности Котлована - viewtopic.php?f=24&t=1417
3) Котлован - viewtopic.php?f=24&t=159
4) Дворищи (Лесной район) - viewtopic.php?f=28&t=402
5) Ореховно и окрестности (Мошенской р-н Новгородской обл.) - viewtopic.php?f=41&t=1205


Бабушка упорно называла его Пречисто.

В 2010 году мы с братом сделали попытку добраться до Илово. Заезжали мы со стороны Дворищ, что было не совсем тактически правильно. Машину пришлось оставить практически сразу после пересечения реки Иловец и дальше пошли пешком. Вышли на дорогу Пашнево-Дубишки и тот километр, по которому мы прошли, показался нам вполне удовлетворительным для проезда.

Деревню Гришкино можно определить только по характерному произрастанию кустов/деревьев, в Ермолино были обнаружены две полупригодные для жилья избы. К сожалению самого Илова опознать не удалось, хотя мы точно знали где искать.

Раньше там была деревянная церковь. Ещё до войны ее перестроили под школу.
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 324
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Сообщение Алексей Крючков » 06 окт 2012, 21:33

Урочище Илово, где была церковь к древнему городищу отношение имеет скорее косвенное: возможно, приход ещё в древние времена перенял название от города - округи, так же, как станция Удомля - от названия волости (Удомельско-Рядская)

Сгоревшее некоторое время назад здание бывшего Райагропрома - это и была перевезённая из Илово церковь. В перестройку это здание отдали РПЦ, восстановили там храм и несколько лет вели в нём службы, пока оно не сгорело.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3687
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Дорога от Пашнёво на Дворищи

Сообщение Владимир Крутов » 16 окт 2012, 23:15

Альфим писал(а):Знающие, подскажите, каковы перспективы проехать на внедорожном мотоцикле по дороге Пашнево – Ермолино – Гришкино – Дворищи?

я смутно представляю себе внедорожный мотоцикл, но если это чудо без коляски то:
- от Пашнево до поворота на Ермолино думаю проблем не будет
- далее дорога пойдет не на Гришкино, а будет забирать левее к озеру и приведет к поляне с попытками то ли лесозаготовок то ли еще чего
- поэтому после пары километров после Ермолино нужно прицеливаться на Гришкино с надеждой выскочить на еле читаемую дорогу
- эта почти дорога (или направление) приведет к мосту через реку Иловец, а там уж и Дворищи будут видны
Наиболее критичным будет кусок после Ермолино - большие глубокие колеи под Беларусь или лесовозы, потом (после прицеливания) - перелесок и поля. Мы были в очень засушливый период, при сырости картина будет грустнее. Вот как-то так.
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 324
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Сообщение Альфим » 17 окт 2012, 20:02

О каком ручье речь? Который вытекает на юг, в сторону дороги Ермолино-Гришкино? А есть ли возможность с Ермолино двигаться на Терехово-Плоское?
Как назло, этот район не просматривается со спутника ...
В попытке попасть в Дворищи, был в Рогозихе (1) и Хмелевке (2), дальше очень сложно. В Рогозихе следов домов не видно, стоит лесозаготовительная техника, людей нет, лесовозная колея уходит на северо-восток. В Хмелевке остались остовы домов и в траве много брёвен. Кстати в Хмелевке за могилами на кладбище кто-то ухаживает.
Изображение
Аватар пользователя
Альфим
 
Сообщений: 52
Зарегистрирован: 22 окт 2010, 23:03
Откуда: Удомельский р-н

Церковь в Илово

Сообщение Дмитрий » 18 окт 2012, 10:53

Владимир Крутов писал(а):В помещении церкви были нерегулярные службы и крещения/отпевания.

Не знаем, товарищи краеведы ПЕРВОИСТОЧНИКОВ! Для кого книги издаём, если даже краеведы их не читают?

Из книги "Священномученики и исповедники Удомельской земли" ("Удомельская старина" № 47, 2009 г.)

Священномученик Иоанн (Мельницкий) (1878 – 1937). Село Илово
Ноября 3

Священномученик Иоанн Мельницкий родился в 1878 году в деревне Шетеево (правильно Шатеево, сегодня Лесной район) Удомельского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Петра Мельницкого. В 1899 году он окончил третий класс Тверской Духовной семинарии, после чего ему пришлось оставить учебу ради помощи отцу в его крестьянском хозяйстве. Но мысль посвятить себя всецело служению Богу не оставляла молодого человека, и он подал прошение епархиальному архиерею, в котором высказал свое пожелание. 5 мая 1907 года он был определен исправляющим должность псаломщика к церкви села Воротилова Бежецкого уезда, а 19 июня 1908 года утвержден в этой должности.

21 ноября 1908 года Иван Петрович был рукоположен в сан диакона к той же церкви. Все это время он был учителем и законоучителем в Воротиловской церковно-приходской школе и законоучителем в Новинской земской школе Он был не раз отмечен начальством, как писалось в наградных документах, «за безвозмездное и усердное преподавание Закона Божьего». Его служение на церковном и учительском поприще продолжалось до 1918 года.

Летом 1918 года диакон Иоанн был переведен в храм села Илова Вышневолоцкого уезда, где прослужил до начала гонений 1929 года, когда власти одновременно с крестьянами, составлявшими в то время большую часть населения страны, стали уничтожать и духовенство. Для русских крестьян в то время храм и слово Божие оставались единственным источником подлинного просвещения.

В 1930 году о. Иоанн был лишен домашнего хозяйства, подспорья для семьи — супруги и шести детей, причем младшим детям было всего семь и пять лет. 9 марта 1930 года за неуплату налогов о. Иоанн был приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Освободившись 20 марта 1932 года из Завидовской трудовой колонии, о. Иоанн подал святому архиепископу Фаддею прошение с просьбой определить его в один из храмов епархии. В 1933 году он получил место в селе Тальцы, куда за ним переехала и его семья Здесь он прослужил до наступления новых гонений. Он был арестован сразу после праздника Покрова Божией Матери, 15 октября 1937 года, и на следующий день допрошен. Были допрошены председатель колхоза имени Сталина и местный комсомолец. Они показали: «В 1937 году в июле месяце, в религиозный праздник, среди населения села Тальцы он агитировал: "Граждане, сколько бы вы в колхозах много ни работали, все равно лучше вам от этого не будет, живете вы в нищете и изменения к лучшему в вашей жизни при советской власти не ожидайте, вспомните о Боге, придите все в церковь в этот праздник и помолитесь о скорейшей перемене к лучшему и отдохните, в праздник работать грешно". В результате его контрреволюционной агитации все колхозники колхоза имени Сталина прогуляли два дня в самый разгар полевых работ. В 1937 году в августе месяце 15 дня, также в религиозный праздник, он призывал население села Тальцы в эти дни не работать в колхозе, говоря: "Трудна ваша жизнь, колхозники, и только объединившись все вокруг церкви нашей, мы можем улучшить жизнь нашу, придите и помолитесь о скорой перемене существующей власти". В этот праздник колхозники под влиянием его подрывной антисоветской агитации прогуляли все также два дня в самый разгар уборочных полевых работ, чем нанесен значительный ущерб материальному хозяйству колхоза имени Сталина. На данные церковные праздники приезжали колхозники не только из Талицкого сельсовета, а также из Молотовского и Соколовского сельсоветов, в результате контрреволюционной и антисоветской агитации Мельницкого. Срыв полевых работ получился по целому ряду колхозов. В 1937 году, 23 сентября, на общем собрании в селе Тальцы по вопросу о самообложении Мельницкий выступил и заявил: "Советская власть очень много дерет с сельского населения, обкладывает всевозможными налогами и самообложением, а населению и так трудно жить"».

Трудно сказать, излагали ли свидетели то, что слышали сами, или все их ответы были вложены в их уши следователем. В тот же день он допросил отца Иоанна.

Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, дайте правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности, изложите факты, — сказал следователь.

— Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил и виновным себя не признаю, ответил о. Иоанн.
— Следствие располагает данными, что вы в 1937 году, в июле месяце, среди населения села Тальцы вели антиколхозную агитацию.
— Никакой антиколхозной агитации я не вел, а приходилось говорить с отдельными гражданами, что в колхозах живете неладно, голодно, и если плохие условия у нас созданы в жизни, то это может быть для того, чтобы после жить лучше, и говорил, чтобы в праздники не работали.
— Следствие располагает данными, что вы в 1937 году, в августе месяце, среди населения села Тальцы вели контрреволюционную агитацию антисоветского и пораженческого характера на религиозной почве.
- Никакой контрреволюционной агитации антисоветского и пораженческого характера я среди населения не вел, а при разговорах с отдельными гражданами призывал посещать церковь и говорил: «Если хотите, чтобы вашу церковь не закрыли, то надо посещать ее как можно чаще».
- Следствие располагает данными, что вы в 1937 году, в сентябре месяце, на общем собрании в селе Тальцы по вопросу о самообложении выступили с антисоветской и антиколхозной агитацией.
— На данном собрании я присутствовал, но ни с какой антисоветской и антиколхозной агитацией я не выступал, так как ушел домой, не дожидаясь конца собрания.

Уже на следующий день следствие было закончено, материалы переданы на рассмотрение Тройки НКВД, а сам о. Иоанн переведен в тюрьму города Осташкова.

1 ноября Тройка приговорила его к расстрелу. Диакон Иоанн Мельницкий был расстрелян 3 ноября 1937 года.

Прославлен на Архирейском Соборе РПЦ 16 августа 2000 года.

Иеромонах Дамаскин (Орловский)

Литература:
Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн. 3. С. 346-355, 604.
Дмитрий
 
Сообщений: 161
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 18:17
Откуда: Удомля

Сообщение Дмитрий » 18 окт 2012, 18:23

В 1940-х годах храм в селе Илово использовали под клуб и школу. В 1970 г. здание храма разобрали (оно было деревянное) и перевезли в п. Удомля на ул. Полевую, где до 1995 г. в нём располагались органы местной власти. Последнее учреждение - Аграрный отдел администрации Удомельского района.

В 1995 г. СОВЕРШЕННО СЛУЧАЙНО здание было передано Русской Православной Церкви и в нём был освящён храм Новомученников Российских. Этот факт установил я, т.к. сохранились все элементы храма и даже деревянный алтарь, в нём, разумеется, сделали нужник. К СОЖАЛЕНИЮ, я ни разу его не сфотографировал. Если у кого есть фото - поделитесь. 1 июня 2003 г. храм нечаянно сгорел.[/b]

История храма в Илово - в книгах Н.А. Архангельского.
Да, кстати, книга Г.П. Асинкритова "Мгла над пустой колыбелью" почти полностью посвящена истории Иловского с/совета - сотни имён.

На кладбище в Илово-Пречистое похоронен священник Тархов Аристарх Михайлович (1863-1943) (либо "3", либо "5", либо "8") и его супруга Евдокия Ивановна (1862-1940). Фотографию я делал лет 6 назад. Могила ухоженная, памятник и фотография на нём новые.

Кладбище находится ПРЯМО напротив остатков фундаментов церкви направо через дорогу (если идти от Пашнево). До него, наверное, метров 200 от дороги. Оно регулярно посещаемо, поэтому набитая колея с дороги есть. Оно ПОЛНОСТЬЮ находится в лесу - очень таинственно и необычно.

(Фото на форуме у Лёши я ставить так и не научился).
Дмитрий
 
Сообщений: 161
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 18:17
Откуда: Удомля

Иловский случай

Сообщение Дмитрий » 22 окт 2012, 16:09

Н.С. Кокорин
Деревенские истории и предания (из будущей книги)
Иловский случай
Когда впервые услышал рассказ о случае в селе Илове, подумал – обычная выдумка. Вымысел по известной схеме: грешник публично обличает бессилие Бога, Бог карает его. Борьба между людьми, верующими в Бога и отрицающими его существование идёт уже два тысячелетия, и будет продолжаться в третьем, пока существуют две противоположных категории: вера и безверия. Как день и ночь, как добро и зло, правда и ложь. Эта борьба то затихала, то вспыхивала с новой силой.

В 1930-е годы атеистическая пропаганда достигла апогея, заканчивающегося снятием колоколов с церковных колоколен. Церковь была обеззвучена. Теперь она не могла общаться с верующими, звать христиан к объединению вокруг Бога с помощью сотен и тысяч колоколов. В этом апогее богохульства и порицания церкви были свои энтузиасты, активисты и пассивные наблюдатели за происходящими событиями вокруг церкви. Советская власть вела открытую и жестокую борьбу с религией, как с дурманом, опиумом народа…

Иловский сельсовет, как часть советской власти, принимал участие в антирелигиозной работе на селе. Колокола с Иловской церкви сняли приезжие специалисты. Вынос из церкви икон и организация их сожжения на костре была поручена нескольким местным жителям-активистам. Утром активисты, вооруженные топорами вошли вовнутрь церкви, чтобы приняться за работу, на выполнение которой они согласились в сельсовете. Они были поражены красотой и величием икон с изображением святых и библейских сюжетов и заколебались, не смогли поднять топоры на святыни, которым когда-то поклонялись. В этот критический момент сказал свое слово Семен Марфушин, здешний мужик, которого привлекали новизной и необычностью, а также смелостью рассуждений, некоторые статьи из антирелигиозных журналов, которые помогли ему утвердиться на атеистической позиции. Воздействуя личным примером и энтузиазмом, он сумел расшевелить своих товарищей и наполнить их сердца решимостью.

На церковном дворе разгорелся костёр. Товарищи подносили к костру иконы, а Семен разбивал их ударами топора, колол на части и бросал в костер, как дрова на поварне. Он убежденно говорил:
– Теперь все убедились, что икона – это доска, закрашенная художником, таким же человеком, как и мы с вами. И никакой силы в ней нет! Я столько сегодня нагрешил против Бога, что у меня должны были давно отсохнуть обе мои руки. А я, смотрите: перерубаю крыло ангелу, и – ничего, Бог терпит! Хотите, я плюну в его глаза и пусть мои глаза лопнут, если есть Бог!

И верно, он несколько раз плюнул в чудные глаза ангела и тот не отвернулся. А Семеновы глаза победно сверкали: – видимо, нет в этих досках силы! Это значит – нет Бога и нечего нам бояться. Ломай, круши, жги, всю эту религию!

– А мы – дураки, тысячу лет верили в эту чушь! Но теперь хватит, полно – мы все поняли, мы умнее стали!
Зимний день короток. Догорал костер на церковном дворе. В церкви много еще осталось недобитых святых, на завтрашний день работы хватит... Товарищи будто нехотя, прощались до завтра. Приходили женщины, срамили богохулов. Опираясь на клюковки, приходили старухи, грозили божьей карой. Семён смеялся, снова и снова топтал огарки икон, демонстрируя бессилие Бога. А ночью случилось то, что местное население восприняло как чудо: Семёна Марфушина разбил тяжелый приступ паралича, и он через какое-то время умер. Более всех были поражены случившимся его сотоварищи. Они отказались завершить начатый погром в церкви. Ободренные люди вошли в открытую церковь и унесли по домам оставшиеся иконы. От этих людей я и услышал эту историю. Одну из икон Иловской церкви мне довелось увидеть у пенсионера П. Это был архангел Гавриил в образе чудного юноши. Всем существом своим он излучал животворный свет, свет тепла и любви к людям. Этот свет падал и на тех, которые семьдесят лет ссорились, рвали друг другу рубашки, ненавидели, крушили старое, ударными темпами возводили новое, но так и не построили счастья ни себе, ни потомству. Знайте и верьте - новую жизнь злобой и насилием не построить. Нет.
Дмитрий
 
Сообщений: 161
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 18:17
Откуда: Удомля

Церковь в Илово

Сообщение Владимир Крутов » 23 окт 2012, 01:03

Я сейчас спрашивал тетку (1930 г.р.) об Иловской церкви. В сухом остатке имеем:
- церковь перестраивали/разрушали летом 1939 или 1940 года
- рабочих было трое, С. Марфушин мог учавствовать, но умер Алексей Зайцев
- старухи, увидев разрушения, пожелали "чтоб вас тряхануло"
- на обеде сбегали в лавку и купили бутылку водки
- расположились рядом у/на кладбище
- Зайцев хвалился, что вот он снял (кажется) три колокола, и его ни разу не тряхнуло
- всех сморило, Зайцев видимо зацепился косовороткой и удавился во сне
- у него было 7 дочек, с третьей или четвертой по возрасту тетка ходила в школу
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 324
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

Церковь в Илово

Сообщение андреев сергей » 17 фев 2013, 20:01

Иловская церковь.jpg
Здание бывшей Иловской церкви

Фотографию любезно предоставила Анна Яковлевна Певцова - бывшая учительница математики и директор Иловской школы в послевоенные годы.
Фото примерно 1949 года. Школа стоит в Илово, а рядом кладбище.
Двухэтажная пристройка была прилажена к корпусу бывшей церкви позже. Во время земляных работ были извлечены останки древних захоронений (долблёные колоды ). Моя мама ещё маленькой девочкой была при этих "раскопках" и находилась долгое время под потрясением. Здесь же она закончила 4 класса, почти как и все дети войны. Утварь церкви и книги были сожжены. Об этом писали на форуме. Часть какого то имущества (видимо иконы) укрыла жена священника Тархова. Анна Яковлевна поведала, что во время пожара, когда в Дворищах горел дом священника, люди хотели вынести и спасти некий сундук. Но матушка сказала: "Пусть сгорит вместе с домом."
Аватар пользователя
андреев сергей
 
Сообщений: 57
Зарегистрирован: 26 фев 2012, 11:58
Откуда: Вышний Волочёк

Церковь в Илово

Сообщение Дмитрий » 17 фев 2013, 21:09

Церковь на фото очень узнаваемая. Именно то, что стояло в старой Удомле на ул. Полевой (но, кажется, обрезанная - окна на четыре?). И ни одной фотографии до сих пор так и не нашлось, а ведь сколько в неё ходили, пока храм на Курчатова не поставили.

Двухэтажная часть так и была. Алтарь был пристроен с противоположной стороны двухэтажной части. Там был устроен туалет.

Кажется я сначала предположил, что это бывшая церковь по характерной форме деревянного алтаря, а только потом собрал сведения.
Дмитрий
 
Сообщений: 161
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 18:17
Откуда: Удомля

Сообщение андреев сергей » 17 фев 2013, 21:15

Вот именно на месте туалета и были раскопаны старинные могилы.
Аватар пользователя
андреев сергей
 
Сообщений: 57
Зарегистрирован: 26 фев 2012, 11:58
Откуда: Вышний Волочёк

Где находился погост Егорьевский в Илове на р. Съежа?

Сообщение дедушка Вова » 30 мар 2013, 17:58

Для меня пока остается загадкой где находится "Погост Егорьевский в Удомельском в Илове на р.Съежа. У Архангельского Н.А.это близ озера Иловец и на карте-схеме у него же обозначен волок до Марфинского Рядка на Съеже,а это более 20 км по прямой,да и до оз.Иловец от Мологи путь слишком длинный.Намного удобней Молога-Кеза-Наволок-Тихомандрица-Удомля-Съежа. Между прочим я помню в 50 годах из оз.Наволок сплавляли лес на Митрошинский лес завод о том,что в древние времена,такие речки,как Тихомандрица,Моржевка,Хомутовка, Кеза были судоходны говорит их профиль,они все больше похожи на канавы, с ровными крутыми берегами и тем более воды в те времена возможно было больше.
У меня есть некоторое соображение, где было поселение Иловец на Съеже, но пока не хочу опростоволосится, хочется услышать Ваше мнение.
Изображение 676.jpg
дедушка Вова
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 22:48
Откуда: Удомля

Сообщение вера никонова » 07 апр 2013, 21:34

До 1960 года в здании деревянной церкви в Илово размещалась восьмилетняя школа. Я успела проучится только один год. Потом училась в Дворищах, а жила у старшего брата отца Мальдова Нила Никитича. Он был страстным рыбаком. Озеро Иловец - его любимое место было.

В Котловане еще жив последний директор этой школы Георгий Дмитриевич, его жена тоже должна помнить точнее меня. Она тогда жила в Ермолине. Всем привет! Очень хочу съездить с вами. Эмигрантка из Кашина Вера Алексеевна Никонова
вера никонова
 
Сообщений: 30
Зарегистрирован: 07 апр 2013, 21:19
Откуда: Кашин

Сообщение Алексей Крючков » 19 май 2014, 13:46

В июле 2013г состоялась первая поездка в Илово - см. здесь: viewtopic.php?p=6337#p6337

План поездки в Илово в мае 14г выделен в отдельную тему в разделе поездок - viewtopic.php?f=17&t=701

Фотоотчёт о поездке и установке креста там - viewtopic.php?p=8027#p8027
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3687
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение андреев сергей » 01 июл 2014, 15:23

На третьей фотографии крайняя справа Екатерина Васильевна Певцова (Владимирова)... В 1924 году нарезали землю под хутора близ Кобылихи, а претендовали на участки жители деревни: Ольга Михайловна Певцова (по мужу Петрова), Леонтий Львов, Егор и Михаил Комковы, Владимир Митрофанов (дал фамилию Владимировым), а так же гражданин дер.Турков Михаил Седов. Михаил Седов требует себе участок под отруб площадью 3,25 десятин, т.к. на 12 едоков - 24 дес., а у братьев Камковых, по словам вместе с отцом 25 десятин на 12 едоков. Кое-как поделили, образовались хутора: "Ивановское" Леонтия Львова из дер.Турков (бывшая певцовская земля), "Михайловское" Ольги Певцовой, "Стрелка" Павла Егоровича Сорокина. У Павла Сорокина был сын тоже Павел, но умер в младенчестве, землю наследовать было некому, да и приближалось новое время, когда "наследниками" становились колхозы. Комковых род большой, у деда Ильи потомство: Егор, Василий, Михаил, Иван, Алексей, Николай. Вот сколько сыновей от царского времени для боевой Советской Власти. Рождали мужики колхозы нехотя, из под палки, читать дела раскулаченных без слёз нельзя, держались старого крестьянского уклада, поскольку другого хозяйствования и не знали. Но ведь укоренились и колхозы, трудились в них артельно, тяжело, но было место и веселью. Ходили на беседки с гармонью, где, бывает, парни и задерутся. Комковы - парни задиристые, дракуны. Всякое случалось, но вот таким и пришлось встречать войну. Это не компьютерные диванные войска, а деревенские крепко сбитые ребята. Размышляйте теперь, сидельцы с засаленными штанами, по 12 едоков и у всех могутные, заскорузлые от тяжёлой работы руки. Для этих рук было дело, идеология, поддержка, а результат- единая страна, живая деревня, дети, их звонкий смех в полях.
Аватар пользователя
андреев сергей
 
Сообщений: 57
Зарегистрирован: 26 фев 2012, 11:58
Откуда: Вышний Волочёк

След.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron