Книги А. Королёва "На тихой Ворожбе" и "В надежде дружеской"

Раздел форума об источниках исторической (краеведческой) информации: литературе, сайтах, картах, архивах. Анонсы изданий, отзывы, обсуждение, критика.
Источники по всей Тверской обл. и России в целом (архивы, книги, сайты) перенесены в тему viewforum.php?f=19

Модераторы: Алексей Крючков, Балаблиха

Книги А. Королёва "На тихой Ворожбе" и "В надежде дружеской"

Сообщение Алексей Крючков » 26 ноя 2020, 22:25

В книге Виноградова прочитал положительный отзыв о книге Анатолия Королёва "На тихой Ворожбе". Стало любопытно, нашёл продажу этой книги в Интернете, заполучил её и вот, отвлёкшись от самого Виноградова, прочитал мигом, за два дня, "на одном дыхании".

Классная, лёгкая, добрая книга! Это, конечно, не историко-краеведческая литература, со ссылками на источники, с занудными поучениями заносчивых авторов с претензией на заумность... Это - скорее художественная литература: рассказ охотника, случайно оказавшегося в наших краях, полюбившего их, да так и привязавшегося к ним... А Венецианов - лишь небольшая примесь в повести, где герой, узнав о пребывании художника здесь, начитался в библиотеке книг про него, чуть ли не выучил его письма и стал думать о венециановских местах здесь, стараться посещать их.

Но в маленьких деталях, сказанных зачастую как бы вскользь, видна инженерная точность автора - ни разу ничего из исторических фактов не переврал, всё выделил главное, что было известно на те годы, всё сумел вплести в сюжет повести уместно, легко, интересно, даже интригующе подчас... Много свидетельств о жизни деревень в 70-е годы в тех краях, многих из которых уже и нет давно. Скромно написано, без претензий (краеведы так не умеют писать, им обязательно надо покрасоваться самим в своём тексте), и оттого в конце сомневаешься (когда герой повести неожиданно узнаёт, что является прямым потомком Агапа Богданова) - художественный ли это ход автора, или продолжение ряда достоверных документальных фактов?

В общем, советую почитать эту книгу всем любителям местной истории. Постараемся до конца года отсканировать её и выложить для скачивания на форуме.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3810
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

ошибки в книгах

Сообщение Алексей Крючков » 26 дек 2020, 14:57

Купил книгу Анатолия Королёва "В надежде дружеской", начал читать.
Здесь буду отмечать те случаи, где что-то в повести не соответствуют историческим фактам.
Это не беда для художественной литературы (в отличие от краеведческой, которая претендует на научность), но это надо понимать, ибо некоторые читатели, не знающие фактов, могут всё написанное принимать "за чистую монету".

Первое замечание касается книги "На тихой Ворожбе". Там в конце автор рассказывает, что является потомком Агапа Богданова и его жены Анисьи Лукьяновой. В телефонном разговоре он подтвердил мне это, что данные сведения не были художественным вымыслом. Я решил проверить это. Не помню сейчас, как жену звали в книге (её под рукой сейчас нет), но я проверил имя жены Агапа по метрикам, и оно не совпало с названным в книге - женой Агапа Богданова по Метрическим книгам была Мария Родионова, брак был зарегистрирован 15.10.1844г. А Анисьи Лукьяновой у Венецианова вообще не было! Была Анисья Николаева из Микашихи, но она была замужем за Михаилом Семёновым. Так что легенда это, а не исторический факт.

Книга "В надежде дружеской" начинается сценой приезда Венецианова на почтовом дилижансе в Вышний Волочёк. Сказано, что художнику 62 года, стало быть, речь идёт о 1842 годе.

1) Барина встречает слуга Никифор. Но у Венецианова не было таких слуг (т.е. дворовых)! По РС у него было только два Никифора - Дмитриев из Сливнева, которому в 1842г было 17 лет, и Иванов из Шишелова, которому в 1842г было около 13 лет. Барин, конечно, мог "мобилизовать" на встречу и не дворового, а обычного крестьянина, но какой в этом смысл, если есть дворовые? Чтобы вызвать из Сливнево человека, надо было послать из Сафонково за ним кого-то, а путь не близкий, зачем это? А во-вторых, неправильно называть слугой обычного крестьянина, не дворового.

2) Барина встречает также "саженного роста Агап" (Богданов). В том году ему было 17 лет, в этом возрасте подростки редко достигают максимального роста...

Но вот зато очень хорошо автор передаёт местную речь, местные словечки, построения фраз... Видно, что наслушался тут и запомнил это. И вообще, в целом, он довольно хорошо "в теме" находится, знает многие подробности из биографии Венецианова, и местной топографии. Так что книга эта в целом - полезная.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3810
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Книга А. Королёва "В надежде дружеской"

Сообщение Алексей Крючков » 30 дек 2020, 00:07

Дочитал я книгу Королёва "В надежде дружеской".
Эти две его книги - очень разные. "На тихой Ворожбе" - почти документальная, там он от первого лица пишет о местах и людях, что сам видел, а историю лишь вскользь упоминает. Вторая же ("В надежде...") - художественная, на тему более далёкую от автора, которую он знает хотя и неплохо, но ... всё же неполно и устарело. В целом книга добрая, добротная, для широкого круга читателей будет даже поинтереснее и полегче, чем иные научные изыскания по истории... Но коли читатель знает историю, то ошибки и неточности очень сильно бросаются в глаза! Например, миф о самоубийстве Лидии Милюковой (Сафоновой - Левенталь во втором браке) в 35 лет после гибели Сороки... И хоть автор и пишет про "народную молву", которая якобы и доныне "упорно связывает" чего-то там, но по моим наблюдениям, "молва" эта - вовсе не от местных жителей исходит, а скорее от заезжих писателей и журналистов (начиная с В.М.Сидорова), которым хочется написать чего-то эдакое, "душещипательное", "шоп слезу вышибало"... Вот и выдумывают, талантливо... ((

Где должна проходить граница между свободой творчества автора и вредом от выдумок, вольно или невольно искажающих исторические факты?

Вот, действительно интересная параллель: Григорий Сорока у Милюкова и Ларион Дмитриев у Венецианова. Первого все жалеют (и справедливо), ведь талант, ведь такая чувствительная душа на автопортрете!!! Хотя его даже не высекли тогда, а приговорили всего лишь к 3-дневному аресту! А Лариона - высек собственноручно Венецианов (по показаниям художника из материалов уголовного дела из Тверского архива)! И что, как Королёв изображает Лариона в своей повести? Жадным, вороватым, завистливым, потерявшим голову от любви и потерявшим благодарность к своему благодетелю-барину? Так ведь точно так же отзывался барин - Милюков и о Григории Сороке!!! А ведь и у Лариона есть потомки... И "поклёп", даже если нет иска пострадавших, всё равно остаётся клеветой...

Поэтому я затрудняюсь решить, допустимо или нет "художественное творчество", искажающее истину, в отношении реальных людей, живших ещё недавно... Лично мне раскапывание подлинных фактов доставляет гораздо больший интерес, чем чтение чьих-либо фантазий, которые часто далеки от истины... Хотя я вполне допускаю, что для читателей не искушённых, которым надо чтение попроще, эта книга будет более простой формой знакомства с жизнью Венецианова и его учеников, чем скучные занудные книжки местных краеведов, пытающихся нравоучительно рисовать картину сусального ангела, любившего крестьян, заботившегося о них всю свою жизнь, рисовавшего их, но вот почему-то так и не отпустившего на свободу ни одного из собственных крепостных, а продававшего их (даже разделяя семьи), сдававшего в рекруты, сёкшего (хоть, может, и единожды - не знаем сего достоверно)... И у которого дворовые девки рожали незаконнорожденных детей регулярно, а он их так и не выдавал замуж...

Подлинная история гораздо интереснее всяких выдумок! Потому что выдумывает историю - одна голова (и то подчас не самая умная), а подлинную историю творят многие люди, исходя из разных интересов, мотивов, из разного понимания друг друга... И потому историческое расследование чем-то близко к детективам - другому популярному жанру. Да ещё и интереснее его, ибо любой детектив - выдуманная история, а историческое исследование - история подлинная, всамделишняя! И отгадки заранее - никто не знает!

Посему я пришёл к такому выводу (лично для себя): Анатолий Королёв - хороший краевед и талантливый писатель. Но вот книга его "В надежде дружеской" больше подходит для детского чтения, для первого знакомства с Венециановым - без пафоса и нотаций, просто, душевно, по доброму... А для детей книжки и должны быть добрыми и простыми, как русские народные сказки (а не как современные мультики - ужастики). Для детей и им подобных взрослых. Как первый уровень познания.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3810
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля


Вернуться в Краеведческая литература по уезду и сайты. Анонсы, отзывы, обсуждение.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron