Удомельская газета 5.02.21 опубликовала очередную пространную статью А.Серякова, из которой можно выбрать 1 абзац полезной информации для читателей нашего форума. Там пересказывается статья Леонида Иванова из неизвестной газеты, где Иванов рассказывает о своей встрече в Омске с народным артистом СССР Александром Ивановичем Щёголевым, который тогда признался Л.Иванову, что никакой он на самом деле не Александр, а Виктор, сын того самого раскулаченного Александра Васильевича Щёголева. Он покинул Паношино в 1926 году. Его отец владел землёй от Паношино до Саниково и далее до Корытово – фактически, где теперь располагается большая часть нынешней новой Удомли.
Добавлю, что Алексей Серяков допустил ошибку, написав, что Дом культуры якобы располагался в 2-х этажном доме
Гудовского. На самом деле (как пишет не любимый Серяковым Виноградов в своей
книге про Удомлю, с.6), дом Алексея Кирилловича Гудовского располагался напротив старой почты, сгоревшей в 1998г, он был одноэтажный, со светёлкой, и вроде бы сохранился, но в сильно перестроенном виде.
А двухэтажным было здание почты напротив, которое первоначально тоже принадлежало Гудовскому и которое (по Виноградову) Гудовский сдавал почте в аренду. (Фотографий почты мне, к сожалению, не известно.) А кирпичный склад Гудовского был изначально одноэтажным, второй этаж был надстроен в 1936г, из кирпича церквей в Ивановском и Николо-Стане (Виноградов, с.10)
Ну и не рассказал Алексей Викторович, к сожалению, о важных обстоятельствах, связанных с выселением Щёголева из его дома… А ведь его не просто так репрессировали, а за активную защиту церкви в Паношине от закрытия, ведь он был старостой этого храма! Далее пересказываю с сокращениями рассказ игумена Дамаскина (Орловского)
https://drevo-info.ru/articles/4375.html
- !926, похороны у Паношинской церкви, фото из книги Б.К.Виноградова
Щёголева и священника (Дмитрия Беневоленского) арестовали 16 января 1929г за проведение 28 октября 1928 года богослужения "
с целью возбуждения суеверия в массах населения для извлечения таким путем материальных выгод" (цитата из обвинения). Здесь была традиция: в конце октября села объезжали монахи из Николо-Теребенского монастыря с иконой Николая Чудотворца. В Паношино крестный ход прибывал 28 октября, торжественно служился молебен, а затем с иконой ходили по домам.
В конце двадцатых годов власти стали закрывать последние монастыри, и хотя в октябре 1928 года монахи в Николо-Теребенском монастыре еще служили, но по округе стало известно, что в этот год они с иконой не пойдут, ожидая закрытия монастыря. Прискорбно было для верующих нарушить традицию и отказаться от крестного хода. В местном храме была своя икона Николая Чудотворца, переданная сюда из закрытого в 1925г Вышневолоцкого Казанского монастыря. Собрался приходской совет, где староста предложил провести молебен и обход домов с этой (местной) иконой. И крестный ход состоялся, 28 октября.
Но поскольку коммунисты проводили усиление гонений на церковь, то в середине января 1929 года в местной газете появилась статья, где местные власти обвинялись в бездействии. "
… ячейка ВКП(б) знала. Все знали, но мер против такого безобразия не приняли... А паношинский поп речь верующим загнул: "Не попадайтесь, овцы, в волчьи зубы..." Волками он называл удомельских … партийцев. Сейчас, когда деревня выбирает советы, нужно зорко следить за поповскими проделками" [Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 5612-С. Л. 46.].
После появления статьи о. Дмитрий и староста были арестованы и заключены в Тверскую тюрьму. Прихожане
несанкционированно (!) собрали сельский сход, где подписали прошение к властям: "
Мы, граждане села Паношина... в количестве тридцати двух человек, бывших на сельском сходе... имели суждение об аресте настоятеля храма села Паношина священника Дмитрия Беневоленского и церковного старосты гражданина села Паношина Александра Щеголева, последовавшего вследствие обхода священником села Паношина в октябре прошлого года с иконой Николая чудотворца, взятой из местного храма … инициатива этого обхода … принадлежала церковному совету села Паношина и была произведена исключительно по желанию верующих, но никак не по инициативе церковного старосты гражданина А. В. Щеголева и священника Беневоленского, и что священник Беневоленский совершил … обход единственно по желанию верующих, … священник Беневоленский … лишь после усиленных просьб прихожан объявил последним о своем отказе от уплаты ему... какого-либо вознаграждения за эти молебны. И действительно, им ни от кого не было взято ничего за эти службы. … сход постановил возбудить ходатайство перед властями об освобождении священника Беневоленского и гражданина Щеголева из-под ареста, как основанного на неправильных данных. В случае необходимости поручительства, все нижеподписавшиеся граждане дают свое поручительство как за священника Беневоленского, так и за гражданина Щеголева".
29 января дело было передано в суд Вышневолоцкого уезда, и 16 апреля состоялось заседание. Секретарь суда записал: "
… Подсудимый Щеголев Александр Васильевич виновным себя не признал, подтвердил, что по селу Паношино икона Николая из Теребени ходила лет 60 подряд из года в год. В нынешнем году стал ходить слух, что с иконой из Теребени ходить не будут. Недели за две до время хождения Теребенской иконы ко мне стали ходить верующие, фамилии их назвать не могу, так как забыл, и просили меня просить священника, чтобы произвести хождение со своей иконой... Икона была обновлена, и с нею ходили по селу Паношину по примеру хождения в прошлые лета Теребенской иконы".
Суд счел обвиняемых виновными и приговорил священника к штрафу в размере ста рублей, а старосту к шести месяцам заключения. Сыновей священника в это время исключили из школы как детей лишенцев.
4 января 1930 года правление колхоза в селе Паношино постановило начать кампанию по закрытию храмов в селе Паношино и Николо-Стан. На следующий день председательствующий на этом собрании член правления Вихров, проходя по селу, с насмешкой говорил женщинам, что 9 января будет снимать с паношинской церкви колокола.
В сочельник, 6 января, руководство колхоза устроило расширенное заседание членов колхоза, на котором присутствовали, однако, не все колхозники, а кого власти сочли нужным позвать, чтобы провести желательное для себя решение. На собрании обсуждался вопрос о необходимости приобретения для колхоза трактора и изыскании для этого средств, которые можно было бы получить, по уверению правления колхоза, если снять с церкви колокола.
7 января, в самый день праздника, член правления Семен Вихров и колхозные активисты Иван и Татьяна Голубевы пришли в храм во время рождественского богослужения и, став посреди храма, начали кричать: - Нам церковь не надо! Звону тоже не надо! Давайте снимем колокола! Мы вам все рано служить не дадим!
Прихожане ответили им: - Церковь наша, так что вы сюда не мешайтесь, - и, обращаясь к священнику, сказали ему, - а вы, батюшка, служите.
Тогда вошедшие приступили к священнику и стали кричать: - Мы вам служить не дадим, мы сейчас вашу церковь закрываем!
- У вас есть разрешение РИКа на закрытие церкви? - спросил о. Дмитрий. Разрешения не оказалось, и безбожникам на этот раз пришлось удалиться.
Однако весть о том, что безбожники намерены закрыть храм и уже приходили в день праздника Рождества Христова, облетела все деревни прихода, и поскольку Семен Вихров сказал, что они собираются закрыть храм 9 января, то к пяти часам вечера этого дня в село Паношино пришла толпа около двухсот человек, в основном женщины, которые стали требовать, чтобы было проведено общее собрание по вопросу закрытия храма. В дом Вихрова была послана делегация, которая потребовала от него, чтобы он пришел на собрание. Увидев, что собравшиеся не отступятся от своих требований, он вместе с ними пошел в село Удомля, где был расположен клуб и куда пришли представители местных властей.
Власти сделали попытку начать обсуждение, но с тем, чтобы непременно склонить верующих к согласию снять колокола и закрыть храм. Но как только ставился этот вопрос, собравшиеся заявляли решительно и непримиримо: "Не хотим обсуждать закрытие церкви и не дадим ее закрывать".
На следующий день член правления колхоза Вихров и местный коммунист, в доме которого снимал комнату о. Дмитрий, написали в Удомельское ГПУ заявление. … Вскоре после этих событий, 5 февраля, о. Дмитрий был арестован. … был сослан на три года в Северный край. Позже протоиерей Дмитрий Беневоленский был расстрелян в 1937г.
Вот при каких обстоятельствах был реквизирован дом Щёголева, а сам он - раскулачен. Его дальнейшая судьба мне не известна, и если вдруг кто знает её - прошу сообщить.