об А.Г. Венецианове (жизнь, усадьбы, могила)

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Балаблиха, Алексей Крючков

О Марии Богдановой

Сообщение Алексей Крючков » 21 фев 2021, 21:48

Продолжение анализа главы книги Б.К.Виноградова о потомках Венецианова.

Изображение Марии Богдановой на картине «Туалет Дианы» и иконе Мадонны с предвечным младенцем» (из Поддубской церкви) можно считать доказанным благодаря рассказу Сосипатра Шмелёва, записанного Юреневым (с.78). Этот рассказ подтверждается фактом передачи иконы в Поддубский храм (есть фото Юренева) и её странно долгого (многолетнего) лежания там «в запасниках».
Хотя ряд черт лица у Мадонны и Дианы всё же заметно отличаются: глаза у Мадонны крупнее, губы более объемны, овал лица более вытянут (моложе). Но я уже приводил пример двух портретов крестьянки Анисьи кисти Венецианова – пастелью и акварелью, где она тоже, хоть и похожа сама на себя, но различия тоже весьма заметны - Портрет – не фотография, да и живой человек – не каменная скульптура, он меняется с течением времени…
Туалет Дианы фрагмент.jpg
А.Г.Венецианов, "Туалет Дианы", фрагмент с лицом героини
Туалет Дианы фрагмент.jpg (20.31 KiB) Просмотров: 13040

Богоматерь-с-предвечным-мла.jpg
Икона кисти А.Г.Венецианова из Поддубской церкви - "Мадонна с младенцем"

Отношениям Венецианова с Марией Виноградов посвятил стр.95 (об образах портретов), 144-145 (отношения с женщинами), 221-227 (потомки). Я же рассмотрю судьбу Марии Богдановой в одном месте.

Виноградов пишет: «Когда Мария забеременела, Венецианов за несколько месяцев до своей гибели вызвал Агапа и сказал: «Вот тебе жена Мария, люби её». Об этом обстоятельстве знали все жители деревни»
Стоп! У нас Виноградов – «любитель истории» (как он любит других называть) или собиратель народных сказок?? Если первое, то любые местные байки о браках он должен проверять по МК, а не просто так пересказывать!
По МК Мария Богданова вышла замуж не за своего брата – Агапа Богданова, а за Григория Ларионова! А Агап Богданов женился хоть и на Марии, но на другой - Родионовой!! Ну а про беременность Марии Богдановой – см. ниже…

Рассмотрим сначала судьбу Марии Богдановой и её мужа, а потом – Агапа Богданова с его женой.

Мария Богданова родилась, видимо, 6.10.1822г. Почему говорю «видимо», потому что в Исповедках она появляется впервые в 1830г в возрасте якобы 13 лет (Исповедки за 1826 – 29 годы – не сохранились). Получается год рождения 1817-й. Но в РС за 1834г ей тоже записано 13 лет (год рождения получается 1821-й). ИВ до 1825г есть, но малолетки на исповедь обычно не ходили, поэтому не писались там. Мы проверяли все записи подряд о рождениях у крестьян Венецианова в МК Дубровской церкви с 1815г и за 06.10.1822 нашли запись о том, что в этот день сельца Тронихи дворовая вдова Венецианова Анна Никитина (записанная по ошибке как Иванова, ошибок вообще много в этих книгах) родила незаконно дочь Пелагею. Восприемником была того же сельца дв. женщина Анна Федосеева. Никакой Пелагеи у Анны Никитиной впоследствии нигде не появляется, следовательно, имя дочери (как и матери) было записано священником ошибочно, ошибки в церковных книгах встречаются часто. Отсюда мы сделали вывод о том, что это – запись о крещении Марии.
Про мать Марии, вдову Анну Никитину, и её шестерых незаконнорожденных детей, я подробно писал здесь, поэтому повторять здесь о братьях и сёстрах Марии Богдановой – не буду.

Как я уже писал ранее, по ревизии 1834г мы видим, что будущие жених с невестой, мать невесты, и поручитель по невесте жили в… одной семье!! При этом холостой Антон Денисов был по возрасту всего лишь на 3 года младше матери Марии Богдановой! И был взят в дворовые за 4 года до рождения Марии! О чём это может говорить? Что Антон Денисов – наиболее вероятный её отец…

17.07.1839 девица Мария Богданова ("помещика Алексея Венецианова сельца Сафонкова, дочь дворовой женщины вдовы Анны Никитиной, 19 лет от роду") была повенчана с Григорием Ларионовым ("помещика Алексея Гаврилова Венецианова сельца Сафонково дворовой человек Григорий Иларионов, первым браком, 30 лет от роду" "Поручители: по жениху крестьяне д. Шишелово Родион Дмитриев, Михаил Дмитриев; по невесте дв. человек сельца Сафонкова Антон Денисов.") О Григории я писал здесь.

Рождение первого ребёнка у Марии состоялось только через два года после венчания - в октябре 1841г. Поэтому местные народные легенды, записанные Виноградовым (о том, что Венецианов, якобы, «сбагрил» забеременевшую от него дворовую девку своему дворовому мужику) – документально не подтверждаются.
06.10.1841 у дв. человека Григория Илларионова и законной жены его Марии Богдановой родился сын Модест. Восприемники: сельца Сафонкова помещик Алексей Гаврилов Венецианов и помещика Алексея Гаврилова Венецианова дочь девица Филицата Алексеева.
Имя – совсем не крестьянское… Да и это единственный случай, когда А.Г.Венецианов и его дочь оказались воспреемниками при крещении детей Марии Богдановой… Эти два факта наводят на подозрения о том, что Венецианов мог быть фактическим отцом этого ребёнка.
02.08.1844 в МК запись о крещении: сельца Сафонково дв. человек Григорий Ларионов и законная жена его Мария Богданова – [крещён] сын Максим. Восприемники: д. Микашихи крестьянин Василий Митрофанов и г-на Петра Гаврилова Мачихина сельца Тронихи дворовая девка Дарья Павлова.
28.03.1845 сельца Сафонкова дв. человека Григория Лаврентьева сын Максим умер.
15.05.1847 запись о крещении: сельца Сафонкова дв. человек Григорий Ларионов и законная жена его Мария Богданова – дочь Елена [родилась]. Восприемники: д. Микашихи крестьянин Василий Митрофанов [староста] и сельца Тронихи вольноотпущенная девка Дарья Павлова.
28.06.1847 сельца Сафонкова дв. человека Григория Лаврентьева дочь Елена умерла.
25.04.1849 запись о крещении: сельца Сафонково дв. человек Григорий Ларионов и законная жена его Мария Богданова – [родился] сын Афанасий. Восприемники: д. Микашихи крестьянин Василий Митрофанов и сельца Тронихи вольноотпущенная девка Дарья Павлова.
08.06.1849 сельца Сафонкова дв. человека Григория Лаврентьева сын Афанасий умер.
Три родившихся ребёнка подряд умирают во младенчестве, не дожив и до года! А Модест – живёт и растёт! По Исповедным Росписям за 1850 год ему указано 9 лет.
14.03.1851 запись о крещении: сельца Сафонково дв. человек Григорий Ларионов и законная жена его Мария Богданова – дочь Александра. Восприемники: сельца Тронихи вольноотпущенная девица Дарья Павлова.
В ревизской сказке от 05 апреля 1858 года сказано, что Модест умер в 1854 году. Это, кстати, год продажи имения Венециановыми... При этом в Метрических книгах по Дубровскому погосту записей о смерти Модеста нет (два человека проверили это, независимо друг от друга, до 1856 года).
Как малолетний (13 лет) крепостной Модест не мог покидать единственную вотчину Венециановых, и значит, не мог умереть и быть похороненным в другом месте. Игорь Космаков высказал версию, что запись о его смерти в РС могла быть подделкой документов: сёстры могли не захотеть продавать своего сводного (по отцу) брата (который был их крепостным) чужому дядьке и захотели увезти его в Питер. Непонятно только, зачем для этого писать о его смерти в РС? Ведь они могли увезти его и без этого, как дворового (как увезли Капитошку)? А могли дать вольную и увести, пообещав Марии пристроить его в столице… А записав о его смерти, как они потом могли бы легализовать его в Питере? Как бы там ни было, а теперь об этом мы можем только гадать…
А его родители с сестрой продолжали жить у нового помещика, Петра Матвеева Барескова, все они числились дворовыми в Сафонково, и по РС 1858г, и по ИВ 1860 года.

Биографическая справка составлена при помощи Татьяны Петровой, Игоря Космакова и Владимира Крутова.
Последний раз редактировалось Балаблиха 30 ноя 2022, 15:17, всего редактировалось 5 раз(а).
Причина: Удалён повтор биографии Григория Ларионова до брака, уже описанный в другой статье
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Агап Богданов и его жена

Сообщение Алексей Крючков » 01 мар 2021, 01:25

Итак, Б.К.Виноградов, ссылаясь на местные народные легенды и художественную повесть А.Королёва, «женил» Агапа Богданова на его родной (как минимум, по матери) сестре – Марии Богдановой.
Могли ли эти легенды иметь под собой хоть какое-то основание? Ну, перепутал автор отчество жены, но ведь имя-то – то же самое?
Давайте вместо фантазирования лучше изучим документы. Это интересно, поскольку Агап Богданов был человеком, близким к Венецианову, и был одним из последних, кто общался с ним незадолго до смерти художника.

Агап родился 05.03.1825 года (МК). Сельца Тронихи дворовая вдова Анна Никитина родила незаконно сына Агапия. Восприемник: того же сельца помещика Петра Мачихина дворовый человек Петр Петров.
Про Анну Никитину и её шестерых незаконнорожденных детей я подробно писал, Агап был пятым по счёту её ребёнком (незаконнорожденным – четвёртым).
В ИВ 1830г Агап упомянут (под №45) живущим ещё с матерью, в числе дворовых в Тронихе, ему тогда было 5 лет.
А в РС 1834г Агап Богданов записан уже как приёмный сын жителя Максихи Тимофея Митрофанова. Там же он числится и по ИВ 1840г.

15 октября 1844г он был повенчан с Марией Родионовой из Шишелово. Она была на 2 года старше его (ему было 19, ей – 21). Интересно отметить, что Мария была внучкой Дмитрия Кондратьева, в доме которого в д.Шишелово до 1815-16 года жила мать Агапа – Анна Никитина, будучи женой младшего брата Дмитрия – Игната Кондратова (умершего в 1815г). То есть, кровными родственниками Агап Богданов с Марией Родионовой не были, но были как бы сводными родственниками, причём, из разных поколений, хотя возраст их и близок.
Агап и Мария.png
Схема родственных связей в семействе "Кондратьевых" и их потомков

В 1844г Венецианов всех своих крестьян из Максихи переселил в Микашиху, «укрупняя» свои владения (как земельные, так и трудовые ресурсы, я затрагивал эту тему в статье о землевладениях Венецианова). В числе переселённых оказался и Агап Богданов. Год переселения подтверждает РС 1850г.
18.08.1847 у Агапа Богданова и Марии Родионовой родилась дочь Наталья Агапова. По ревизии 1850г видим ещё новорожденную дочь Марию. Но в документах нет никакого Якова 1848 г.р., о котором пишет Виноградов, ссылаясь на рассказы потомков местных жителей!
11 фрагмент с Агапом.jpg
Фрагмент Ревизской сказки 1850г

Могла ли Наталья быть незаконной дочерью Венецианова? Ну, так гадать можно о любом ребёнке крепостных крестьян, это не серьёзно! Но выскажу всё же аргументы против этого, чтобы никто больше не начал сочинять новые фантазии.
1) Наталья родилась в год, когда Венецианову было 67 лет, в этом возрасте мужчине трудно стать отцом.
2) Мария Родионова жила в Микашихе, а «блудить» барину было гораздо проще с дворовыми девками, чем с деревенскими. В деревне все друг у друга на виду.
3) Нет никаких сведений о том, что Мария Родионова тоже позировала Венецианову в голом виде, как Мария Богданова.

По ревизии 1858г у Агапа с Марией появились ещё дочь Екатерина 2 лет и сын Василий (около года). На этом отслеживание судьбы Агапа и его семьи по документам мы завершили.

Сыновья Яков и Ефрем вполне могли быть у Агапа, но только с годом рождения позже 1858 (ведь тогда Агапу было ещё только 33 года, он вполне мог ещё стать отцом). Но отношения к Венецианову эти дети уже не могли иметь никакого.
В головах дальних потомков могли смешаться сведения об увлечении Венецианова Марией Богдановой (которую он рисовал) с тем, что жену Агапа тоже звали Мария, ну и «приписать» сына Якова (если таковой был) - барину… У нас вон «краеведы маститые» - массами «версии» свои сочиняют, почему же простому люду подобного нельзя?
В любом случае, Борис Константинович «купился» на местные легенды, и не проверил доступные документы того времени (метрики и Ревизские сказки). Да к тому же сам спутал жену Агапа, «поженив» его на единокровной сестре! Годы рождений Агапа и Марии (какую из двух не возьми) у Виноградова тоже не соответствуют метрикам. В общем, автор сам грешен в том, за что усердно (и справедливо) ругает своих оппонентов.

История жизни потомков Агапа Богданова, конечно, интересна для местной истории, но к Венецианову отношения не имеет уже никакого. Ну и надо учитывать, что во всех этих устных преданиях правды неизвестно сколько, может, и нисколько, иногда.

Благодарю за помощь в поиске и чтении МК, РС и ИВ Татьяну Петрову и Владимира Крутова.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: об А.Г. Венецианове (могила, усадьбы, жизнь)

Сообщение Владимир Крутов » 01 мар 2021, 11:37

Ползая по Тверским губернским ведомостям, наткнулся я на такую заметку - возможно кому-то будет полезной.

ТГВ № 48 суббота 28 ноября 1853

Отдел 1-й
РАСПОРЯЖЕНИЯ НАЧАЛЬСТВА
О совершенных актах.
2. От Вышневолоцкаго Уезднаго Суда объявляется, что принадлежащее прежде из дворян девицам Александре и Фалициаде Венециановым недвижимое имение, состоящее Вышневолоцкаго уезда в сельце Софонове с деревнями: Тронихою, Славневым и Михошихою, и заключающееся в 64 муж. пола душах с землею, по купчей крепости, совершенной в С. Петербургской Гражданской Палате 5 Октября сего года, перешло во владение Коллежскаго Советника Петра Матвеева Борескова.
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 352
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург

О неизвестной натурщице с картин Венецианова

Сообщение Алексей Крючков » 01 мар 2021, 22:12

Виноградов считает, что Мария Богданова изображена также на более ранних «голых» картинах Венецианова: Купальщицы (1829), Купальщица (1831), Вакханка (1832). Сравним лица с этих картин крупным планом. Первая - с картины "Купальщицы" (1829г)
Изображение
2 Купальщица 1831.jpg
"Купальщица", 1831г
2 Купальщица 1831.jpg (10.53 KiB) Просмотров: 12965

1 Вакханка с чашей 1832 фрагмент.jpg
"Вакханка", 1832г
1 Вакханка с чашей 1832 фрагмент.jpg (33.25 KiB) Просмотров: 12965

Не вызывает сомнений идентичность изображённой женщины на картинах "Купальщица" (1831) и "Вакханка" – тот же ракурс, тот же невысокий овал лица, расстояние между глаз, форма губ. Разве что нос у Вакханки чуть подлиннее и покрупнее, но ведь и женщина стала на год старше, если дата написания картины верна.
А вот в картине "Купальщицы" (1829г) ракурс другой, поэтому делать вывод – сложнее. Лицо там кажется чуть менее округлым (чуть более вытянутым), нос – более прямой (в Купальщице 1831-го года он чуть курносый). Но губы – такие же тонкие, расстояние между глаз – похожее. Спокойность взгляда такая же, хотя мы и не видим разреза глаз из-за опущенного взора. Тем не менее, можно с большой долей уверенности предполагать, что это – одна и та же женщина позировала.
Но вот с Дианой и Мадонной (обе - 1847г) различие всех трёх этих портретов – очень большое!
Изображение
5 Богоматерь портрет.jpg
Мадонна, фрагмент

У Дианы и Мадонны нос – очень длинный и прямой. Овал лица – более узкий, более вытянутый по вертикали, рот поуже, глаза расставлены более широко.
А главное – разница в возрасте, с учётом года написания картин! Марии Богдановой в 1829 году было всего 7 лет, как она могла быть нарисована в Купальщицах?

Сервисы определения возраста по фото дают следующий возраст героиням картин:
Таблица.png

Итого получается диапазон года рождения женщины с этих картин: 1792 – 1812. Или (если отбросить крайние значения на погрешности программ), то получим 1794 – 1807. Можем ли мы вычислить возможную натуру из крестьян Венецианова?
Во-первых, дворовых женщин такого возраста у Венецианова просто не было.
Из просто крестьянок «подозреваемых» подходящего года рождения, за минусом тех, чьи портреты известны или кто выбыл к годам написания этих картин, остаётся всего пятеро:
1) Авдотья Николаева, 1798г.р., Сливнево с 1816г, в 1825-м имеет двух детей.
2) Авдотья Семёнова, 1801г.р., Шишелово с 1825г, в 1830-м имеет двух детей.
3) Фёкла Митрофанова, 1801 г.р., Сливнево с 1824г, дети 1826 и 1829 г.р.
4) Авдотья Никитина, 1802 г.р., Максиха с 1821г, бездетна.
5) Васса Фёдорова, 1805 г.р., Шишелово с 1820г, дети 1827 и 1828 г.р.
Все эти женщины были замужем к моменту написания первой картины и четверо из пяти имели по двух детей (а у Купальщицы 1829г и Вакханки – девичья грудь, не кормившая ещё ребёнка). Бездетна была только Авдотья Никитина из Максихи (именно поэтому в их семью Венецианов и отдал в приёмыши на воспитание маленького Агапа Богданова).
Но возможность – ещё не доказательство: хотя Авдотья Никитина и подходит (по возрасту и факту отсутствия детей) под возможную кандидатуру натурщицы в этих картинах, но это не доказывает, что именно она там и изображена. В те годы Венецианов часто и подолгу жил в Санкт-Петербурге и вполне мог и там найти какую-нибудь натурщицу.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Об усадьбе Венецианова в Сафонково

Сообщение Алексей Крючков » 18 мар 2021, 13:27

Б.К. Виноградов в своей книге в главе про Сафонково повторяет свои ошибочные утверждения о строительстве Венециановым.усадьбы в Сафонково «сразу же после покупки имения», и о якобы имевшей место продаже части имения. Об этих его ошибках я уже писал ранее.

Усадебный дом был одноэтажным или двухэтажным?

Но в этой главе появляется ещё утверждение автора о том, что главный жилой дом Венецианова был якобы одноэтажным. «Жилой дом семьи художника находился недалеко от двух дубов (см. фото 1896г?) Дом был вытянут с запада на восток, одноэтажный, с высокими окнами».
Вот фото, на которое ссылается Виноградов. Я вырезал и увеличил тот его фрагмент, на котором видно здание, убрал желтизну и усилил контрастность:
Дуб-1897-фото-из-ГТГ-фрагме.jpg
Фрагмент фото с дубом, из архива ГТГ

Мы видим здесь одно окно, разделённое на 4 квадратных стёкол по вертикали и два – по горизонтали. Правее окна видим выступающую какую-то деревянную вертикаль, правее которой заметна часть ещё одного окна, частично заслонённая чем-то справа (пологом?). Низ окна полностью закрыт по фасаду штакетником ограды, показывающим, что это – балкон, поскольку ограда эта выступает в центральной части здания (перед левым окном её нет). Сверху видим треугольный фронтон, тоже выступающий вперёд (над балконом) – мы видим его потолок, т.е. фотография дома сделана снизу. Низ дома закрыт кустами, мы его не видим, поэтому, видимо, Виноградов и решил, что это дом – одноэтажный.
И ещё на левом краю фотографии мы видим угол какого-то одноэтажного сруба с окном, заслоняющего от нас левый край главного дома.
Ключевая деталь здесь для опознания здания – это балконный выступ под треугольным фронтоном. Такой есть на другой известной фотографии дома в Сафонково (из ГТГ, см. ниже):
главный дом 1897.jpg
Усадебный дом Венецианова в Сафонково, фото из архива ГТГ

Мы видим здесь этот балконный выступ с 4-мя колоннами (на первом снимке левая из них слабо заметна, а между средними как раз и натянут полог, видимо, от солнца). Мы видим точно такой же штакетник, ограждающий балкон. Видим высокие окна, застеклённые в 2*4 квадрата. И можем сделать уверенный вывод, что на обеих фотографиях изображён один и тот же дом! Просто на снимке с дубом его первый (низкий) этаж закрыт кустами на переднем плане. Из-за чего Виноградов и решил, что это – другое (одноэтажное) здание, по невнимательности.

Наконец, есть ещё одно свидетельство о том, что двухэтажный дом был именно жилым, а не мастерской. Виноградов этого свидетельства не видел. В феврале 1908г в «Новом времени» №57 была опубликована такая фотография со следующей подписью:
Дом 1907г из Нового времени.jpg
Фотография из журнала "Новое время" за февраль 1908г

Фото, очевидно, было снято не в январе 1908г, а ранее, скорее всего, летом 1907г, и скорее всего, тем же археологом Хребтовым, что ездил туда для приведения в порядок могилы художника.
Фотограф, сделавший это фото в 1907г, наверняка расспрашивал местных жителей о поместье. С года смерти художника прошло 60 лет, ещё могли жить люди, помнившие его. И уж тем более, сохранялась память по рассказам от родителей. Поэтому фотограф, подписавший снимок «домом Венецианова», не мог сочинить это. Виноградов, расспрашивая старожилов через 100 лет после фотографа, беседовал с праправнуками свидетелей и поэтому имел гораздо менее достоверные источники информации. Он фактически посчитал предыдущих исследователей некомпетентными, сфотографировавшими второстепенный дом, вместо главного.

Виноградов утверждает, что двухэтажное здание было мастерской. Доказательств этому он не приводит никаких. Зато выдумывает про комнаты в этом здании для приказчика Лариона Дмитриева, слуги Никифора, Капитошки… Фантазия - хороша, но не в историческом сочинении, а в художественном. Мастерская в усадьбе, конечно, была, раз об этом пишет дочь в воспоминаниях, но фотографий мастерской не сохранилось. Скорее, она была обычным прямоугольным срубом, одноэтажным, ибо не логично строить мастерскую больше, чем основной дом, где живёт семья и принимают гостей.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

О планировке усадьбы Сафонково при Венецианове

Сообщение Алексей Крючков » 19 мар 2021, 11:21

Теперь хочется разобраться в планировке усадьбы Сафонково при Венецианове. Что мы имеем из источников по этому вопросу?
1) 1-вёрстка Менде (черновик), я увеличил её для удобства рассмотрения:
Менде увеличено.jpg
1-вёрстка Менде (увеличенно)

2) Двухвёрстка Менде (тоже увеличил):
Менде 1850 увеличенно.jpg
2-вёрстка Менде (увеличенно)

На двухвёрстке Менде мы видим, что дорога из Дубровского упирается в дом, залитый жёлтым цветом (т.е. деревянный), квадратик которого выглядит чуть побольше остальных. Очевидно, это – барский усадебный дом и есть.
Оказываясь на местности, бросается в глаза высота над болотом, на юг, туда так и хочется смотреть, не только потому, что там – солнце, но и потому, что видно далеко, красиво.
P5010026-вид-с-холма-на-юг.jpg
Вид от усадебного дома на юг (на болото)

Поэтому любой человек, чувствующий красоту, поставил бы дом именно так: с ориентацией главного фасада – именно на юг, на болото.
На двухвёрстке с северо-востока от барского дома мы видим ещё один жёлтенький (т.е. деревянный) дом, это, видимо, и есть мастерская. А с северо-запада, где в очерченном квадратике жёлтой заливкой обозначен сад, видим ещё два маленьких домика, это, очевидно, домики для дворни, которая и ухаживала за этим садом. С юга от барского дома мы видим зелёный прямоугольник, означающий (по цвету заливки) огород.
В мастерской постоянно никто не жил, поэтому и получается, что как подписано на карте, дворов в усадьбе – три.
На одновёрстке Менде со зданиями – не очень понятно. В саду явно отсутствуют маленькие квадратики домиков для дворни, а в центральной части видим три прямоугольничка без заливки, один из которых – побольше, и можно предположить, что это и есть барский дом. Другой – поменьше (правее его) – отсутствует на двухвёрстке, как это трактовать – я не знаю. Третий прямоугольничек чуть севернее первых двух, на двухвёрстке превратился в дом с жёлтой заливкой (т.е. деревянный), который я трактую как мастерскую.

3) Схема земельных угодий из ГАТО – не только более поздняя по времени, но и посвящена больше земельным угодьям. Но и она показывает горизонтальное расположение главного дома, и два домика дворни западнее (левее) от него. Правда, появляется ещё один домик западнее, ну так и схема – более поздняя! И «мастерская» тут побольше, чем на двухвёрстке Менде (скорее похожа на квадратик на одновёрстке Менде). Но это всё же не карта, а схема, причём, земельная, поэтому здания тут могли быть обозначены не столь точно в масштабе, как на карте Менде.
Схема из ГАТО фрагмент.jpg
Схема земельных угодий из ГАТО

4) Схема имения В.К. Лобашова. Сопоставим карты с чертежами В.К.Лобашова, выполненными в масштабе. Вадим Константинович исследовал Сафонково со своими студентами в лето 1992г. Он замерил все обнаруженные им фундаменты и нанёс их на свою схему. Фундамент Т-образного усадебного дома по этим замерам имеет длину 18 метров. А размеры фундамента конюшни - 5 * 20 метров (у Виноградова – 7*20). Вадим передал мне следующую копию своих замеров (я только повернул её горизонтально, чтобы север был сверху, как положено).
План имения Лобашова для сайта.jpg
Схема имения В.К.Лобашова, 1992г

Главный сегодняшний ориентир на местности – пруд с валуном севернее его.
P5010009 пруд с валуном с лого.jpg
Общий вид пруда с валуном, апрель 2009г

Второй хорошо заметный ориентир на местности – длинный каменный прямоугольник восточнее пруда – конюшня (по Виноградову).
P5010016 конюшня.jpg
Общий вид "конюшни" в апреле 2009

Борису Константиновичу я давал схему Лобашова, поначалу он даже подготовил её для книги, прорисовав более красиво, но потеряв при этом масштаб и Т-образный выступ у жилого дома, в результате чего схема получилась красивой, но менее точной:
План имения Виноградова.jpg
Первоначальный план имения по Виноградову

Но потом он почему-то отказался от версии Лобашова и сделал свою схему (по состоянию на 1950-е годы), на которой место нахождения дома Венецианова поместил севернее пруда с камнем, проигнорировав факт нахождения Т-образного фундамента южнее пруда:
Схема Виноградова для сайта.jpg
Окончательная схема имения по Виноградову

Схема эта, конечно, тоже полезная, с точки зрения более поздней истории этого места, но ко временам Венецианова она относится мало и не показывает часть сохранившихся фундаментов. Поэтому за основу для анализа я бы всё-таки взял чертёж Лобашова, который фиксирует все сохранившиеся фундаменты и выполнен в масштабе.

(окончание следует)
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сопоставление схемы Сафонково с историческими фото

Сообщение Алексей Крючков » 20 мар 2021, 16:12

Мне пришла в голову мысль, попытаться сопоставить известные исторические фотографии с планом местности. Сперва я хотел взять за основу одну из карт Менде, но они, к сожалению, слишком мелкие, поэтому при очень большом увеличении погрешности на них слишком сильно возрастают. Поэтому я взял за основу чертёж Лобашова, выполненный в масштабе 1 см = 10 м.
К сожалению, моя старая векторная программа (PageMaker) при вставке файла карты Лобашова очень ухудшила его качество, но контуры фундаментов всё же заметны, поэтому несмотря на нечёткость изображения выводы делать всё же можно.
План имения с ракурсами фото.png
Сафонково, сопоставление фото со схемой Лобашова

Под цифрой 1 я поместил предполагаемую точку съемки снимка из архива ГТГ (вид с юго-запада):
Изображение
Я не знаю угол обзора фотообъектива на данном кадре, но маловероятно, что древний фотограф приезжал с телеобъективом или широкоформатником, а для обычных фотоаппаратов этот угол составляет примерно от 40 до 50 градусов. Вот такой угол я и попытался изобразить на схеме вверху.
Если нулевым направлением считать направление на север, то главный ракурс этой фотографии (вид на дом) снят с азимута примерно 240° (т.е. с запада на 1/3, а с юга – на 2/3). Этот азимут я отобразил более толстой красной линией, упирающейся в угол дома (центр кадра). Общая ширина дома на снимке занимает примерно 60% ширины кадра, причём, дом смещён по ширине кадра большей частью в правую его половину. Правее (южнее) дома мы остаётся угол обзора примерно в 15% ширины кадра, мы видим там край забора огорода (9%), обозначенного на карте Менде, а в узком (6%) пространстве между углом огорода и углом балконного выступа дома мы видим часть одноэтажного здания без трубы, которое вытянуто с севера на юг. Вот примерно такие углы между лучами я и постарался на глазок отложить на своей схеме. Лучи на сарай чётко упираются в фундамент правее дома, обозначенный на чертеже Лобашова, и имеющий размеры 5*5м. Забор огорода я нарисовал примерно, исходя из его положения на картах Менде. На картах Менде на этом месте никаких строений не обозначено. Но фотография сделана гораздо позже составления этих карт, поэтому это здание могло быть построено уже после Венецианова.
Левее главного дома пространство кадра составляет около 28% его ширины. На переднем плане всё это пространство занимает поленница дров, я нарисовал её на своей схеме, отложив угол примерно в половину меньше ширины угла зрения на дом.
Этот радиус разбивается на две зоны: 15% - сзади пустое пространство, затем (левее) начинаются деревья сзади. И около 12% левее мы видим крышу какого-то здания с трубой, за которым также видны деревья. И в конце около 1% опять только деревья за дровами.
«Северный» квадратик на картах Менде кажется подходящим по ракурсу для этого здания, но вот на чертеже Лобашова нет фундамента, соответствующего ему. Видимый на снимке дом должен был бы находится примерно перед сохранившимся прудом. Надо бы это место ещё раз проверить на местности, весной, на предмет нахождения фундамента, но возможно, здание могло стоять и без фундамента, или фундаментные камни могли быть позже использованы для строительства фундамента другого здания.
Наличие трубы может свидетельствовать о том, что это был не сарай, а жилой дом. Но ввиду наличия пруда рядом, можно предположить также, что это здание могло быть и баней. Хотя размеры этого дома кажутся великоватыми для бани. Может, это и была мастерская художника, разобранная после того, как эта фотография была сделана.

Ракурс фотографии 1907г я обозначил голубым цветом. Это вид на усадебный дом с юго-востока, главный ракурс съёмки соответствует примерно 300 градусам, т.е. примерно 2/3 с востока и 1/3 с юга. Его я обозначил толстой голубой линией, упирающейся в угол дома.
Изображение
Ширина дома здесь также занимает 60% ширины фотографии, хотя здесь дом смещён большей частью в правую часть кадра. Левее (южнее) дома пустое пространство составляет 25% снимка, а правее – лесок, только 15%.
Огород и дубы остались левее границ кадра, а бывшая мастерская – правее. Садик и два домика дворовых на этом снимке скрыты за господским домом. Лесок, видный правее дома, вырос, видимо, в низинке, обозначенной на двухвёрстке Менде севернее усадьбы.

Ну и третье фото, полностью скопированное Д.Ивлевым в ГТГ:
Изображение
Ракурсы этого кадра я обозначил синими векторами снизу, а точку съёмки – цифрой 2. Кадр сделан с юга, чуть с юго-востока. Его я проанализировал в начале своей статьи. В правой части кадра мы видим фрагмент забора, что перекликается с фото №1 и вполне соответствует карте Менде. Правее дуба мы видим стол с лавками, и самовар на столе. Поэтому можем судить о том, что бывший огород Венецианова к моменту фотографирования использовался, скорее, не для выращивания овощей, а для отдыха хозяев, как парковая зона.
Кстати, эта территория имеет понижение рельефа к югу, поэтому фотография с дубом сделана не горизонтально, а под небольшим углом, снизу – вверх, что и позволило кустам скрыть целиком первый этаж здания, что и ввело в ошибку Виноградова при анализе фотографии.

Таким образом, фотографии соответствуют картам Менде и чертежу Лобашова и позволяют нам утверждать, что главный дом Венецианова в Сафонково располагался южнее сохранившегося пруда.
Об остальных зданиях (фундаментах) мы судить достоверно не можем и здесь вполне можно доверять воспоминаниям старожилов Сафонково, записанными Виноградовым. В частности, что высокий каменный прямоугольник восточнее пруда, есть строение возникшее после Венецианова, бывшая конюшня.

P.S.
Б.К. Виноградов написал в своей книге, что в Сафонково «в 1836г жило 13 дворовых».
Я проверил. За 1836г ИВ – нет. Есть РС за 1834г. По ней в Сафонково числится лишь 1 семья из 5 человек. И есть ИВ за 1840г. Там в Сафонково у Венецианова записано 9 мужчин (с №84 по №92) и 15 женщин (с №113 по №127). Итого 24. Откуда Виноградов взял свои данные по 1836 году? Видимо, опять выдумал…
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Публикация в АиФ

Сообщение Алексей Крючков » 21 апр 2021, 21:42

Ну вот, "Удомельскую газету" мои исследования так и не заинтересовали (с ноября у них статья ещё про Захарку лежит, если уже не затерялась), даже к годовщине смерти Венецианова не опубликовали! (( Зато эти исследования заинтересовали "АиФ-Тверь": https://tver.aif.ru/culture/hrista_s_kr ... e_otkrytie Хотя, казалось бы, местным газетчикам местная история должна была бы быть гораздо интереснее! ((

Газетный вариант планировался на 21-е, но выйдет позже. Будет чуть короче Интернет-варианта.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Публикация в АиФ

Сообщение Алексей Крючков » 17 июл 2021, 13:14

Ну вот, вышла, наконец, и публикация в областной вкладке АиФ, которая планировалась ещё в апреле.
0421 Статья в АиФ.jpg
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Кенотаф Венецианову в 2010 году

Сообщение Алексей Крючков » 29 дек 2021, 22:43

Фото из нашей краеведческой поездки 1 мая 2010г:
1401 могила Венецианова.JPG
Памятник возле могилы Венецианову, фото 2010 года
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Трониха, 1 мая

Сообщение Алексей Крючков » 02 май 2022, 23:27

Сегодня навестили с туристами Трониху. Тихо, солнечно, хорошо... Дом рухнул.
IMG_20220502_123300.jpg
Вид от усадьбы Трониха на восток

IMG_20220502_123252.jpg
Вид на дом с севера

IMG_20220502_122639.jpg
Фундамент дома
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Опрос Сахаровой Зинаиды Дмитриевны

Сообщение Алексей Крючков » 09 май 2022, 22:31

Сегодня опросил Сахарову З.Д., участвовавшую в установке памятника Венецианову в Дубровском в 1951 году. К сожалению, о могиле художника она ничего не знает - тогда она этим не интересовалась, работала всего 1 день, на кладбища с детства ходить боится. А так память у неё ещё на удивление хорошая (в 90 лет)!
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Подземный склеп возле кенотафа Венецианову

Сообщение Алексей Крючков » 23 май 2022, 10:46

Вчера я встретился на Дубровском погосте со Шмелёвым Юрием Витальевичем из Шишелово. Он 1966 года рождения, в 1992г копал могилу здесь для Молчанова, метрах в 3-4 южнее (юго-восточнее) ограды кенотафа Венецианову (см. фото), и наткнулся под землёй на кирпичный склеп...
IMG_20220522_112739.jpg
Примерное расположение подземного склепа

Склеп был из красного кирпича (пару кирпичин остались на поверхности), со сводом, располагался параллельно копаемой могиле и практически в одну длину с ней. Часть склепа при копке обрушилась, внутри был гроб, от покойника ничего не осталось, кроме сапог, примерно 40-го размера, и волос. Черепа и костей не сохранилось - всё истлело.

Нет оснований предполагать, что это была могила Венецианова, ведь на кладбище хоронили и других богатых людей. Но вот границы склепа "по росту" дают основания предположить, что могила Венецианова (по версии Виноградова) расположена не наполовину под дорожкой, а сдвинута больше к востоку (дореволюционные захоронения должны были располагаться по рядам, а не произвольно). И ещё, предлагавшееся Серяковым вскрытие могилы может ничего не дать, т.к. останков черепа там может не сохраниться, как и в этом вскрытом склепе.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Карта окрестностей Венецианово

Сообщение Кочеров » 05 фев 2024, 20:10

Окрестности Венецианово 1_100000.jpg
Окрестности Венецианово. Масштаб 1:100000. Выведено на формат А4
Аватар пользователя
Кочеров
 
Сообщений: 94
Зарегистрирован: 09 апр 2021, 13:03
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 15

cron