об А.Г. Венецианове (могила, усадьбы, жизнь)

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

К дню рождения Венецианова

Сообщение марина кротова » 18 фев 2021, 16:06

На пашне. Весна.jpg
А.Г.Венецианов, "На пашне. Весна"

7(18) февраля родился Алексей Гаврилович Венецианов.
(На картине Венецианова - крестьянка с бороной, думаю, мне простится стихотворная вольность...)

Плуг то легко идет, то вязнет,
А пашня - целая верста!
И тут, в труде тяжелом, грязном
Вдруг проступает... красота.

- Ах, Алексей Гаврилыч, барин,
Уж нам ли на холсты попасть!
Вам все забавы да забавы...
- Нет, не простая это страсть,

Не для забавы пустозвонной
Спешу тебя нарисовать,
А чтоб скучающий потомок
Увидел плоть твою и стать.

...И поле дышит утром ранним,
И всходов вдохновенных ждет,
И дева в красном сарафане
Над ним богинею плывет.

5 февраля 2021 г.
марина кротова
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 26 дек 2019, 13:21
Откуда: Тверь

О Марии Богдановой

Сообщение Алексей Крючков » 21 фев 2021, 21:48

Продолжение анализа главы книги Б.К.Виноградова о потомках Венецианова.

Изображение Марии Богдановой на картине «Туалет Дианы» и иконе Мадонны с предвечным младенцем» (из Поддубской церкви) можно считать доказанным благодаря рассказу Сосипатра Шмелёва, записанного Юреневым (с.78). Этот рассказ подтверждается фактом передачи иконы в Поддубский храм (есть фото Юренева) и её странно долгого (многолетнего) лежания там «в запасниках».
Хотя ряд черт лица у Мадонны и Дианы всё же заметно отличаются: глаза у Мадонны крупнее, губы более объемны, овал лица более вытянут (моложе). Но я уже приводил пример двух портретов крестьянки Анисьи кисти Венецианова – пастелью и акварелью, где она тоже, хоть и похожа сама на себя, но различия тоже весьма заметны - Портрет – не фотография, да и живой человек – не каменная скульптура, он меняется с течением времени…
Туалет Дианы фрагмент.jpg
А.Г.Венецианов, "Туалет Дианы", фрагмент с лицом героини
Туалет Дианы фрагмент.jpg (20.31 KiB) Просмотров: 36

Богоматерь-с-предвечным-мла.jpg
Икона кисти А.Г.Венецианова из Поддубской церкви - "Мадонна с младенцем"

Отношениям Венецианова с Марией Виноградов посвятил стр.95 (об образах портретов), 144-145 (отношения с женщинами), 221-227 (потомки). Я же рассмотрю судьбу Марии Богдановой в одном месте.

Виноградов пишет: «Когда Мария забеременела, Венецианов за несколько месяцев до своей гибели вызвал Агапа и сказал: «Вот тебе жена Мария, люби её». Об этом обстоятельстве знали все жители деревни»
Стоп! У нас Виноградов – «любитель истории» (как он любит других называть) или собиратель народных сказок?? Если первое, то любые местные байки о браках он должен проверять по МК, а не просто так пересказывать!
По МК Мария Богданова вышла замуж не за своего брата – Агапа Богданова, а за Григория Ларионова! А Агап Богданов женился хоть и на Марии, но на другой - Родионовой!! Ну а про беременность Марии Богдановой – см. ниже…

Рассмотрим сначала судьбу Марии Богдановой и её мужа, а потом – Агапа Богданова с его женой.

Мария Богданова родилась, видимо, 6.10.1822г. Почему говорю «видимо», потому что в Исповедках она появляется впервые в 1830г в возрасте якобы 13 лет (Исповедки за 1826 – 29 годы – не сохранились). Получается год рождения 1817-й. Но в РС за 1834г ей тоже записано 13 лет (год рождения получается 1821-й). ИВ до 1825г есть, но малолетки на исповедь обычно не ходили, поэтому не писались там. Мы проверяли все записи подряд о рождениях у крестьян Венецианова в МК Дубровской церкви с 1815г и за 06.10.1822 нашли запись о том, что в этот день сельца Тронихи дворовая вдова Венецианова Анна Никитина (записанная по ошибке как Иванова, ошибок вообще много в этих книгах) родила незаконно дочь Пелагею. Восприемником была того же сельца дв. женщина Анна Федосеева. Никакой Пелагеи у Анны Никитиной впоследствии нигде не появляется, следовательно, имя дочери (как и матери) было записано священником ошибочно, ошибки в церковных книгах встречаются часто. Отсюда мы сделали вывод о том, что это – запись о крещении Марии.
Про мать Марии, вдову Анну Никитину, и её шестерых незаконнорожденных детей, я подробно писал здесь, поэтому повторять здесь о братьях и сёстрах Марии Богдановой – не буду.

Как я уже писал ранее, по ревизии 1834г мы видим, что будущие жених с невестой, мать невесты, и поручитель по невесте жили в… одной семье!! При этом холостой Антон Денисов был по возрасту всего лишь на 3 года младше матери Марии Богдановой! И был взят в дворовые за 4 года до рождения Марии! О чём это может говорить? Что Антон Денисов – наиболее вероятный её отец…

17.07.1839 девица Мария Богданова ("помещика Алексея Венецианова сельца Сафонкова, дочь дворовой женщины вдовы Анны Никитиной, 19 лет от роду") была повенчана с Григорием Ларионовым ("помещика Алексея Гаврилова Венецианова сельца Сафонково дворовой человек Григорий Иларионов, первым браком, 30 лет от роду" "Поручители: по жениху крестьяне д. Шишелово Родион Дмитриев, Михаил Дмитриев; по невесте дв. человек сельца Сафонкова Антон Денисов.") О Григории я писал здесь.

Рождение первого ребёнка у Марии состоялось только через два года после венчания - в октябре 1841г. Поэтому местные народные легенды, записанные Виноградовым (о том, что Венецианов, якобы, «сбагрил» забеременевшую от него дворовую девку своему дворовому мужику) – документально не подтверждаются.
06.10.1841 у дв. человека Григория Илларионова и законной жены его Марии Богдановой родился сын Модест. Восприемники: сельца Сафонкова помещик Алексей Гаврилов Венецианов и помещика Алексея Гаврилова Венецианова дочь девица Филицата Алексеева.
Имя – совсем не крестьянское… Да и это единственный случай, когда А.Г.Венецианов и его дочь оказались воспреемниками при крещении своих крестьян… Эти два факта наводят на подозрения о том, что Венецианов мог быть фактическим отцом этого ребёнка.
02.08.1844 в МК запись о крещении: сельца Сафонково дв. человек Григорий Ларионов и законная жена его Мария Богданова – [крещён] сын Максим. Восприемники: д. Микашихи крестьянин Василий Митрофанов и г-на Петра Гаврилова Мачихина сельца Тронихи дворовая девка Дарья Павлова.
28.03.1845 сельца Сафонкова дв. человека Григория Лаврентьева сын Максим умер.
15.05.1847 запись о крещении: сельца Сафонкова дв. человек Григорий Ларионов и законная жена его Мария Богданова – дочь Елена [родилась]. Восприемники: д. Микашихи крестьянин Василий Митрофанов [староста] и сельца Тронихи вольноотпущенная девка Дарья Павлова.
28.06.1847 сельца Сафонкова дв. человека Григория Лаврентьева дочь Елена умерла.
25.04.1849 запись о крещении: сельца Сафонково дв. человек Григорий Ларионов и законная жена его Мария Богданова – [родился] сын Афанасий. Восприемники: д. Микашихи крестьянин Василий Митрофанов и сельца Тронихи вольноотпущенная девка Дарья Павлова.
08.06.1849 сельца Сафонкова дв. человека Григория Лаврентьева сын Афанасий умер.
Три родившихся ребёнка подряд умирают во младенчестве, не дожив и до года! А Модест – живёт и растёт! По Исповедным Росписям за 1850 год ему указано 9 лет.
14.03.1851 запись о крещении: сельца Сафонково дв. человек Григорий Ларионов и законная жена его Мария Богданова – дочь Александра. Восприемники: сельца Тронихи вольноотпущенная девица Дарья Павлова.
В ревизской сказке от 05 апреля 1858 года сказано, что Модест умер в 1854 году. Это, кстати, год продажи имения Венециановыми... При этом в Метрических книгах по Дубровскому погосту записей о смерти Модеста нет (два человека проверили это, независимо друг от друга, до 1856 года).
Как малолетний (13 лет) крепостной Модест не мог покидать единственную вотчину Венециановых, и значит, не мог умереть и быть похороненным в другом месте. Игорь Космаков высказал версию, что запись о его смерти в РС могла быть подделкой документов: сёстры могли не захотеть продавать своего сводного (по отцу) брата (который был их крепостным) чужому дядьке и захотели увезти его в Питер. Непонятно только, зачем для этого писать о его смерти в РС? Ведь они могли увезти его и без этого, как дворового (как увезли Капитошку)? А могли дать вольную и увести, пообещав Марии пристроить его в столице… А записав о его смерти, как они потом могли бы легализовать его в Питере? Как бы там ни было, а теперь об этом мы можем только гадать…
А его родители с сестрой продолжали жить у нового помещика, Петра Матвеева Барескова, все они числились дворовыми в Сафонково, и по РС 1858г, и по ИВ 1860 года.

Биографическая справка составлена при помощи Татьяны Петровой, Игоря Космакова и Владимира Крутова.
Последний раз редактировалось Алексей Крючков 24 фев 2021, 22:41, всего редактировалось 4 раз(а).
Причина: Удалён повтор биографии Григория Ларионова до брака, уже описанный в другой статье
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3833
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Пред.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron