Котлован

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Балаблиха, Алексей Крючков

Котлован

Сообщение Дмитрий » 20 июн 2013, 11:13

 ! Алексей Крючков писал(а):
Связанные темы:
1) Липны и окрестности - http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=24&t=1203
2) Спас-Ульстим и окрестности - http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=24&t=1355
3) Кузьминское и окрестности - http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=24&t=1278
4) Пашнево и окрестности - http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=24&t=1359
5) Илово, погост Егорьевский - http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?f=24&t=485
Изображение


Предложение по усадьбе И.А. Зворыкина, с. Котлован

Есть возможность спасти от уничтожения усадьбу И.А. Зворыкина (1870-1956) в с. Котлован Удомельского района Тверской области.

Изображение

Усадьбы ХIХ века, принадлежала Ивану Анатольевичу Зворыкину, старшему брату писателя Николаю Анатольевичу Зворыкину (1873-1937): http://starina.tverlib.ru/usname-021.htm


Зворыкин И.А. - потомственный дворянин. Род. 23.6.1870. Окончил Императорское училище правоведения в С-Пб. В 1906 владел 1515 дес. и ус. «Котлован» в Вышневолоцком у. Тверской губ. Содержал образцовую животноводческую ферму с применением лучших европейских технологий. В 1909 - кол. ассесор. В 1915 - в списке лиц, имеющих право быть избранным в члены Государственного Совета. Был знаком со П. Столыпиным.

В 1918 г. эмигрировал. Жил во Франции, в Германии. Умер в 1056 г., похоронен в Ментоне (Франция). Сын Николай (19.1.1902 - 15.2.1942).

О нём подробно - в «Удомельской старине» № 10, январь 1999 г.: «Иван Зворыкин – хозяин котлованского имения».

Использование здание - до недавнего времени в нём располагалась Котлованская участковая больница . 6-7 лет назад она была закрыта, здание властью, КАК ВОДИТСЯ, брошено.

После моих многократных обращений, власть зашевелилась, но идеи у них по её использованию, разумеется нет.

Власть готова предоставить усадьбу на самых льготных условиях. Усадьба де-юре памятником не является, поэтому никаких обременений. Здание находится в самом с. Котлован, в удовлетворительном состоянии, площадь ок. 250 кв. м.

Очень желательно, чтобы новые владельцы учли культурный интерес общества и создали в ней также мемориальный уголок, памяти Зворыкиных и, прежде всего, памяти Н.А. Зворыкина. Поможем всеми силами.

В соседней д. Кузьминское живёт Павел Комеренко (тел.: 8-915-705-44-94) – молодой мужчина, ведёт крестьянское хозяйство, который готов участвовать в проекте в роли исполнителя работ, управляющего и т.д.

Иванову П.С.

Уважаемый Павел Сергеевич! Разместите, пожалуйста, эту информацию на сайте «Тверские Своды». Может быть даже выделить какой-то отдельный раздел ПО РЕАЛЬНЫМ ПРОЕКТАМ? (Позже размещу аналогичную информацию-приглашение на участие в проектах по с. Млёво и с. Венецианово).
Аватар пользователя
Дмитрий
 
Сообщений: 150
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 18:17
Откуда: Удомля

Re: Котлован, усадьба Зворыкиных. Впечатления

Сообщение Павел Иванов » 06 авг 2013, 17:29

Съездили вчера с Дмитрием Леонидовичем в Котлован. Да, скажу я..., я ожидал заповедник, но что настолько!
Усадьбу поставлю сегодня на "Тверские своды" в том формате, в котором мы и предполагали.
А что до моих личных впечатлений, то остается признать непреложный факт, что наряду с Бельским, Сонковским, да, пожалуй, еще Максатихинским районами, Удомельский и теперь является наиболее привлекательной территорией для фольклористов и этнографов. Понимаю Алексея Намзина и Григория Базлова - в 1990-х тут можно было нарыть фантастически интересные вещи. Ныне, увы, остались больше вещи, деревья, следы и руины, но их столько, что на внешний туризм всяко должно хватать. Однако для полноты туристического кайфа району реально остро нужны носители удомельского диалекта в качестве экскурсоводов. Вот это была бы фишка!
Господа краеведы, и те, кто на этом форуме пытается зарабатывать на туризме ;)
Учите язык! Это особенно располагает туристов (лично я, представив себя в роли туриста, понял, что момент "проникновения", когда захотелось реально узнать и про Левитана, и про Чехова и еще про что-то там, и оставить деньги (буде у меня они были бы) наступил в котлованской церкви, после рассказа Сергея Кабажова (правильно ли фамилия?)

В общем, а я хочу еще приехать в Котлован - и хорошо бы не откладывая надолго.

P.S. Как мы ездили в Котлован - на Сводах: http://tversvod.ru/page271/
Хочу ишшо!!!
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

об экскурсиях

Сообщение Алексей Крючков » 07 авг 2013, 10:40

Вот, Пал Сергеич, ключик-то - в Вашей последней фразе! )) Туристические экскурсионные автобусы, каковые были в наше, советское время, сейчас уже почти не существуют. А индивидуальные автотуристы предпочитают ездить на своих авто сами, но даром, начитавшись чего-нибудь в Интернете и веря ему, как безграмотные бабки верят всему, что написано в газетах, или сказано по телеящику. Если кто и делает заказ на местные экскурсии, то в нашей глубокой провинции это случается крайне редко и в совершенно "не промышленных" масштабах - 1-2 раза в год, всего! Это не окупает трудозатрат на подготовку к подобным экскурсиям. И получается, что это не бизнес, а скорее хобби.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Котлованская церковь в 1978г

Сообщение Александр Герасимов » 28 ноя 2013, 12:29

Вот такой была Котлованская церковь в январе 1978года! (потихоньку оцифровываю свой фото архив)
Negative0003.JPG

Negative0008.JPG
второй снимок
Александр Герасимов
 
Сообщений: 139
Зарегистрирован: 01 окт 2010, 22:40
Откуда: Удомля - Мста

Re: Котлован и округа: родник Кипун, усадьба Зворыкиных, Лип

Сообщение Денис Ивлев » 28 июн 2014, 00:53

Делюсь ещё подборкой фото из архитектурного паспорта храма. 1980-е гг. Интерьеры ещё можно было спасти...
Кстати, выяснилось откуда маленький крест, который смотритель церкви выдавал за крест с колокольни - он с луковицы, стоявшей на крыше алтаря.
Вложения
Котлован 1.jpg
Церковь ещё цела. Вид с юга
DSC_0361.JPG
Общий вид храма с северо-востока
DSC_0382.JPG
Восточная часть зимнего храма
DSC_0390.JPG
Западная часть зимнего храма
DSC_0356.JPG
Иконостас летнего храма
DSC_0367.JPG
Западная стена летней церкви
DSC_0376.JPG
Южная стена летней церкви
DSC_0378.JPG
Северная снена летней церкви
DSC_0368.JPG
Вид на обрушившийся купол изнутри храма
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Свидетельство Кокорина о деревянной церкви

Сообщение Алексей Крючков » 16 мар 2015, 13:44

Вот, для Дениса и Павла Сергеевича привожу цитату из воспоминаний Н.С.Кокорина о судьбе деревянной церкви в Котловане:

"Местная советская власть поручила Николаю перестроить деревянную церковь в молодежный клуб, и он согласился на это безбожное дело.
… Всю осень Курган (прозвище Николая) с плотничьей бригадой перестраивал церковь в клуб. Сначала сняли шатер, состоящий из трех восьмиугольных ярусов-срубов, сужавшихся кверху. Самый маленький - верхний ярус был накрыт куполом и увенчан крестом. По размерам он практической ценности не имел, и плотники отдали его за не¬сколько бутылок самогона Федору Мартынову. Федор собрал его у себя на дворе, пропилил дверь и получил уютное помещение для гусей - гусятник. Средний ярус пошел на школьную кладовку, в которой долго хранились стекла, краски, кисти, известь, мел, гвозди - все, что необходимо для ремонта и обновления школьного фасада, окраски классов, коридоров и лестниц.

Нижний, самый капитальный сруб, перевезли на двор сельпо и превратили в конюшню для лошадей. Основное здание решили не перебирать, потому что стены и фундамент хорошо сохранились. Поставили дополнительные стропила, все строение покрыли общей крышей. Внутри после небольшого ремонта получился зрительный зал, сцена, в алтаре - гримерная. Деревенское население посчитало большой удачей, что из одной старой церкви были построены три помещения, не считая гусятника Федора Мартынова.

Каждый житель села, каждое учреждение старались поживиться хоть доской, хоть бревнышком для собственных нужд. Курган приходил домой все более воодушевленным. Всюду он видел надежную, добротную работу старых мастеров. Все восхищало его: и первые венцы, связанные из промасленных бревен в обхват, которые стали монолитным основанием церкви, и полы, соединенные шипами и превратившиеся в прочную плиту.
- Ходи по нему хоть сто лет, такому полу износа не будет, - пояснял Курган.
Особенно он удивлялся прежней технологии изготовления теса, дотошности и терпению старых мастеров. Бревна, очевидно, сначала парили в горячей воде, потом расщепляли на пластины и обрабатывали топором до готовности. Хвалил он и чистоту работы топором - перерубали дерево, будто перепиливали пилой.
- Вот так, Зинок, работали наши предки, — делился он своими впечатлениями, - для меня такая работа - образчик!
- Курган, ты у меня молодчина! — искренне восхищалась им жена и, поднявшись на цыпочки, гладила его крутой загривок.
Как-то я сидел за уроками. В дом вошел Курган и спросил с порога:
- Тезка, когда родился Пушкин?
- В 1799 году, — ответил я.
- Ты понимаешь, а наша церковь построена в 1762 году, это почти за сорок лет до рождения поэта. Подумать только!

И он рассказал, что на чердаке обнаружили прибитую к стропилам доску. А на ней каленым железом выжжено: «Сей храм построил дьяк Исай в 1762 году». Доску эту плотники оторвали, куда-то носили, кому-то показывали, пока она не исчезла. Но дата основания церкви сохранилась в инвентарной книге клуба, который был открыт в перестроенной церкви. Запись эту сделала Надежда Ивановна Исполатова, дочь Спас-Ульстимского священника Ивана Волкова, которая долгое время работала секретарем Старо-Рядского сельсовета.
На южной стороне церкви прежде существовало старинное кладбище. Оно теперь уничтожено, и никаких признаков его не сохранилось. Несколько десятков каменных надгробий были подняты с могил, разбиты и пошли на строительство шоссейной дороги. …

… (теперь) Стали исчезать с земли и строения, когда-то выстроенные из церковных бревен. Вдова Федора Мартынова распилила на дрова гусятник. Директор семилетки устыдился, что рядом с советской школой стоит осколок старого режима и построил новую кладовку. Около сорока лет прослужила конюшня, на которую пошел, как вы помните, первый ярус церковного шатра. Забытая и заброшенная, доживает она свой горький век на глазах всего села. До сих пор здравствует сельский клуб. …"
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Котлован и округа: родник Кипун, усадьба Зворыкиных

Сообщение Павел Иванов » 16 мар 2015, 15:13

Алексей, я публиковал кокоринский мемуар целиком на "Сводах": http://tversvod.ru/event190/
Спасибо Дмитрию Подушкову!
Относительно интерьеров, теплый храм, в общем, и сейчас такой, а холодный... коль скоро начала падать обрешетка, то реставрация должна была стоить таких денег, что идея очевидно не могла иметь положительного результата. Зато, и это интересно, можно было вывезти иконостас. И кто-то ведь его упер... Где он теперь, интересно?
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 678
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Статья Архангельского "Котлован" из 1992г

Сообщение Алексей Крючков » 09 янв 2016, 16:30

"Еще до войны меня заинтересовало, почему среди долины ровной появилось на слух «ямообразное» название — село Котлован, и неподалеку от него — три деревни Комарно, как будто тамошние комары более знамениты, чем удомельские. Этот интерес заставил покопаться в архивах, где удалось выяснить следующее.

До 1478 г. волость Удомля, куда входила и территория современного Котлованского сельсовета, принадлежала Новгородскому Дому Святой Софии и подчинялась новгородскому архиепископу, которого за большую власть, сосредоточенную в его руках, называли владыкой. Волость в те времена означала владение. Волость была обязана обеспечивать продовольствием (кормом) владыку и его Дом, его управление и службы новгородской церкви. Поэтому Удомельская волость имела еще квалификационное название «кормленская владыченская» или «кормлена», или «корманая владычная». Основная масса крестьян платила оброк владыке продуктами сельскохозяйственного производства, а какая-то часть их, овладев ремеслом или сумев открыть торговлю, рассчитывалась с владыкой по отдельному договору («по ряду») деньгами или своей ремесленнической продукцией. Вспомним уходящее из обращения слово «рядиться», т. е. договариваться, торговаться. Такие люди назывались рядовичами и селились отдельно от крестьян-землепашцев в рядках.

В списке 1478 г., по которому Удомля передавалась от Новгорода в личную собственность великого князя московского Ивана III, записано: «Да к Удомле ж Рядок Комарной на реце Съеже у Льстима озера в Спасском погосте...» В 1551 г. в писцовой книге Бежецкой пятины эта фраза с небольшими отклонениями повторяется: «Да в Удомле Рядок Корманой на реце Съеже у Устима озера в Спасском же погосте». Сравним эти две фразы и заметим, что Рядок в одном случае назван «Комарной», в другом — «Корманой». Первое слово знакомо всем, второе — только новгородским чиновникам да волостелю - управителю волости, который собирал и отправлял «корма». В результате название Рядка «Корманой» в народе произносилось как «Комарной». При следующих переписях опрашиваемые местные жители называли Рядок «Комарной», тем самым закрепляя его в документах.

Время шло. От Корманого Рядка выделились крестьяне - ремесленники, получившие землю. Они тоже образовали Рядок Корманой, но так как «корм» с XVI в. потерял новгородский смысл, он прочно стал именоваться Комарным. Старый же Рядок постепенно потерял свое квалификационное название и назывался с некоторого времени Старым Рядом.
А новый Комарный Рядок превратился в обычную крепостную деревню Комарно. Позже из нее выделилось Новое Комарно и Тормасово Комарно. Последняя названа по фамилии помещика Тормасова. А родоначальница этих Комарно стала называться Старое Комарно.

Еще в 1859 г. она имела второе название — Рядок. А где же Котлован? Перебираю названия деревень по списку 1478 г.: Артемьево, Овсянниково, Трестино, Фомино, Черед, Якшино... Котлована нет.
В списке 1501 г. находятся деревни не то Колтиван, не то Котливан, не то Колытван и Колитванец. Прочитать все буквы невозможно: время стерло их очертания. Но эти деревни находились в волостке Липны Марфинской Исаковой в Рождественском погосте. Значит, нашему Котловану еще не пришло время появиться на свет.

И только в 1610 г. появляется первое упоминание о Рядке Котлован. Но там уже есть Рядок Комарной, который, как мы выяснили, стал Старым Рядом. Значит, прежде, чем стать Старым Рядом, Комарной Рядок еще назывался Рядок Котлован. С двойным названием он жил долго. Еще в 1859 г. записано: Котлован (Старый Ряд). Дальше происходит разделение поселения: по одну сторону озерка — Старый Ряд, по другую — Котлован, а с торца озерка — церковное поселение Воздвиженское. Теперь все это слилось в единый поселок Котлован, который стал хозяйственным центром северной части района.

Наконец, о названии Котлован. Здесь пока не все ясно. Он мог получить название от озерка, название которого котлованцы не знают. Озерко да озерко! А что оно Котлован или какое иное название, никто уверенно не скажет.

А может, произошло от прозвища человека, как большинство удомельских деревень. В 1545 г. в летопись был записан новгородский крестьянин по прозвищу Котлован. Не он ли стал «крестным отцом» не совсем обычного и загадочного названия Котлован? Давайте вместе подумаем, поспрашиваем стариков, соберем материал и сделаем какие-то выводы по истории Котлована, в которой еще столько интересных загадок."

(Районная газета «Путь Октября», 11 августа 1992 г. Благодарю за оцифровку текста Татьяну (Балаблиху))
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Котлован. История храма

Сообщение Денис Ивлев » 29 янв 2018, 02:46

Сергей Кабажов об истории храмов с. Котлован. https://youtu.be/Mhod5R6v5jQ
phpBB [media]

Вторая часть рассказа о Котловане, восстании и жизни в советский период.
phpBB [media]
Последний раз редактировалось Денис Ивлев 30 янв 2018, 22:46, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Котлован. Хранитель памяти

Сообщение Денис Ивлев » 30 янв 2018, 21:31

Вот такая статья получилась у меня после поездки.
Хранитель памяти.
Среди повального упадка нравственности и культуры, обнищания деревень и роста больших городов, находятся ещё крохотные очаги тепла и света, где душа согревается прикосновением к давно минувшему, но не забытому свету истины. Таким местом является село Котлован Удомельского района. "Медвежий угол", - так назовут его столичные жители. Да, медвежий, да угол. Но именно здесь, где кончаются относительно благоустроенные дороги и начинаются опасные для низкой посадки "грунтовки", ещё хранятся подлинные духовные сокровища. И хранит эти сокровища Сергей Викторович Кабажов - местный житель и бессменный староста Воскресенского храма с. Котлован.
Мы въезжаем в село, которое само по себе можно назвать подлинным заповедником нетронутой сельской архитектуры. Минуем усадьбу Зворыкиных в начале села, где сохранились давно брошенный барский дом, а рядом две людских по своим архитектурным чертам старше дома лет на сто, школа, переделанная из церкви с. Липны, барская амбулатория, а вдали за озером возвышается обезглавленная колокольня Воскресенского храма. Дом Сергея Викторовича в центре села. Рядом расположилась пара заколоченных домов зажиточных крестьян начала прошлого века. Стучим в калитку «с пчелой» и дверь нам открывает мужчина средних лет. И первое, что поражает в этом человеке – необыкновенный местный выговор, который слушаешь, как музыку. И душа отдыхает от «сленга» современного города.
Сергей Кабажов – коренной местный житель, хранящий память не одного поколения. Он кладезь, в котором можно найти всё – от легенд и преданий о татаро-монгольском нашествии, до страшной правды Котлованского восстания. «Я рос и слушал бабушек», - как бы оправдывается Сергей. А мы зачарованно слушаем и идём к храму. У храма наш разговор заходит о восстании, о том, как коммунары возмущали народ, о том, как они погибли и кто погиб от их рук. «Мне отец Леонтий запретил говорить о тех, кто подле храма лежит», - Сергей указывает на могилу коммунаров, - «но мы-то помним о том, что здесь было». А дальше мы уходим в историю. Рассказ касается разрушенного татарами зимой 1238 г. города Иловль, «пригородом» которого называет Сергей Викторович село Котлован. Рассказал он о богатстве этого города и легенду о «печати Святой Софии», которую потребовали у городского воеводы татары. Воевода печать не отдал, тогда схватили его детей и жену и предали их смерти. Но воевода оказался не преклонным. Тогда и его повелели казнить. Перед казнью воевода указал на Иловское озеро и сказал: «Возьмите ведро и вычерпайте озеро, когда вычерпаете, тогда и найдете на две печать». С этими словами он и погиб.
От древнего города мы переходим к реке Съеже, которая протекает в этих местах. Судоходная в древности была река, был на её берегу торг, на месте которого и возникло село Котлован. Котлован – географическая особенность местности. Село как бы лежит в котловане между возвышенностями, на стыке реки Съежи и озера, которое питают холодные ключи. По легенде, никто озера переплыть не сможет. Пытался один матрос, да и у того на середине ногу свело, пришлось вернуться на берег. На месте нынешней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы в далёкие времена была явлена чудотворная икона Успения Божией Матери. Явилась икона девочке, а когда икону забрали в храм, то она трижды возвращалась на это место. Тогда храм выстроили на месте явления образа, а сама икона хранилась на престоле. В момент закрытия в храме прислуживала монахиня из разорённого Вышневолоцкого Казанского женского монастыря, которая попросила отдать ей образ. Но активисты стали топтать образ ногами, тогда монахиня выхватила икону и скрылась. Больше её не видели.
В деревянной Успенской церкви до сих пор клуб. Купол ярусного храма разобрали, совсем недавно он ещё стоял отдельным зданием на берегу озера. А теперь из него сделали плот. Люди до сих пор плохо идут в храм, не понимают, не видят того сокровища, которое хранит в себе церковь XVIII в. Мы входим в храм. Зимняя половина приспособлена под богослужения. Восстановлен придел, сохранились старинные росписи. Кровля над зимней частью покрыта, а вот летняя разрушается. Туда заходить опасно. Свод и кровля обрушились внутрь, хотя живы ещё остатки интерьеров и росписи. Но гибнут они под дождём и снегом. Сергей Викторович с болью говорит о них. В начале было восемнадцать человек в группе верующих, следивших за храмом. Теперь он один и староста, и сторож, и работник. Лежит железо на восстановление кровли колокольни, есть мечта восстановить шпиль и поставить крест. О большем Сергей Викторович и не мечтает.
Мы выходим из храма и идём к родничку. Он бежит тут же под горой. По глубокому снегу попадаем к колодцу, который обустроили верующие. Сергей нам показывает его, а так же рассказывает о святых ключах и камнях-следовиках, которые некогда почитались, как святыни. Первый камень лежал подле алтаря Казанской церкви в погосте Пречистое Илово, а над ним стояла часовня. Говорят, будто бы именно к нему перенесли церковь из разорённого города Иловль помещики Певцовы. Теперь и церкви нет, а камень всё так же лежит у церковного фундамента. Ещё один камень в местечке Юрино – следовик по поверьям хранит несметные сокровища, спрятанные под ним от татар в глубокий колодец. На самом камне проступает периодически вода, которую пили и исцелялись от болезни. Над камнем стояла часовня Апостолов Петра и Павла, а некогда был даже целый монастырь. Ещё один камень лежал под часовней в Кобылихе, с краю от престола была видна кромка, к которой прикладывались с верой и получали исцеления.
Намёрзнувшись на улице, мы идём в гости к Сергею Викторовичу. Пьём ароматный чай, записываем придания и мечтаем снова вернуться сюда – в древний Котлован. Уезжая из села, каждый из нас думал о своём, анализируя услышанное и увиденное. Будет ли восстановлена кровля на колокольне храма? А может, будут спасены от гибели уникальные резные фрагменты иконостаса летней церкви и росписи? Удастся ли сохранить тот пласт необыкновенной информации, которая собрана в памяти уникального церковного старосты? Да и будет ли кому хранить? Пожилые уходят, молодых не появляется в селе. Закрывают школу… И грустно от того, что заявления ответственных чиновников о развитии туризма, сохранении наследия, не помогут ни храму, не прибавят потока людей, едущих в Котлован, да и вряд ли поспособствуют тому, что бы кто-то узнал об этом святом месте. А может и хорошо, что мало людей знают об этом? Ведь сегодня мы сделали для себя потрясающее открытие, познакомились с удивительным человеком – хранителем памяти Сергеем Кабажовым. Можно ли было это сделать на оживленном маршруте? Вряд ли… Да и там, где торгуют сувенирами и проводят десятки экскурсий записные экскурсоводы в вызубренным текстом сможет ли отдохнуть душа так, как это может быть в Котловане?
Денис Ивлев, председатель Вышневолоцкого историко-краеведческого общества.
Вложения
Котлован. Сергей Кабажов.jpg
Сергей Кабажов на фоне котлованского храма. Фото Риммы Родионовой
Котлован. 5.jpg
Сергей Кабажов с крестом, найденным близ храма
Котлован. 6.jpg
Сергей Кабажов у святого источника
Котлован. 4.jpg
Вид с колокольни на деревянную Успенскую церковь
Котлован. 3.jpg
Сквозь окно видны разрушения летнего храма
Котлован. 8.jpg
Спас Нерукотворный. Роспись на входом в зимний храм
Котлован. 7.jpg
Святая Троица - роспись перекрытия зимней церкви
Котлован. 1.jpg
Роспись "Изгнание торгующих из храма" в зимней церкви
Котлован. 9.jpg
На крыльце храма
Котлован. 2.jpg
Мы в Котловане
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Сергей Кабажов о местечке Лутнево и часовне в Котловане

Сообщение Денис Ивлев » 09 фев 2018, 00:39

Легенды местечка Лутнево и часовни в Котловане с "золотым Георгием".
phpBB [media]

Продолжение легенды о "золотом Георгии" и о часовнях Котлованского прихода:
phpBB [media]
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Котлован. Подготовка к установке креста на колокольню.

Сообщение Денис Ивлев » 16 май 2018, 01:08

Мы как-то с Риммой обещали Сергею Кабажову помочь с уборкой колокольни и я обещал помочь поставить крест на колокольню Теперь эта наша большая задача для Котлованского храма, которую мы отчасти начали выполнять. Римма смогла организовать прекрасный субботник и вычистить колокольню с верху до низу. К сожалению, я сам не смог поучаствовать в субботнике, а вот с крестом разбираемся уже все вместе.
12 мая в с. Котлован Удомельского района прошёл после долгих лет субботник на колокольне храма Воскресения Христова. В первую очередь он связан с подготовкой к установке первого после десятилетий безбожия креста на купол колокольни. Крест уже доставлен из Вышнего Волочка, где он так же временно занимал место над куполом колокольни до начала активных реставрационных работ на Преображенской церкви. На субботник собрались жители села и энтузиасты из Удомли. Перед началом субботника настоятель храма протоиерей Сергий Тимофеев отслужил молебен и освятил крест. В ходе субботника от многолетнего птичьего помёта освободили колокольню, убрали мусор вокруг храма, а завершилось всё чаем с пирогами. Организатором субботника выступила Римма Родионова (г. Удомля). В подготовке субботника приняли участие Александр Шилкин (доставка креста), Алевтина Шеллер (вкусная выпечка), Сергей Колокольцев, Марина Блохина, Сергей Гранкин, Надежда Кудрина, молодежный центр "Звездный". Мы искренне благодарим всех и желаем помощи Божией в возрождении одного из старейших храмов Вышневолоцкого уезда. Фото Р. Родионовой. Источник с фото: https://vk.com/club100914789?w=wall-100914789_2013
Сегодня мы с Сергеем Евдокимовым обследовали колокольню. Крест поставить можно. Предположительно будет установка 3 июня. А пока готовим крест и материалы.
Сегодня, 15 мая, мы с Сергеем Евдокимовым обследовали колокольню на предмет установки временного креста на неё. Это будет первый крест после долгих лет разорения храма, который поднимется над окрестностями. Мы стали первыми за многие годы людьми, поднявшимися на самый верх колокольни старинного Воскресенского храма. Вот такие виды предстали нашим глазам. Фото Д. Ивлева Источник с фото: https://vk.com/club100914789?w=wall-100914789_2015
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

3 июня - подъём креста и колокола в Котловане

Сообщение Денис Ивлев » 04 июн 2018, 13:45

Первый крест и первый благовест с. Котлован. 3 июня 2018 г. для древнего с. Котлован Удомельского района стал особым в его истории. Как поведали нам старожилы села, уже после всех событий, 5 июня 1978 г. с колокольни храма были сброшены шпиль и крест. Три дня местные мужики пилили на колокольне шпиль, попутно прикладываясь к спиртному, хранившемуся в храме, который превратили к тому времени в склад. И вот спустя сорок лет, почти день в день, мы поставили крест на храм и подняли колокол, который впервые в 1930-х гг. заблаговестил на колокольне храма. Идея установки креста на колокольне Котлованской церкви у меня возникла спонтанно зимой этого года - у нас в храме на Пятницком кладбище хранился первый крест, который мы поднимали на колокольню в 2015 г. Теперь у нас стоит постоянный крест. А тут на храме нет креста и никто из местных даже не думает рискнуть залезть на колокольню и попробовать поставить крест! Первым идею поддержал Сергей Кабажов - ключарь храма, затем присоединилась Римма Родионова и верхолаз Сергей Евдокимов. Начинание благословил о. Сергий Тимофеев - приходящий священник Котлованской церкви. Как оказалось у него хранился и колокол для этого храма. Затем был субботник, во время которого местные жители вычистили колокольню от мусора. А потом и день установки назначили - 3 июня. День установки совпал с днём службы в храме, поэтому решили ставить именно в этот день, что бы собрались жители Котлованского прихода. И люди собрались, с самого раннего утра к храму стали стекаться богомольцы. Мы с Сергеем занялись приготовлениями, предстояло не только поднять и установить крест и колокол, но и подлатать и законсервировать кровлю колокольни, убрать деревья. Перед богослужением, под пение тропаря "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим, состоялся подъём колокола, а затем под его звон и креста! Крест возвращался на своё исконное место под ликующий звон колокола! Пусть пока нет шпиля, но, как справедливо заметила Римма, храм без креста, как православный христианин без креста - это проповедь! В подъёме приняли участие местные жители, они же поднялись на колокольню и помогали добровольно там. И вот, наконец, крест поднялся над храмом. Кто-то внизу (а на колокольне все хорошо было слышно) заметил: "Ну, теперь мы под Богом ходим. Смотри, как сияет". День стал клониться к вечеру, работы по кровле подошли к концу, установили небольшой шпиль под крест, залатали кровлю, срубили деревья на карнизах и перевесили колокола. Работу завершили благовестом. Колокольный звон плыл над селом, которое притихло на узкой полоске суши между озером и речушкой. Его не слышало село с 1930-х. Говорят проклятие монахини Марфы, которая видела разорение храмов в селе, то, как сжигали иконы, и сказала: "Не будет вам счастья, пока крест не поставите на место!". У ушла из села с чудотворной иконой Успения Богоматери в глухие новгородские леса. Сегодня старики говорили о том, что проклятье снято - крест на своем месте. Ведь правда, за двадцать лет с того момента, как начались службы в церкви, крест так и не поставили. Не так-то просто оказалось залезть на колокольню и вместо поверженного шпиля снова воздвигнуть знамя Христа! Что-то все мешало... Но Господь всему даёт своё время. И теперь крест снова занял свое место над селом, хотя хочется верить, что найдется благотворитель, который сможет воссоздать на храме шпиль, кровлю летнего храма, где гибнут уникальные росписи и иконостас. Но мы верим, Господь не оставит этот храм. Крест будет сиять над ним, а колокол призывать людей на общую молитву. Фото Риммы Родионовой. В ближайшее время ждите обширный фоторепортаж об установке креста.
Вложения
2018. Установка креста.jpg
Свидетели установки на фоне колокольни с крестом. Мы с Сергеем сидим наверху:)))
2018. Подъём креста..jpg
Начало подъёма креста
2018. Подъём колокола..jpg
Начало подъёма колокола
Последний раз редактировалось Денис Ивлев 05 июн 2018, 14:26, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

3 июня - подъём креста и колокола в Котловане

Сообщение Денис Ивлев » 12 июн 2018, 17:46

Пока мы продолжаем переваривать события в Котловане, произошедшие в это воскресенье... Выкладываю ссылку на фото.
3 июня 2018 г. на колокольне Воскресенского храма в с. Колован был поднят крест и колокол. Сорок лет прошло с того момента, как шпиль спилили и сбросили вместе с крестом на землю. Он долго лежал у колокольни вместе с помянутым крестом. Затем крест исчез... Но вот снова возвращается на храм знамя Победы Христа над адом. Весь процесс подъёма и установки и колокола и креста можно увидеть на фотографиях Лидии Ивлевой: https://vk.com/album-100914789_254568813. Мы же благодарим всех, кто помог осуществлению идеи подъёма креста на храм, особенно Римму Родионову (г. Удомля) - неутомимого организатора процесса. Она не только доставила крест из Вышнего Волочка, организовала покраску, нашла благотворителя для оплаты материала и работы, но и искренне вникла во все мелочи этой сложной работы. Храни Господь тебя за твоё чистое сердце!

P.S. Статья в "Голосе Удомли" о воздвижении креста в Котловане, стр.4
Статья.jpg
"Голос Удомли" о Котловане
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

30 июня 2018 г. - новый субботник в Котловане

Сообщение Денис Ивлев » 03 июл 2018, 02:12

30 июня субботник в Храме Воскресения Христова состоялся благодаря сотрудникам ООО "Магистраль" и непосредственному участию Генерального директора Анатолия Павловича Владимирова!
Сделано много по облагораживанию территории:
1.перед храмом площадки (перед входом в храм и перед аркой) были засыпаны асфальтной крошкой, предварительно прошла подготовительная работа площадок;
2.каменные ступеньки перед входом в храм приподняты и выровнены;
3.спилены старые деревья, сгнившие ветки, облагорожены оставшиеся деревья;
4.эскаватором снят верхний плодородный слой по всей территории вокруг храма - старинные плиты, давно скрывавшиеся под землей, наконец-то снова увидели свет;
5.обнаружившие плиты выровнены и очищены;
6.убранны за храмом кустарники, густо разросшиеся непроходимой стеной - открылся великолепный вид на озеро ;
7.снесены развалены сгнившего дома на берегу за храмом, который уже превратился за последние годы в общественный туалет и свалку;
8.кстати, старый покосившийся туалет тоже снесен и сразу же установлен новый (изготовление Александра Зубкова (п.Брусово));
9.все оперативно собрано и вывезено на тракторе, при предоставленном участии владельца - Виктора Федоровича Поленок (с.Котлован);
10.в летнем храме, который пока еще без крыши, убран старый трухлявый пол;
Внимание! Под полом обнаружены человеческие захоронения нескольких людей! Разбросаны в разных местах хаотично....Кто знает историю и владельцев останков, отзовитесь!
Благодарю Елену Дмитриеву, Ларису Александрову и ее внука Данила за участие в субботнике и позитив (с.Котлован)
Храни Господь Вас и Ваших близких!
Ну, и всех ждем на очередной субботник!
Это здОрово! Благородно и радостно!
Да, и по-прежнему ищем каменщика (один уже есть!), нужно еще 2 человека(для восстановления арки перед храмом).
Римма Родионова. Фото автора.
Вложения
2018.06. Субботник. 06.jpg
После субботника в Котловане
2018.06. Субботник. 05.jpg
Субботник в Котловане
2018.06. Субботник. 03.jpg
Субботник в Котловане
2018.06. Субботник. 01.jpg
Субботник в Котловане
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12