Как исследовать генеалогию крестьян (на примере С.Д.Дрожжина

Поскольку главный форум имеет географическое ограничение тематики, а периодически возникают темы, интересные нашим краеведам, но о событиях, происходящих за пределами Вышневолоцкого и Корчевского уездов Тверской губернии, то для этих тем создан этот раздел.

Модератор: Алексей Крючков

Как исследовать генеалогию крестьян (на примере С.Д.Дрожжина

Сообщение Ирина Топунова » 07 дек 2018, 22:23

Доклад для краеведческой конференции в Завидово 4 декабря 2018 г.

При копировании нижеизложенного материала прошу ссылаться на автора.
сокращения в тексте:
МК - метрические книги;
ИВ - исповедальные ведомости

Я расскажу о своей работе как генеалога на примере исследования родословной Спиридона Дмитриевича Дрожжина.
Что такое генеалогия? Геналогия — это наука об истории рода и родственных связях.
В своей работе генеалоги используют большое количество источников информации, но главные источники - это сведения исторических архивов. Только в архивных документах можно получить достоверную информацию. Только в архивах раскрываются или опровергаются многие семейные легенды.
Главными архивными документами в крестьянской генеалогии являются метрические книги, ревизские сказки, исповедальные росписи, писцовые и переписные книги.
1.jpg

При изучении родословной Дрожжина мною были использованы документы трех главных исторических архивов страны — Московского, Тверского и Архива древних актов, и, конечно же, была тщательно изучена автобиография самого поэта.
Работа была сложной ввиду того, что жители Низовки проживали на территориии Тверской губернии, а прихожанами являлись церкви, находящейся в Московской губернии. В результате многие документы оказались разбросанными по 2-м архивам — Московскому и Тверскому.

С чего начинается генеалогический поиск? Конечно, с поиска подлинного документа о рождении. Почему? Потому, что крестьяне не знали точную дату своего рождения. Обычно они знали только день тезоименитства, т. е. день именин, а дату рождения крестьяне ассоциировали с каким-то событием в семье, праздником, посевом, сенокосом, сбором урожая и т.п. Даже при всеобщей паспортизации страны в 1930-х годах дату рожденя в паспорте чаще всего писали со слов или же только год, ставя прочерк вместо дня и месяца.
Наверняка, многие слышали от своих дедушек и прадедушек, как те "приписывали" себе года, чтобы скорее начать самостоятельную жизнь.

В своей автобиографии поэт пишет: « Я родился 6-го декабря 1848».
Берем в архиве метрическую книгу приходского Воскресенского храма, что на Шоше, за 1848 г. (ф. 160 опись 1 дело № 15333), находим декабрь.
2 - л. 1836об..jpg

Что мы видим?
3.jpg

Запись № 6 говорит нам о том, что Дмитрий Спиридонович родился 7 декабря 1848 г.
Крестьянин, конечно, мог узнать точную дату своего рождения. Для этого надо было лишь обратиться в Духовную Консисторию и,заплатив госпошлину, взять «Выпись из метрической книги», аналогичную современному свидетельству о рождении.
Вот пример выписи:
ВЫПИСЬ И МК.jpg

В этом случае на полях метрической книги обязательно делалась пометка, что выпись выдана.
Здесь рядом с метрической записью такой пометки нет. Значит, поэт за ней никогда не обращался и ТОЧНОЙ даты своего рождения, как и все крестьяне, знать не мог. Если бы он обратился за выписью из метрической книги, то в его паспорте стояла бы дата рождения — 7 декабря.
В метрической книге имеется другая пометка, произведенная после смерти поэта, уже в 1938 г. о выдаче справки. В те 30-е годы, годы репрессий и гонений на церковь, советский сотрудник архива, не очень компетентный в чтении подобных церковных документов, мог при выдачи справки указать датой рождения цифру в 1-й колонке. Эта цифра - «6». Но это не дата рождения, а № записи в метрической книге за 1848 г.

Смотрим документ далее.
Родителями поэта указаны крестьянин д. Низовки Дмитрий Стефанов и его законная жена Агрипена Васильева,
восприемниками (т. е. крестными ) при крещении были «той же деревни Никифор Антонов и крестьянина Стефана Стефанова дочь девица Пелагея».
Обращает на себя внимание, что отчества в документе оканчиваются не на «ич», как принято в наше время, а на «ов» и «ев». Почему?
Дело в том, что до 1917 г., до отмены сословий крестьяне, как низшее сословие, не имели права писаться с отчеством на «-ич».
Право писаться с отчеством на «ич» было привилегией только знатных людей .
Начиная с XVI века этой привилегией пользовались только самые знатные вельможи, в основном князья. Позднее, при Екатерине II написание отчеств в официальных бумагах приводилось в соответствии с табелем о чинах и рангах. В специальной "чиновной росписи" сказывалось, что "отчество особ только первых пяти классов следует писать с окончанием - ич, отчества лиц шестого, седьмого и восьмого классов с окончанием - ов или -ин, для всех же прочих чиновных лиц отчества не указывать".
На территории нашего Конаковского района было много помещиков, но лишь немногие имели такую привилегию — это Гагарины, Нарышкины и некоторые другие.
До начала 19 в. после отчества всегда добавлялись «сын» или «дочь». Пример: Иван Петров сын, Марья Васильева дочь.

Анализируем документ далее.
Поэт крещен на следующий день 8 декабря, как и принято было в то время.
По православным традициям в отличие от католических детей было принято крестить в любое время в течение 40 дней.
Церковь отдавала предпочтение 8 и 40 дню со дня рождения. Это связано с традициями еще в ветхозаветные времена.
8 -й день от рождения — день имянаречения. Именно в этот день Иисусу, как и всем мальчикам - иудеям, сделано обрезание и дано имя Иисус.
На 40 -й день родители благодарили Бога о даровании им ребенка, и мать получала после родов право входа в храм после очистительной молитвы. Именно на сороковой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица и старец Иосиф принесли младенца в храм.
А что же на практике? Исследования показали, что в южных регионах России традиция крестить на 8 или 40 день сохранялась очень долго. В наших суровых краях при огромной детской смертности, конечно, старались окрестить младенца как можно раньше.
Все зависело от состояния здоровья ребенка и конкретной ситуации в семье.
Я провела анализ даты крещений по нескольким губерниям в разные периоды времени. Результаты абсолютно одинаковы.
Так, в 18 в. об этом судить нельзя, т.к. в метрических книгах указывалась только одна дата при обращении в храм.
Указывать и дату рождения, и дату крещения начали в конце 18 в. Посмотрим, к примеру записи за 1791 г. Дата крещения указана в тексте.
6 - 1791 Сучки  - 4-6 д.jpg

Здесь видно, что детей крестили на 4, 5, 6 день - когда родителям было удобно. К примеру, А.С. Пушкина крестили в 1799 г. на 12 день от рождения, о чем имеется запись в метрической книге Елоховского собора Москвы, родился 26 мая, крещен 8 июня.
Ко дню крещения родители и все родственники готовились очень тщательно. Самое главное – правильно выбрать крёстных. Ведь крёстные играли огромную роль в жизни ребёнка, они практически наравне с родителями участвовали в жизни и судьбе ребенка. Мало того, крёстные – это духовные наставники, опора и поддержка своих крестников.
Крестьянам было очень престижно, когда ребенка соглашался крестить сам барин, а у дворян сам царь и члены его семьи. Так Спиридон Дмитриевич писал в автобиографии, что его отца крестил помещик.
Что же было в те 40 - е годы 19 века , когда родился Спиридон Дмитриевич. Анализ МК разных губерний показал, что в середине 19 в. чаще всего крестили детей на следующий день, как и Спиридона Дмитриевича.
Примеры:
Воскресенская церковь 1854 г.
7 - 1854 - Воскр. - 2-й день.jpg

1867 г.
8 - 1867 - 2 д.jpg

1875 г.
9 - 1875 - 2 д.jpg

Аналогичные примеры можно привести по всем соседним приходам - Завидово, Новое, Мелково, Борки и мн. др.
И только ближе к концу 19 в. в некоторых приходах стали крестить на 3-й день - в память о Воскресении Христа из мертвых.
Но ! Если ребенок рождался слабым, его крестили в 1-й же день рождения.
Мало того, если ребенок был крайне слабым, была угроза его жизни, родители боялись, что младенец умрет некрещенным, его сразу же крестила повивальная бабка. Если же рядом не было и ее, крестил любой православный христианин, принимающий роды.
Если ребенок умирал, он уходил в мир иной крещенным.
Если выживал, таинство крещения заканчивал священник миропомазанием.
Такое крещение называется "крещением мирским чином" или "ради страха смертного".
В метрической книге так и писали, что ребенок крещен повивальной бабкой или христианином (указывалось его имя, место жительства), что священником произведено только миропомазание. Имя писали то, что дала повивальная бабка.
Вот примеры из метрических книг г. Корчевы за разные периоды времени.
18.jpg

19.jpg

Вернемся к МК. Впервые они были введены Петром I в 1722 г. Форма ведения в разные годы была разной. Но всегда состояла из 3-х частей:
1 часть - о родившихся. Здесь указывались имя ребенка, обычно по святцам, дата его рождения, крещения; родители, их сословие, место жительства. Также сведения о восприемниках (крестных), их сословие, место жительства.
2 часть — о бракосочетавшихся.
3 часть - об умерших. Писали, кто умер, его место жительства, возраст, сословие, причина смерти, на каком кладбище погребен и когда.
Рассмотрим подробнее вторую часть - о бракосочетавшихся на примере записи о браке Спиридона Дмитриевича от 1875 г.
20 - брак Дрожжина.jpg

21 -  брак Дрожжина 1875 г 160-15-156 а.jpg

Как мы видим, возраст жениха указан не точно. Это еще раз подтверждает то, что он не знал точной даты своего рождения.
В отличие от записей о рождении, где дата была точной, в записи о браке у крестьян часто возраст указан приблизительно, ведь крестьяне не знали точную дату своего рождения. Год ± ничего не решал, главное, чтобы жених и невеста достигли брачного возраста.
В разные периоды времени брачный возраст был разным.
Указом Синода от 1714 г. брачный возраст для женщин был установлен в 13 лет, для мужчин в 15 лет. Указом Николая I в 1830 году брачный возраст был повышен на три года для обоих полов. Кроме того, в дореволюционной России был установлен предельный брачный возраст - 80 лет. Для вступления в брак лиц старше 60 лет требовалось иметь специальное разрешение архиерея.
Как священник узнавал, достигли ли жених и невеста брачного возраста?
Для этого существовал так называемый «брачный обыск».
Это интереснейший документ, который составлялся до венчания. В нем жених и невеста, их родители и будущие поручители (свидетели) клянутся в церкви, что брачующиеся достигли брачного возраста, находятся в здравом уме, «не состоят в духовном, плотском и свойском родстве» и вступают в брак не по принуждению. После составления брачного обыска происходило трехкратное оглашение события в церкви и назначалась дата венчания.
Фрагмент из документа образца конца 19 в.
фрагмент документа.jpg

К сожалению, по Тверской губ. таких документов крайне мало, они массово уничтожались, как ненужные, в первые годы советской власти.
Для данного брака точный возраст не имел значения, ведь жениху было далеко за 18. У невесты указан более точный возраст — 20 лет, он подтвержден многими другими документами по с. Новому.
В своей автобиографии Дрожжин пишет, что венчался с Марией Афанасьевной Чуркиной. На самом деле, как показали исследования, фамилия семьи Марии Афанасьевны на тот момент была — Тихоновы. Фамилия происходила от имени их предка Тихона сына Васильева, жившего еще в 18 в.
Интересна запись о смерти Тихона. Он умер 3 декабря 1810 г. в возрасте 100 лет.
К концу 19 в. прозвище Тихоновы у этой ветви Марии Афанасьевны заменилось на Чуркины. Но на период венчания ее семья еще носила прозвище Тихоновы.
Почему Тихоновы стали Чуркиными?
Дело в том, что фамилий как таковых, у крестьян, особенно принадлежащих помещикам, не существовало, по многим селениям аж до 1917 г. Были «мирские прозвания», которые часто менялись в зависимости от рода деятельности крестьян, образа жизни, привычек и даже внешнего вида. Так, к концу 19 в. прозвание Тихоновы у ветви Марии Афанасьевны заменилось на Чуркины. Причем первым получил это прозвание ее брат Петр. Все другие Тихоновы с. Нового, ныне Свердлово, до сих пор носят прежнюю фамилию.
Смена прозваний у крестьян была обычным делом.
Так сама фамилия (прозвание) Дрожжины до 1875 г. во всех документах писалась --- ДРОЖИНЫ.
Один из примеров - запись от 1873 г.:
ДроЖины.png

Сейчас трудно сказать, что это — неграмотность дьячка или же на самом деле фамилия была несколько другая с корнем «дрож».
Смена фамилий — прозваний наблюдается и у других членов семьи.
Так, муж Дарьи Спиридоновны Василий Павлович до 1897 г. носит фамилию (прозвание) Молоканов и с этой фамилией венчается в 1896 г. А уже через 2 года во всех документах 1898 г. Дарья Спиридоновна числится уже женой Василия Павловича Новожилова. И во всех дальнейших документах о рождении у нее детей Дарья Спиридоновна и Василий Павлович — Новожиловы.
22. - брак Дарьи Спир 1.jpg

Другой зять Спиридона Дмитриевича, отец Валентина Семеновича Морева, тоже носил другую фамилию, даже две фамилии - Мареев и Марин.
Мареев.png

Марин.png

По воспоминаниям семьи Валентина Семеновича эта фамилия не очень нравилась поэту и он посоветовал сменить ее на Морев, что тот и сделал.
Исследования также показали, что многие крестьяне носили одновременно 2 фамилии (прозвания) , одна из них - родовая, шла с древних времен, другая приобреталась в течение жизни. В документах писали то одну, то другую, то через дефис или просто, к примеру, Брунов, он же Громов; Шабашов, он же Кутин; Зимин, он же Любовин.
Причина этого сотояла в том, что семьи были многодетные, родовые древа ветвились, и односельчане для отличия, к примеру, одного Алексея Шабашова от другого Алексея Шабашова, давали им разные прозвания. Особенно в этом была нужда, когда в одной семье было несколько детей с одним именем, 2-3 Ивана, 2-3 Авдотьи и пр. Детская смертность была настолько высокая,что не задумывались при даче имен, хоть один Иван да выживет! Имена крестьянам старались давать по святцам.
По несколько детей Иванов было почти в каждой крестьянской семье. Одного звали Иван Большой, другого Меньшой. А бывали еще и Иван Средний.
Это кстати не только в крестьянских семьях. Но и в боярских. Так, владельцами д. Плоски и Карачарово были Иван Большой и Иван Меньшой Голенищевы — Кутузовы.
Посмотрим древо Дрожжиных по материнской линии.
древо по матери, фрагмент.png

что мы видим? Одновременно три Ивана в семье.
Чтобы отличать детей с одинаковыми именами, их называли или разными уменьшительными именами или просто одного Ванькой, другого «малой» и т.п.

Помимо МК были проанализированы исповедальные ведомости и ревизские сказки по д. Низовка.
Что такое исповедальная ведомость? Это документ, куда священник заносил всех членов семьи с указанием возраста и пометкой, были ли они на исповеди. В случаи неявки писалась ее причина. Наиболее частые - «по малолетству», «за отлучкою», редко «за нерадением».
Исповедальные ведомости часто писали неточный возраст, приблизительный. Самый точный возраст можно узнать только по МК в записи о рождении. Сама по себе ИВ для генеалогов ценна тем, что там перечислена вся семья.

Очень ценным документом для исследований являются ревизские сказки (подушные переписи) податного населения. Проводились они Казенной Палатой для налогооблажения. За утайку душ ответственные за перепись строго наказывались.
Помещик назначал самых ответственных крестьян проводить ревизию. Это были староста деревни и выборный от сельчан.
В России ревизии начали проводить во времена Петра I. Начиная с 1719 г. было прведено 10 ревизий, последняя в 1857 - 1858 гг.
Ревизии позволяют проследить историю семьи с 1719 по 1858 гг. Указаны члены семьи, их возраст. Откуда, куда и когда переводились крестьяне, кого купили, кого продали, кого подарили, кого отдали в рекруты, кто в бегах.
Можно увидеть всех участников войны 1812 г.
Благодаря ревизиям можно увидеть опровержение семейной легенде о том, как бабушку поэта по линии матери обижал свекр, из-за чего она была вынуждена с детьми уйти из дома и жить в хижине. На самом деле свекр бабушки Андрей Лукьянович геройски погиб на войне 1812 г еще до ее замужества. А плохо относился к ней видимо брат рано умершего мужа, которому она со своими 4-мя детьми была в тягость.
2 и 6 ревизии были были только по мужскому населению, остальные по всем членам семьи. Самыми интересными для генеалогов являются 3, 4 и 5 ревизии, где подробно указано, откуда у крестьянина взята жена, куда и за кого выдана замуж невеста.

До 1719 г. в Росии периодически проводились поземельные описи, составлялись писцовые и переписные книги.
В переписчики назначались ответственные бояре. По Тверскому уезду писцовые и переписные книги сохранились с 16 века. Помогали переписчикам старосты деревень и выборные люди, которые на Святом Евангелии клялись, что будут говорить только правду, не утаят ни одного младенца, ни одного беглого.
Первые упоминания о предках поэта можно встретить в писцовой книге 1677 г., которую составляли боярин Михайло Никитин сын Чириков и подъячий Иван Андреев сын.
В этой писцовой книге рассказывается как бывшая пустошь Низовская заселялась крестьянами, приведенными из Слободки Мелкой (будущего села Мелково). Среди них предок поэта - пращур Офонка Матвеев сын. Вот от этого Офонки Матвеева через века тянется род Дрожжиных. Удалось составить 9 колен до Спиридона Дмитриевича.
Также мною составлено древо по всем ветвям рода, по материнской линии + по жене.
колена рода.png

по отцу 1.png

по отцу 2.png

Все материалы по исследованию родословной поэта изложены в моей книге, изданной Тверским университетом в 2016 г. Огромную помощь в организации издания книги оказал родственник поэта, безвременно ушедший в 2017 г. Игорь Александрович Дрожжин.

Изучая писцовые и переписные книги, ревизские сказки, я проследила историю самой д. Низовка. Увидела, как она из пустоши превращалась в деревню, кем она заселялась, кто владел деревней. Увидела судьбу многих помещиков и судьбу деревень.
Так, трагична судьба помещиков Безобразовых, которые владели деревней почти весь19 в.
В 1800 г. владелец Низовки Василий Петрович Остафьев завещал деревни Низовка и Коченятино своей внучке Елизавете Петровне Глазовой. Елизавета Петровна вышла замуж за участника войны 1812 года, Московского губернатора, Действительного Статского Советника Григория Михайловича Безобразова.
26. Безобразов_Григорий_Михайлович.jpg
26. Безобразов_Григорий_Михайлович.jpg (23.54 KiB) Просмотров: 15516

В браке у них родилось 8 детей.
Казалось, блестящая партия, хорошая семья. Но вскоре несчастья одно за другим приходят в семью Безобразовых. Умирает Елизавета Петровна. Исследования показали, что именно после смерти Елизаветы Петровны деревня Коченятино переименовывается в Елизаветино.
Дети тоже умирают друг за другом.
Если в 1834 г. Низовка числится за Григорием Михайловичем Безобразовым и его пятью сыновьями — Петром, Михаилом, Алексеем, Александром и Василием, то к 1950 г. в семье Безобразовых в живых остаются только трое сыновей — Петр, Михаил и Василий. Причем дальнейшая судьба благополучно складывается только у Василия (исследования показали, что Василий Безобразов — прямой предок Никиты Михалкова и Андрея Кончаловсого). Низовка и Елизаветино достаются по наследству Михаилу Григорьевичу, который сходит с ума.
По последней ревизской сказке 1857 г. деревня принадлежат «тверскому умалишенному помещику» Михаилу Григорьевичу Безобразову.
В 1858 г. происходит «описании имущества умалишенного помещика Михаила Григорьевича Безобразова» в соседней деревне Елизаветино.

Работая в Московском историческом архиве, я обнаружила очень интересные документы о строительстве в д. Низовка часовни. После спасения царской семьи во время крушения поезда в 1888 г. под Харьковом в России начался настоящий бум строительства часовен и церквей в честь чудесного спасения. В архиве огромное количество дел и чертежей этих строений. Я сделала копию дела о строительстве низовской часовни со всеми чертежами и передала в музей, где можно с ними ознакомиться.
Один из чертежей:
27. фасад часовни.jpg
27. фасад часовни.jpg (42.27 KiB) Просмотров: 15516
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 358
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Re: Доклад для конференции 4 декабря 2018 г.

Сообщение Елена Павлова » 20 дек 2018, 22:18

Хороший доклад. Много документов. Колоссальная работа! Очень интересно!
У меня лишь два уточнения.
О крещении отца Дрожжина, Дмитрия Степановича, Ирина Витальевна пишет:
"Спиридон Дмитриевич писал в автобиографии, что его отца крестил помещик Безобразов. Но я пока этого документа не видела."
В Автобиографии 1905 года Дрожжин пишет про отца, что отцом-крестным пожелал быть "помещик, сопровождавший тело императора" в 1825 году. Фамилия помещика не названа. Вряд ли это был Безобразов, он не входил в свиту императора. Да и сам год рождения, как справедливо заметила Ирина Витальевна, вызывает сомнение.

Не соглашусь с выводом Ирины Витальевны о записи бракосочетания Дрожжина: "Как мы видим, возраст жениха указан не точно. Это еще раз подтверждает то, что он не знал точной даты своего рождения."
В 27 лет, имея на руках паспорт (без него Дрожжин не смог бы путешествовать по стране и записаться в Публичную библиотеку), будучи грамотным сам и имея грамотных отца и деда, Спиридон прекрасно осознавал свой возраст и понимал, что у него приличная разница в возрасте с 20-летней невестой. Поэтому в церковную книгу или закралась ошибка писаря, или умысел самого жениха, сократившего себе годы до 25.
В 1875 году Дрожжин уже печатается, ведёт дневник (с 1867 года), где достаточно точно указывает даты рождения родственников. Да и в Ревизиях и Исповедальных ведомостях (что приводит И.В. в своей книге) о возрасте Спиридона знают все родственники, чтобы доложить писарю.

Это лишь маленькое дополнение к очень ёмкому систематизированному качественному исследованию Ирины Витальевны. Здесь и история российской документации, русской статистики, и конкретная информация о нашем земляке.
Спасибо Вам огромное!!!
Аватар пользователя
Елена Павлова
 
Сообщений: 181
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 17:55
Откуда: Конаковский р-н, п.Новозавидовский

Сообщение Ирина Топунова » 22 дек 2018, 11:44

Замечание по поводу крестного Безобразова учла, спасибо. Но это не исключено. Безобразов не сопровождал процессию, но мог находиться в это время в своих владениях, через которые процессия проходила, как хозяин местных деревень и как Московский губернатор. Кстати, именно после прохождения похоронной процессии через Московскую губернию Безобразов получил взыскание за ненадлежащее состояние губернии.
По поводу остального дискуссию считаю нецелесообразной. В докладе все изложено четко.
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 358
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Сообщение Владимир Крутов » 20 мар 2019, 15:16

Случайно наткнулся на этот доклад. Считал себя "тертым калачом" и думал, что ничего нового не узнаю. Как же я ошибался! Нет, конечно что-то я знал, о чем-то догадывался, был кой-какой опыт. Но вот так разложить по полочкам! Обязательно возьму на вооружение. Спасибище огромное!
Аватар пользователя
Владимир Крутов
 
Сообщений: 352
Зарегистрирован: 06 окт 2012, 17:48
Откуда: Германия, Гамбург


Вернуться в Историко-краеведческие вопросы по Тверской области и России в целом

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

cron