Пашнево и окрестности

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Балаблиха, Алексей Крючков

Пруды, празднование престольных праздников деревень

Сообщение вера никонова » 25 окт 2019, 11:25

Еще в 1960-е не были забыты старые традиции отмечать по деревням престольные праздники. В каждой деревне отмечался свой. Например, в Прудах "Летняя Казанская". Знали у когда у кого престольный праздник. К вечеру первого дня собиралась молодежь холостая, а на второй день подтягивались остальные. Как то задумалась, а почему же праздник начинался в первый день только к вечеру? И догадалась - с утра население деревни в церковь на службу ходило, исповедывались, причащались.

На престольные праздники приходили без приглашения. Сходить на праздник в Ореховно просто как обязанность была, не придут-обидятся. Да и могут не пойти с обратным визитом. Гости не сомневались, что обязательно будут сытно накормлены. Парням и чарку подносили. Пиво пили все. Посидят за одним столом, приходит сосед и приглашает всех присутствующих к себе. Так и ходят по деревне. Кто уже насытился начинал веселиться, идя на звуки гармошки.
Аватар пользователя
вера никонова
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 07 апр 2013, 21:19
Откуда: Кашин

Князево - Пруды

Сообщение вера никонова » 29 окт 2019, 19:15

В Князеве стоял громадный дом моего деда Никиты Никонова. В 1950-е отец дом этот перевез в Пруды, в нем жила бабушка Евдокия Петровна с дочерью Антониной и с мужем Антонины Алексеем Фадеевым.

Пруды к советскому времени отстроили, а то ведь раньше деревенька небольшая была. В писцовых книжках XVI века Пруды упоминаются, потом исчезают надолго, оставаясь пустошью.

В Прудах (с конца 30-х годов) жили переехавшие с хуторов. Их всеми способами оттуда выкуривали. Главным образом непосильными твердыми заданиями. Настоящие хозяева построились основательно.
Аватар пользователя
вера никонова
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 07 апр 2013, 21:19
Откуда: Кашин

"Воробьёво". Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Балаблиха » 19 ноя 2019, 17:59

Статья из машинописной книги Н.А. Архангельского «История деревень Удомельского района», написанной им в 1999 – 2002 годах.
Приглашаю всех желающих продолжить историю деревни, добавив здесь на форуме свои воспоминания, фотографии, сведения, которые на вошли в статью Архангельского.
Подробнее о книге и использованные источники смотрите здесь: http://of.putnik.ru/viewtopic.php?p=14071#p14071


ВОРОБЬЕВО
Бывшая деревня современного Котлованского сельского округа Удомельского района располагалась в 5 км ЮЗ оз. Илово, в 1,5 км восточнее бывшей деревни Гузарево, в 3,5 км восточнее д. Пашнево, в 2 км южнее бывшего с. Илово, в 13 км СВ с. Котлован, в 36 км севернее г. Удомля на высоте 170 м над уровнем моря южного склона Абакумовской гряды Пашневской возвышенности.
Воробьёво 1.jpg

Название деревни происходит от прозвища Воробей.
Деревня впервые упоминается в 1545 г. в Писцовой книге Бежецкой пятины (ст.269): «В Егорьевском же погосте в Удомельском деревни Михайловские да Захарьинские Подсеченских за Темирем, да за Олексейцем, да за Васюком за Михайловыми детми Мачехина отцовское поместье, а отцу жити у них... Дер. Воробьево: двор Федко, дв. Федотейко, дв. пуст, пашни 3,5 коробьи, сена 10 копен, обжа». Рядом упомянута д. Лысцово. Дальнейшая судьба деревни неизвестна до середины XIX в.
В 1886 г. появляется деревня Воробьево с 3 дворами и 27 бывшими помещичьими крестьянами, ныне лично свободными, среди которых грамотных не было. Возможно, это были переселенцы из соседних деревень, раньше других откупившиеся от крепости. Они имели 84 дес. удобной земли, в т.ч. усадебной 1 дес., пашни 26 дес., покоса 27 дес., полустроевого леса 30 дес. В Воробьеве держали 7 лошадей, 10 коров, 10 овец, а всего с молодняком 24 условных головы. Деревней сеяли ржи 8 дес., овса 7 дес., картофеля 1 дес., льна 0,5 дес. Высевали и собирали урожай в четвертях, исключая семена: ржи 8 и 36, овса 21 и 42. Накашивали сена 1200 пудов.
Местным промыслом занимался 1 человек: батрак. Отходников – 4 человека: заводские рабочие. Воробьево относилось к Парьевской волости.

В 1911 г. в д. Воробьево, стоящей на казенных землях и не связанной с сельскими обществами, имела 4 двора с 37 жителями, среди которых грамотных было трое. В деревне держали 6 лошадей, 13 коров, 7 овец, 1 свинью, а всего с молодняком 24 условных головы. В деревне появился железный плуг. Местных промысловиков в деревне не было, но было два отходника, работавших в Петербурге, полностью отрываясь от сельского хозяйства.
Землей владели три хозяйства. Они сеяли озимых 9, 21 дес., яровых 12,28 дес. Пар занимал 9,21 дес. Всего было пашни 33,25 дес., покоса 59,6 дес. Всего купленной земли было 115,17 дес.

В 1934 г. в д. Воробьево Иловского сельсовета организовался колхоз «Красный Октябрь» с 221,84 га общественной земли, 9 дворами, 41 едоком, в т.ч. 19 трудоспособными. В колхозе было 7 коров, 16 лошадей, 2 овцы; в индивидуальном владении было 11 коров и 20 овец.
17 ноября 1936 г. в колхозе «Красный Октябрь» после проведения землеустройства и выдачи Акта на вечное пользование землей стало усадебной земли 4,69 га, 9 дворов, общественной земли 216,7 га, в т.ч. пашни 53,2 га, покоса 42 га, выгона 60 га, кустарника 27,48 га, болота 22 га. Деревня, имевшая количество дворов менее 10, подлежала переселению, но помешала война.
29 июня колхозы Иловского сельсовета: им. Буденного (Гришкино), им. Демьяна Бедного (Абакумово), им. Максима Горького (Щербаки), «Красная Волна» (Ермолино), «Красное Илово» (Савино), «Красный Октябрь» (Воробьево), «Красный Якорь» (Терехово) объединились в колхоз им. Буденного с центром в д. Ермолино Ермолинского сельсовета.
В 1958 г. колхоз им. Буденного (Ермолино) присоединяется к колхозу «Путь Ильича» с центром в д. Пашнево. К этому времени в Воробьеве оставалось 7 дворов с 20 жителями. В 1977 г. деревня прекратила существование и была списана из Реестра населенных пунктов Удомельского района.

На фронтах Великой Отечественной войны погибли жители деревни:

1. ВИХРОВ Степан Федорович, род. 1908 г., рядовой, пропал б/в, 05.1943 г.
2. ГОТОВЦЕВ Алексей Ильич, род. 1916 г., рядовой, пропал б/в, 12.1941 г.
3. КУТЕПОВ Михаил Ильич, род. 1917 г., сержант, умер от ран, 02.1943 г.
4. МОЛЧАНОВ Петр Васильевич, род. 1906 г., рядовой, пропал б/в, 09.1943 г.
5. РАЗЫГРАЕВ Михаил Васильевич, род. 1905 г., старшина, пропал б/в, 07.1942 г.
6. РУМЯНЦЕВ Степан Федотович, род. 1909 г., рядовой, пропал б/в, 02.1942 г.

Работу выполнил Н.А. Архангельский, сентябрь 2002 г.
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 877
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

"Гузарево". Статья Н.А. Архангельского

Сообщение Балаблиха » 19 ноя 2019, 18:05

Статья из машинописной книги Н.А. Архангельского «История деревень Удомельского района», написанной им в 1999 – 2002 годах.
Приглашаю всех желающих продолжить историю деревни, добавив здесь на форуме свои воспоминания, фотографии, сведения, которые на вошли в статью Архангельского.
Подробнее о книге и использованные источники смотрите здесь: http://of.putnik.ru/viewtopic.php?p=14071#p14071


ГУЗАРЕВО
Бывшая деревня современного Котлованского сельского округа Удомельского района располагалась на дороге, связывающей оз. Илово и р. Съежу, совпадающей с древним волоком Съежа–Илово. Деревня отстоит в 2,5 км СВ д. Пашнево, в 2 км ЮЗ погоста Илово, в 4 км ЮЗ д. Ермолино, в 12 км СВ с. Котлован, в 30 км севернее г. Удомля на высоте 207 м над уровнем моря в центре Пашневской возвышенности.
Гузарёво 1.jpg

Название деревни произошло от прозвища Гузарь – гузарь – человек нерасторопный, вялый, мешковатый.
Деревня впервые упоминается в 1545 г. в Писцовой книге Бежецкой пятины (ст.267): «В Егорьевском-ж погосте в Удомельском в Илове в волости Васильевской Кузьмина за Ондрейцом за Борисовым сыном Еганова да за его детми за Иваном да за Третьячком… Дер. Гузарево: дв. Иванко, дв. Филипко, дв. Финя, дв. Федотко, пашни 7 коробей, сена 30 копен, 2,5 обжи». Рядом упоминаются деревни Кобылошно (Кобылиха), Савино, Терехово.
В 1836 г. господа Стромиловы участвовали в сделке по д. Гузарево.
В 1859 г. в д. Гузарево Пречистинского (Иловского) прихода было 4 двора с 31 крепостным Зварыкиных.
В 1886 г. в д. Гузарево Кузьминской волости уже было 6 дворов с с 51 временнообязанным, среди которых был 1 грамотный.
Деревня имела 51 дес. надельной земли, в т.ч. усадебной 2 дес., пашни 22 дес., покоса 22 дес., дровяного леса 2 дес., кустарника 3 дес. 4 хозяйства арендовали пашню и 3 хозяйства – покос.
В деревне содержали 9 лошадей, 15 коров, 15 овец, 3 свиньи, а всего с молодняком 36 условных голов. 1 хозяйство – без лошади.
В деревне сеяли ржи 7 дес., овса 4 дес., ячменя 1 дес., картофеля 0,5 дес., льна 1 дес. Высевали и собирали урожай в четвертях, исключая семена: ржи 7 и 42, овса 12 и 36, ячменя 1,5 и 9. Как видим, суглинки в Гузареве давали неплохой урожай зерновых. Накашивали 770 пудов сена. Платили деревней повинности 61 рубль в год, в т.ч. 45 рублей выкупных.
Местным промыслом занимались 6 человек: батраки, возчики леса, прислуга, пастух. Отходников было 3: заводские рабочие.
Сведений за 1911 г. о деревне Гузарево не имеется. Не исключено, что деревня временно была исключена из сельских селений и приписана к винокуренному заводу в с. Котлован Н.Ф. Зварыкиной.

В 1924 г. Гузарево значится как деревня Кузьминской волости.
С 16 октября 1918 г. член РКП(б), слесарь по специальности, уроженец д. Гузарево КУТЕПОВ Егор Ильич, 31 года, был избран в состав Кузьминского волостного культурно-просветительного общества.
30 января 1930 г. хутор Щукинский передается д. Гузарево.
В 1932 г. в д. Гузарево Пашневского сельсовета организовался колхоз «Новая Жизнь» с 383,7 га общественной земли, 18 дворами, 71 едоком, в т.ч. 32 трудоспособными. В колхозе было 4 коровы, 16 лошадей, 17 овец. В индивидуальном пользовании было 17 коров и 47 овец.
8 ноября 1936 г. после проведения землеустройства и вручения Акта на вечное пользование землей в колхозе стало 20 дворов, 5 га усадебной земли, общественной земли 378,7 га, в т.ч. пашни 93,4 га, покоса 84 га, выгона 7,5 га, кустарника 134,8 га, леса 32 га, болота 8 га.
24 июня 1950 г. колхозы «Новая Жизнь» (Гузарево), «Новый Путь» (Гаврильцево), «Парижская коммуна» (Пашнево), «Пролетарка» (Желудово), «Серп и молот» (Ярцево), «Трудовик» (Вакарино) объединились в колхоз «Путь Ильича» с центром в д. Пашнево. В 1958 г. колхоз «Путь Ильича» объединился с колхозом им. Буденного (Ермолино) в «Путь Ильича» с центром в д. Пашнево. В 1961 г. колхоз переименован в колхоз «Россия».
В 1958 г. в Гузареве уже стало 12 дворов с 41 жителем. Дальнейшие реорганизации привели к исчезновению деревни. В 1977 г. она была списана из Реестра селений района.

На фронтах Великой Отечественной войны погибли жители Гузарева:

1. ВЕСЕЛОВ Павел Иванович, род. 1912 г., рядовой, умер от ран, 05.1944 г.
2. ГРИГОРЬЕВ Федор Лукич, род. 1916 г., мл. сержант, погиб, 07.1942 г.
3. КАЛИНИН Михаил Сергеевич, род. 1923 г., рядовой, пропал б/в, 02.1944 г.
4. КРУГЛОВ Алексей Дмитриевич, род. 1906 г., рядовой, пропал б/в, 02.1943 г.
5. СМИРНОВ Павел Прокофьевич, род. 1903 г., рядовой, погиб, 11.1942 г.

Работу выполнил Н.А. Архангельский, сентябрь 2002 г.
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 877
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Преснушки Прудовские

Сообщение вера никонова » 08 дек 2019, 16:50

Сейчас вошло в моду печь калитки. В наших удомельских краях такие открытые пирожки называли ПРЕСНУШКИ.

Преснушки Прудовские от моей бабушки Анастасии Яковлевны
1) 1 стакан ржаной муки и 1 стакан пшеничной, часто она делала только с 2-мя стаканами ржаной.
2) Стакан простокваши (со сметаной) чтобы было тесто пожирнее..
3)Соль, сахар

Муку надо просеять, добавить пол чайной ложки соли и щепотку сахара. Влить простоквашу и замесить тесто, добавив две-три ложки топленого масла. Дать тесту настояться пару часов..
Еще раз вымесить и скрутить колбаску.
Нарезать на небольшие кусочки и раскатать из каждого тонкие круглые лепешки, присыпая ржаной мукой. На каждую положить начинку в середину, приминая ложкой, так чтобы до краев оставалось не более 1 см. Края преснушки надо защипать, взбить яйцо и обильно смазать пирожок, как тесто, так и начинку. Начинки были разные: с картофельным пюре, с пшеном, овсянкой, мясом, рыбой, творогом.

В русской печке преснушки выпекались за полчаса. Я выпекаю 10-12 минут в разогретой до 210 градусов духовке.
Аватар пользователя
вера никонова
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 07 апр 2013, 21:19
Откуда: Кашин

Пруды

Сообщение вера никонова » 17 апр 2020, 02:23

Магазин фото с андреева.jpg
Пруды. Дед Сергея Андреева Макар и Фадеев Алексей на крыльце магазина. Фото из архива С.Андреева

Фадеев Алексей Михайлович - фронтовой шофер, был ранен в голову, часть осколков застряла глубоко в мозге. Часто мучили дикие головные боли. Муж моей тети Антонины. Папа организовал постройку магазина в Прудах еще и потому, чтобы дядя Леша не чувствовал себя невостребованным. Он помогал торговать в начале моей маме, а потом тете Тоне.

Это фотография сделана уже после нашего отъезда в Кашин. Пруды вошли в состав совхоза. Об этом и плакат говорит. По плакатам, т.е. наглядной агитации, был у зав. клубом план. Но трудно было найти место для плакатов, на домах колхозников вешать не разрешали. На нашей маленькой школе висел плакат МИРУ-МИР. Проходило несколько лет, красная тряпочка выгорала, вешали новый. Я всё думала, кого же этими словами агитируют? Каждый праздник обязательно наши мужики дрались, напившись самогонки. Всё хорошо, мирно, а как напьются в праздник, обязательно начнут морды друг другу бить.

Под почтовым ящиком вешали афиши, когда и какое кино будет в Пашневском клубе. Жила в нашей деревне бабушка, мать дяди Саши Виноградова, которую все звали Афиша. Я не могла понять почему она и кусок бумаги называется одинаково. Наконец решилась её спросить. Она засмеялась: "Ефимия я в крещении, кратко меня Фишей звали. Потом прозвали Афишей за то, что всё и про всех знаю, да и не молчу. Прозвище мне народ такое дал, Афишей и помру стало быть."
Аватар пользователя
вера никонова
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 07 апр 2013, 21:19
Откуда: Кашин

Пруды, Яковлев Василий Яковлевич

Сообщение вера никонова » 17 апр 2020, 19:15

Яковлев Василий Яковлевич.jpg
Яковлев Василий Яковлевич (Фото Сергея Андреева)

Дед Василий жил в Прудах. Папа помог ему наладить производство колес и дуг. Яркий индивидуалист, не мог себя заставить работать в колхозе за трудодни или как он говорил "за палочки".

Очень любил париться в бане. У нас каждую субботу был ритуал - приглашать деда Василия в баню, в первый пар. Шли всей гурьбой, он выставлял нам мёд в сотах. Праздник был у нас - такое лакомство и сколько сможешь съесть без ограничений. Мы приходили человек 5-6 ребятишек, дедка Вася нарезал из рамки мёд, ставил ковш воды родниковой (родник у него был прямо в огороде), брал чистые рубаху с кальсонами, берёзовый веник под мышку и уходил париться.

Мы оставались за столом одни с невероятным лакомством. Баба Наташа возилась рядом на кухне, но она в отличие от деда была скуповата и больше воды не предлагала. Внаглую пойти за водой было всё-таки неудобно, да и бабку не хотелось лишний раз обижать. Добыть ещё ковшик воды было делом трудным, страшно дверь скрипела. Надо было открывать очень медленно, не всегда это удавалось, дверь предательски скрипела, бабка Наташа выглядывала из кухни, мы дружно вставали из-за стола и благодарили за угощение.

Это была вторая жена деда Василия, гораздо моложе (его), из какого-то карельского села. Очень живая, трудолюбивая и любившая чистоту и порядок в доме. У них скамейки и стол были тщательно ею отшлифованы и каждую неделю покрывались горячим воском с мёдом. Стены тоже были нежно-золотистые.

Порядок в домах был у всех. Но запахи разные были в избах. У нас стоял запах хлебный. Бабушка пекла хлеб 2-3 раза в неделю (большинство пекли хлеб раз в неделю). У папиного брата Василия пахло овчиной - он выделывал шкуры и шил шубы.

Да, дед Василий в молодости был егерем у Зворыкиных. Он-то и учил наших мужиков правилам охоты. Особенно он любил организовывать охоту на волков. Зверья всякого в наших местах было необычно много, они сюда бежали от войны. Еды в лесу не хватало и лисы, волки нападали на домашних животных. Зимой организовывал дед Василий охоту на волков. Проверялись веревки с флажками. Дед находил, где волки ночуют, определял где границы нескольких стай. Потом уж распределял кто будет стоять на номерах, а кто пойдет в загон.

Дед Василий очень любил лес. Знал, где и что можно найти полезного. У него были в чащобах свои плантации орешника. Рано утром затопит печку, где распаривался материал для колес или дуг, и отправлялся в лес. Никогда никого с собой не брал. Повесит за плечи берестяной кошель, а на руку громадную корзину и быстрым шагом уходит по одному ему известным тропкам. Вечером мы ждем угощений. Дед щедро ссыпает каждому горсть орехов или подарит мелких сладких яблок. Орехи и яблоки он ссыпал на чердаке на свесы. А посредине чердака стоял его гроб. В гробу дед Василий хранил соты с медом. Соты были накрыты тонким холстом, а уж потом крышкой. Над гробом по всей длине крыши крепились жерди, на которых висели веники: березовые, липовые, можжевеловые, черемуховые, рябиновые, а также из разных трав.

Очень любил дед соленые грузди. Собирал и замачивал где-то в ручью, приносил домой и сразу складывал в небольшие бочки, обильно пересыпая солью, укропом и смородиновым листом. Кстати, бочки он делал на всю округу, а также и шайки в баню. Железные обручи не признавал, делал только из распаренной липы или черемухи.

Очень любил крапиву и от него у меня есть несколько рецептов.

1) Грибы тушеные с крапивой.Свежие грибы полкило. (Дед Вася признавал только белые.) Большая луковица, можно и две. Полстакана сметаны, можно заменить молоком, но тогда добавить две ложки растительного масла. Все выложить в чугун и поставить в печь томиться. При подаче на стол посыпать крапивой. Перед этим стакан мелко нарезанной крапивы потолочь пестиком.

2) Каша перловая с грибами и луком. Сварить 2 стакана перловой крупы в литре воды. Грибы пожарить с луком на растительном масле.

3) Напиток из пахты с крапивой и щавелем, он очень любил после бани. (Готовить питье для деда была моя обязанность.) На литр пахты добавить по горсти мелко нарубленного щавеля и крапивы.

4) Напиток из пахты со свеклой. В стакане кипятка заварить щепотку мяты, сырую свеклу натереть на терке и залить остывшим отваром мяты, дать настоятся и смешать с пахтой. Если есть, то добавить горсточку изюма и пару ложек меда.
Аватар пользователя
вера никонова
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 07 апр 2013, 21:19
Откуда: Кашин

Вакорино

Сообщение вера никонова » 17 апр 2020, 20:30

В Вакарине жила тихая старушка из бывших, маленькая, сгорбленная, с голубыми ясными глазами. Как только поспевал крыжовник, она с корзиной, покрытой белой тряпочкой, ходила по деревням и продавала крыжовник по 10 копеек стакан или за одно яйцо. Мы-то свой ещё зелёным общипывали и ждали её прихода с нетерпением.
Аватар пользователя
вера никонова
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 07 апр 2013, 21:19
Откуда: Кашин

Фото отчёт о походе в Кобылиху

Сообщение Алексей Крючков » 29 апр 2020, 21:09

Фото отчёт о походе в Кобылиху выделил в отдельную тему - архива этого года: viewtopic.php?f=17&t=1451 (Поскольку там не только о Кобылихе, но и о дороге на Илово, и не исторические сведения, а фоторепортаж из сегодняшнего дня.)
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Как умирала Кобылиха - воспоминания

Сообщение Алексей Крючков » 01 май 2020, 11:37

На отчёт о походе в Кобылиху мне в ОК написала свои воспоминания Надежда Певцова (Ефимычева) из Новосибирска и Любовь Певцова из Пушкина (Ленинградской области). Воспоминания объединены, поскольку они дополняют друг друга.


Надежда Певцова:
"наши родители работали за палочки, помню эти тетради учета. Наличные деньги получали за сданное молоко, яйца, выращенного теленка. Нашей семье было полегче, у отца, ПевцЕва Сергея Константантиновича, были "золотые руки". Он был и столяр великолепный и бондарь, изготовлял для всей округи рамы, кадки, бочки. Делал комоды, буфеты, диваны деревянные. Строил дома в других деревнях, с ним советовались. Закончив всего 6 классов Иловской школы, от природы или "породы" был умным и грамотным человеком...

Немного полегче им стало жить, когда организовался совхоз, отец стал механиком Пашневского отделения. Стали получать неплохие деньги по тем временам. Мама наша, Певцева Екатерина Васильевна, работала телятницей, выкармливала их с "пеленок." Награждена Орденом Трудового Красного Знамени. Труженики были великие. В нашем доме всегда пахло стружкой и деревом! И, конечно, запахом ржаного хлеба, испеченного в русской печи!"




Любовь Певцова:
"Сколько я помню, в нашей деревне было 13 домов. Раньше их было больше. Был колхозный двор - 3 группы коров. Ещё один двор с телятами - ухаживала мама. Конюшня. Свет появился в 1969 году. Сельхозугодья распахивали - сеяли пшеницу, рожь, овес, лён, горох. Я помню, как ходили с родителями убирать лён - таскаешь его пучками, расстилаешь, чтоб подсох, потом собираешь в снопы! Летом - сенокос; и стар и мал трудились! Забивали сеном сараи, оставшиеся на хуторах, потом уже прямо в поле метали стога! В нашей семье было больше всех детей - четверо.

В 1970 году закрыли школу в Илово, и с нашей деревни люди уехали в Котлован и Удомлю. При мне первыми из деревни уехали Корнеевы - дядя Саша, тётя Маруся (Петрова) - уехали в Пашнево. Потом Комков Михаил - уехал в Боровичи.

В 1979 году закрыли совхозный двор, перегнали коров в с.Котлован и опять люди вынуждены были поменять местожительство - доярки уехали в Котлован, уехала (в частности) Львова тётя Тоня.

Господи, вспомнишь это бездорожье - становится жутко. Отец каждый день до Пашнева 5 км пешком через Дубровку на работу ходил. Управление, контора, вся сельхозтехника и мастерские - были там. Он работал механиком. Еще и в Котлован приходилось ездить. Дороги непролазные были местами и от Пашнево до Котлована, пешком не знаешь где пройти. Помню, с Ваней Михайловым на мотоцикле ИЖ ездили с Пашнево сначала до Ярцево по тропинкам (специально вырубали), чтоб как-то объехать Чертовик! А затем уже на Ледины и Котлован!

Когда в Пашнево не стало Сельсовета - уехала Вера Николаева в Котлован. Наши девушки заканчивали восьмилетку или десять классов и уезжали в Тверь, Ленинград, Москву! Парни возвращались из армии - невест нет, кто -то уезжал сразу, кто-то оставался на некоторое время. Так постепенно разъезжался народ.

Остались одни бабушки, которые держали коров, кур, овец. В 1981 году умерла наша мама - и деревня опустела, оставшиеся две бабушки переехали к родственникам. С 1983 или даже 1982 года жителей в Кобылихе не осталось!!! В 1982 году приезжали на годовщину - помню, ещё тёте Наде Смирновой помогали перевозить сено. Тётя Нюра Козлова уехала в Фирово, Львова тётя Маруся - в Вышний Волочек, тётя Шура Козлова (Петрова) - в Котлован, и всё... Кобылиха существует на бумаге и в сердцах!!! "
Последний раз редактировалось Алексей Крючков 11 май 2020, 22:03, всего редактировалось 1 раз.
Причина: дополнения
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение Алексей Крючков » 04 май 2020, 10:27

Как послесловие к походу в Кобылиху, написал своё мнение на тему, почему погибли тверские деревни - viewtopic.php?p=15616#p15616
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Юрино и камень-следовик "Святой камень"

Сообщение Денис Ивлев » 14 май 2020, 00:41

11 мая состоялось второе путешествие у камню-следовику в урочище Юрино - viewtopic.php?f=17&t=1455. В первый раз мы посетили камень 23 апреля 2017 г. в сопровождении геолога Бориса Константиновича Виноградова. Шли мы с села Липны - древнего Богородицкого Липенского погоста. На сей раз мы пришли со стороны Пречистенского Иловского погоста через места деревень Кобылиха, Пруды, Князево, Бортница. Вёл нас местный уроженец Александр Макарович Петров. Он рассказал предания о камне, которые он помнил от стариков. Мы почистили и помыли камень. Пока главная загадка о происхождении и почитании камня так и не разгадана. Есть две версии событий.
По первой: на камне отразился след Спасителя. Он лежал на горе, где был монастырь. Под горою был колодец, в который монахи монастыря спрятали сокровища, когда бежали от татар, а сверху привалили камень. И он до сих пор лежит на колодезном срубе.
Вторая версия: камень святой и следов на нём много, в том числе и человеческий. На холме над камнем была церковь, колокол который зачем-то был спрятан в колодце с противоположной стороны холма. На камне с древних времён совершаются обряды и читаются особые молитвы.
В дополнение два видео с нашего последнего путешествия:
Рассказ о Юрино и камне Александра Макаровича Петрова:
phpBB [media]

Проверка камня металлоискателем:
phpBB [media]
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1696
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Санкт-Петербург
Откуда: Санкт-Петербург

Воспоминания о Кобылихе

Сообщение вера никонова » 14 май 2020, 00:50

С пятого по восьмой класс я ходила в школу через Кобылиху. Многие жители деревни связаны были родственными и дружескими связями. А в престольный праздник (летнюю Казанскую) вся Кобылиха бывала за праздничным столом. На второй день принято было приходить в гости. В первый день раньше ходили в церковь и так уж повелось, что гулянье в деревне было на второй день, хоть и не стало возможности посещать церковь в первый день.

В моей памяти сохранились дома и помню людей что жили в них. Такие разные и своеобразные люди жили там. Общее было одно- любовь к труду, к земле. На окраине, по правой стороне, последним к Илову стоял маленький дом бабы Оли Львовой. Около него было много цветов и декоративных кустарников. Некоторыми она поделилась со мной. Это было в том году, когда папа с мамой посадили сад. Баба Оля посоветовала сделать у дома палисадник (заборчик), чтобы не следить постоянно за животными. Так из Кобылихи перекочевали к нам в палисадник краснотал, желтые ирисы, спиреи и белая сирень.

У бабушки Оли было деревенское прозвище Ольга-барыня. А сестру её Анну прозвали Нюша-полубарыня, т.к. она вышла замуж за крестьянина. Сёстры являлись родственницами Торжокских Львовых. Бабушка Ольга была няней одного из детей Львовых. В домике на стене было много фотографий той семьи. Она мне рассказывала о каждом, но подробностей уже не помню за давностью лет. Но хорошо помню вкус печенья, которое пекла баба Оля. Иду из школы, а она сидит у окошка в белом платочке, тишайшая, сухонькая, с удивительными голубыми глазами! И не верилось, что она мать диковатого мужика Василия, что жил на противоположным конце в баньке.

Ваську Олина считали дурачком. Дети, а иногда и взрослые, поддразнивали. А когда ему надоедало, он мог и пригрозить: "Ну смотри, смотри, ночью-то курочки у вас закыркают". Никогда он свои угрозы не претворял в жизнь, но знали, что он мог бы это сделать.

В 1950-е была в Кобылиха кузница, совсем маленькое строение с горном на окраине Кобылихи по дороге в Пруды. Я хорошо помню ранней весной около нее старые плуга, бороны колеса от телег. В ней зимой и летом раздавились звоны по металлу. Это дядя Сережа Певцов то плуги ремонтировал, то бороны. То налаживал крупорушки для жителей Кобылихи и округи. Дед Василий Яковлев из Прудов летом колёса делал, а дядя Сережа зимой их оковывал железом. И к коромыслам крюки ковал. Из старых, ломаных кос ковал ножи хозяйкам. Делал он и финки охотникам, особенно ценились из немецких штыков. Штыками запаслись в командировках в ранее оккупированные немцами районы области. Оттуда были привезены и винтовки и пистолеты.
Кузницы были в каждой деревне. Но далеко не в каждой деревне были талантливые кузнецы. А такого подлинного художника, каким был дядя Сергей Певцов, во всей округе не было. Профессия кузнеца со временем теряла свою привлекательность. Молодые ребята становились шоферами и трактористами. Так, еще в начале 1950-х не могли найти кузнеца в Прудах.
Кузнецами перед весенне-полевыми работами становились цыгане. Они приезжали всем табором, находились сердобольные поселявшие цыган у себя. Разгружали пуховые перины, одеяла и подушки. Помню приезд, когда расположились они в избе тети Саши Виноградовой, на полу, и радовались благодатному теплу избы. А еду готовили на кострах на улице. Ребятишек грудных выносили из кибиток накрытых двумя подушками. Помню, наша мама плакала навзрыд, видя как из подушек выглядывают голые ножонки цыганят. Она собрала имеющиеся у нас пеленки-распашонки и пошла учить молодых цыганок пеленать своих детишек. Да и другие тоже делились скудной детской одежонкой. Цыгане ковали подковы. Приводили лошадей из Бортницы и Юрина. В Кобылихе же дядя Серёжа никому не доверял менять подковы. Ему помогал чаще всего Витя по прозвищу НЕМА, глухой паренек, но сообразительный и трудолюбивый.
Когда произошло укрупнение колхоза Большевик, то кузница была перенесена в Ермолино. После объедения колхоз стал называться РОССИЯ

Обстоятельный был мужик дядя Вася Смирнов. Он со школы вел фенологический дневник, в котором каждый день записывал температуру воздуха, направление ветра, осадки. Делал примечания: какой был закат, прилетели или улетели птицы. А также фиксировал, когда зацвела черемуха, когда взошла рожь, когда зацвёл клевер и картошка. Дядя Вася следил за хранением посадочного картофеля и семенного фонда. Весной приносил папе в плошках всходы ржи, овса, гороха. И, в зависимости от всхожести семян, они подсчитывали расход семян на гектар. Он поддерживал папу о семипольной системе посева Вильямса. В своей дипломной работе в Калининском сельхозтехникуме папа использовал многолетние наблюдения дяди Васи, который был этим очень горд. Попросил сделать копию отзыва о дипломной работе и повесил на стену в рамочке. Рамочку, кстати, сделал дядя Серёжа.
Последний раз редактировалось Алексей Крючков 20 май 2020, 17:38, всего редактировалось 1 раз.
Причина: дополнения
Аватар пользователя
вера никонова
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 07 апр 2013, 21:19
Откуда: Кашин

Бортница, воспоминания Лидии Погодейкиной

Сообщение Алексей Крючков » 22 май 2020, 09:41

Лидия Погодейкина в Одноклассниках написала воспоминания о Бортнице, которые хочется сохранить:
"Я могу описать Сергей, обстановку в доме моей бабушки Анны. Мне все нравилось у них. Переборка отделяла зал от кухни. На кухне была печь, за печью лежанка. При входе в дом, кухни не видно, тоже была переборка. Возле порога слева стояла широкая деревянная кровать под пологом. В зале стоял стол и красивые резные стулья. В углу - иконы. Два окна смотрели в огород и два окна на проезжую часть улицы. При входе в дом была лестница с поручнем, дальше - сени. На кухне в полу была крышка с кольцом, в подвал спускались по лесенке. У бабушкиного сына Федора была гармонь. Он хорошо играл на ней. Помню, была весна, я смотрела за маленьким мальчиком Колей, а дядя Федя с женой Нюрой готовили лес. То ли на дрова, то ли на постройку дома. Мальчик уснул и я пошла на улицу. Бежали ручьи с горки вниз к школе. Я была в этой школе. Там никто не учился. Помню, комната была оклеена красивыми обоями. На окнах занавесок не было.

Впоследствии дядя Федя переехал в Новгородскую область в деревню Николаевское, рядом с селом Ореховно. Там их сынок Коля заболел и умер. Похоронен рядом с бабушкой Анной на Ореховском кладбище. Моя сестра Валентина может показать эти могилы. Дядя Федя под старость уехал с женой поближе к детям. Не знаю куда. Вскоре умер. Это был Бойков Федор Михайлович. Царствие ему небесное. Мой крестный.

У дяди Феди были две дочери: старшую звали Надей и младшую Верой. Надя жила (а может быть и сейчас живёт) в д . Вороново Новгородской обл. Работала ветеринаром, у нее муж и двое детей. Сейчас уже сами родители. Верочка жила в г.Старая Русса Новгородской обл. У Нади фамилия была - Можарина. Мы с ней переписывались, когда я жила в Казахстане. После связь прервалась. Вот она может много чего рассказать, если вы её найдете."
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Никифоровы и Проказовы из Пашнево

Сообщение Проказов Сергей Иванович » 05 ноя 2020, 16:31

Добрый день, уважаемые форумчане! Очень рад, что случайно наткнулся на этот форум.
Мой дед Проказов Василий Павлович (14.01.1919г.-13.04.1993г.) родился и вырос в д.Пашнево.
Проказов ВП_чб_1.JPG
Проказов Василий Павлович

В разделе д.Ярцево ошибочно указано, что он уроженец д.Ярцево и считается погибшим, т.к.пропал б/в в октябре 1943 года. На самом деле, при форсировании реки Днепр под н.п.Бородаевка (Харьковская обл.)в группе связистов 5 отдельной гвардейской роты связи 15 Гв. СД попал в плен. После окончания войны проходил службу и проверку в части для перемещенных военнопленных, был реабилитирован и демобилизован. Вернулся в Пашнево ровно через год после Победы - 9 мая 1946 года. Дома ждала жена - уроженка д.Ярцево - Проказова (Иванова) Пелагея Ивановна (видимо отсюда ошибка). А 19 апреля 1947 года в д.Пашнево родился мой отец Проказов Иван Васильевич (19.04.1947 - 27.12.2015г.)

В архиве Министерства обороны нашлись материалы о моем предке военных лет.
Мой дед.jpeg

Точно не знаю, но рискну предположить, что мой прадед Никифоров Павел Никифорович (28.01.1891г.- 03.07.1958г.) тоже проживал в д.Пашнево.
Никифоров Павел Никифорович.jpg
Никифоров Павел Никифорович

со своей женой Никифоровой (Соколовой) Надеждой Прокофьевной (30.09.1893г. - 17.05.1968г.)
Соколова Надежда Прокофьевна.jpg
Соколова Надежда Прокофьевна.jpg (10.98 KiB) Просмотров: 7026

Почему у деда и прадеда разные фамилии расскажу ниже.
Проказов Сергей Иванович
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 05 ноя 2020, 11:16
Откуда: Ленинградская обл., Гатчина

Пред.След.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22