Ну-с, попробую написать отчет о сегодняшней нашей поездки в наш "Таёжный тупик".
В сельсовете мы днём никого не застали, все были в Удомле, и поехали в Токариху сами.
Свернув на Токариху, мы вскоре остановились перед большой грязью на пересечении дороги с ручьём. Колея была глубиной сантиметров 30, в жиже были заметны следы чужого буксования, накиданы ветки, поэтому мы не решились ехать дальше, а решили оставить машину и перенести груз в руках.

- Размытая дорога на пересечении с ручьём

- Гуманитарный груз
Римма успешно выполнила сложную дипломатическую задачу не испугать Анну Васильевну, потому что нас она могла и не помнить, а чужой человек в этой глухой деревне - это потенциальная опасность. После установления контакта мы выгрузили гуманитарный груз.

- Выгрузка груза. Анна Васильевна: "Ой, не фотографируйте меня, я плохо одета!"

- Когда-то здесь было электричество... А ныне в 20 км от АЭС люди живут без него.
Затем вместе с Васильевной пошли к Кондратьевне. Та почти глухая, ей скоро исполнится 91 год.

- У дома Кондратьевны. Посмотрите, как покосилось крыльцо!

- Выгрузка гуманитарного груза Кондратьевне
У Кондратьевны отец, похоже, служил в жандармерии, если я правильно понимаю его форму на старинной фотографии, висящей на стене.

- Отец Анны Кондратьевны. Фото на стене дома.
Из беседы с бабушками мы узнали, что у обоих из них есть родственники.
У Анны Васильевны - две дочери, обе живут в Питере (мы записали их телефоны), работают, приезжают раз в год в отпуск. Звали к себе, но Васильевна не хочет ни в какую - "здесь помирать буду!". Бабушка о дочерях отзывается хорошо, говорит, что помогают. Но в то же время огород у неё - совершенно зарос, хозяйка на вопрос призналась, что уже 3 года не может им заниматься огородом сама, и дочери, видимо, тоже не могут даже картошки посадить и выкопать - Васильевна была рада привезённой нами картошке, по которой уже соскучилась. И ещё жаловалась Васильевна на протекающую у трубы крышу - не знает, куда обратиться, чтобы ей помогли эту крышу починить (за плату! бабушка получает пенсию). Видимо, и в этом дочери с мужьями не могут ей помочь.
У Анны Кондратьевны родственники в Колпино под Питером, но уже пенсионеры, поэтому приезжают часто, уехали недели 3 назад. Видно, что огород возделан, но в то же время крыльцо настолько уже покосилось, что даже нам было трудно идти по нему, а каково бабушке в возрасте 91 год, двигающейся только с палочкой? В отличие от Васильевны, у которой в доме есть даже баллоны с газом, у Кондратьевны этого богатства нет, и на вопрос, как она себе готовит, был ответ, что никак... Ест холодную пищу...

Вообще, надо отметить, что бабушки
ни на что не жаловались, всё у них есть. Вот вчерась с сельсовета приезжали, поздравляли с днём пожилого человека, привезли им какой-то кексик, взяли заявление о голосовании на дому, и они теперь ждут дня голосования. (Глупо спрашивать, за кого они будут голосовать, они вряд ли кого знают вообще, за что им подскажут "люди с большой земли" - за того и проголосуют, им же потом зимой надеяться на этих людей, чтоб их не бросили, дорогу к ним расчищали...)
Про автолавку сказали, что проезжала к ним. Лавка ездит по пятницам, она для них - ниточка к жизни, к большой земле. Больше, чем просто магазин - социальная служба и служба новостей и окно в "большой мир". Отношение интересное: мы им привезли продуктов, а они огорчаются: вот, теперь ничего не надо покупать, а как же не покупать - автолавка приедет, и если они у них ничего не купят, то те обидятся и в другой раз могут не приехать... Бабушки этого очень боятся!
Про строителей, разбивших им дорогу, очень жаловались, но так, по-деревенски, безнадёжно, как на плохую погоду или вымирание деревни... Жаловались просто так, не надеясь, что что-то исправится.
Спрашивал про воду - как зимой? Говорят, топят снег на печи, и снеговую воду и пьют, и стирают, и моются... Я спросил: "Как в войну?" "Да, - просто призналась мне Васильевна.
Спросил их про интернат - говорят, ни за что не поедут никуда. Ждут смерти и даже просят её поскорее, чтоб больше не мучиться.
Я снял несколько фрагментов видео, вставлю их сюда чуть позднее.

- Разъезженная улица заброшенной деревни

- Дорога жизни. Для этих бабулек - именно так.
На обратном пути мы застали перед Еремково самосвал (с номером 98-го региона, фото у Риммы) и экскаватор у обочины. Опознав их по рассказам бабушек ("только вчера уехали") мы спросили, они ли это разбили дорогу в Токарихе. Мужики сознались. Оказалось, "благодетель" бабулек - ООО "Цезарь", во главе которого стоит Ясинский Юлий Юльевич, телефончик его тоже записали.
Позже мы смогли таки застать работающей Еремковскую сельскую администрацию и поговорили с зам. главы Раисой Сергеевной Ивановой. Она побывала в Токарихе вчера, проблему дороги видела, обещала побеспокоить этого Ясинского о ремонте, но как-то без энтузиазма обещала, вряд ли веря в собственные слова, что с него можно будет чего-то добиться, кроме обещаний... Сказала, что Интернат бабушкам предлагали, но те отказались. Обещала пожурить детей Кондратьевны, что не могут починить бабуле крыльцо. Обещала подумать, кто мог бы помочь Васильевне с ремонтом крыши. Вообще, наши слова про Интернет, в котором кто-то интересуется какой-то там Токарихой, были восприняты очень серьёзно. Или это грозный фотоаппарат Риммы произвёл впечатление - не знаю. Хотелось бы верить, что власть не забудет двух старух, живущих уже 10 лет без электричества под сенью атомного гиганта... Хотелось бы, но слишком мало на это надежд.