Книга "Венецианов в Сафонково" Виноградов Б.К. и Иванова Н.И

Раздел форума об источниках исторической (краеведческой) информации: литературе, сайтах, картах, архивах. Анонсы изданий, отзывы, обсуждение, критика.
Источники по всей Тверской обл. и России в целом (архивы, книги, сайты) перенесены в тему viewforum.php?f=19

Модераторы: Балаблиха, Алексей Крючков

Книга "Венецианов в Сафонково" Виноградов Б.К. и Иванова Н.И

Сообщение Виноградов » 20 окт 2020, 20:37

В год 240-летия А.Г.Венецианова вышла в свет книга о самом неизученном периоде жизни художника «Венецианов в Сафонково». Фундаментальный труд удомельских авторов Бориса Виноградова и Натальи Ивановой напечатан в виде подарочного издания при содействии Калининской Атомной станции.
книга обложка.JPG

Книга стала итогом 10-летней кропотливой работы в архивах, многочисленных экспедициях, встречах с искусствоведами, краеведами, жителями деревень, потомками священнослужителей и крестьян, хранящими до наших дней предания о жизни мастера. В книге детально, с указанием круга общения художника описана его жизнь на Тверской земле. Образ мастера предстаёт во всей его сложности и со всеми противоречиями, присущими каждому человеку, а талантливому особенно. В книге приведены материалы Русского музея, Третьяковской галереи, Тверской картинной галереи, многочисленные уточнения и даже открытия, подтверждаемые архивными документами. Впервые приведены уникальные документы, картины, чертежи, собственноручные записи художника и его современников. Обнаружен храм, в котором отпевали мастера. Подробно, на основании материалов уголовного дела, рассмотрены обстоятельства гибели художника и судьба его могилы.
книга стр 1.jpg

Несомненно, книга станет полезной не только тем, кто интересуется историей русской культуры и живописи, историей родного края, знаменитыми земляками и соотечественниками, но и работникам музеев, искусствоведам, организаторам туристических маршрутов. Книга поступит в библиотеки и школы Удомельского городского округа, направлена в Тверскую областную картинную галерею, библиотеки им. Горького и Герцена в Твери, в художественное училище, в Русский музей и Академию художеств в С.-Пб, в Третьяковскую галерею (г.Москва), в библиотеку и музей Вышнего Волочка, Бологое, Максатихи, Бежецка, Калязина, Кашина, а также многочисленным помощникам , бескорыстно собиравшим материалы.
Книга разворот.jpg

P.S. С черновыми редакциями отдельных глав рукописи этой книги читатели нашего форума уже имели возможность познакомиться ранее, в теме про Венецианово - viewtopic.php?p=13840#p13840
Виноградов
 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 20 сен 2010, 17:47
Откуда: Удомля

Сообщение Балаблиха » 21 окт 2020, 21:52

Скажите, пожалуйста, а в свободной продаже книга будет?
Где ее можно приобрести и какова ее цена?
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 878
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Моцарт и Сальери

Сообщение Алексей Крючков » 15 ноя 2020, 15:43

Приобрёл сегодня эту книгу у Виноградова, за 1200 руб. Он сказал, что тираж - всего 650 штук и в магазины он её пока сдавать не планирует.

Кстати, рассказал, что один местный крикливый активист-графоман всячески пытался помешать изданию книги, очерняя её и перед руководством КАЭС (выделившим деньги на издание) и настраивая некоторых чиновников местной администрации против издания (КАЭС деньги на издание перечисляла администрации, целевым назначением, и те чиновники, якобы, хотели вернуть эти деньги обратно станции). Если это так, то это очень подлое завистливое поведение, впрочем, вполне укладывающееся в классическую схему "Моцарт и Сальери".

Можно спорить со взглядами оппонента, можно пытаться опровергнуть доказательства - другими фактами, но пытаться "заткнуть рот" инакомыслящему, используя "административный ресурс" - как это в духе КПСС с его "соц. реализмом" (когда власти нужна была не истина, а лишь то, что соответствовало идеологическим задачам власти)!
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Содержание книги

Сообщение Алексей Крючков » 15 ноя 2020, 23:47

Содержание 1.jpg

Содержание 2.jpg

Содержание 3.jpg
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Мой отзыв

Сообщение Алексей Крючков » 19 ноя 2020, 23:03

Начал читать книгу Виноградова. Буду публиковать свои впечатления по мере прочтения.

1) В рекламе книги не предусмотрено никакой возможности её купить. Это - невежливо по отношению к потенциальным читателям, нехорошо! Понятно, что Борис Константинович - не коммерсант и не умеет организовать продажи. И всё же это - явный минус издания.

2) Стр. 5 - Луначарский подчеркнул необходимость выяснить соотношение биографии и творчества художника. Но если это было актуально с точки зрения искусствоведения, то тем более это должно быть актуально для краеведов! Но некоторым местным краеведам факты биографии не интересны... Мешают сочинять свои рассуждения о художнике, видимо...

3) Введение (стр. 4) – хорошо показана история изучения вопроса. Многие авторы не утруждают себя изучением чужих публикаций по теме, о которой пишут, поэтому и рождают «сенсации». По сути, это – не историки, а фантазёры на историческую тематику. Фэнтази такое.

4) Стр. 12 – очень хорошо показан перечень людей, оказавших помощь авторам. Это показывает фундаментальность их многолетнего труда. И как это контрастирует с тем, кто сочиняет свои «версии», сидя дома у компьютера!

5) Глава «учёба» (с.15) – несоответствие теме, продекларированной в заглавии книги. Редкие авторы умеют точно давать заглавия, отражающие содержание своих сочинений. По-сути, неумение формулировать заглавие показывает неумение обобщать у авторов…
На мой взгляд, не стоило авторам отходить от заявленной в названии книги краеведческой тематики (которую они знают хорошо), переходя на обширную тематику биографии художника вообще, о которой уже достаточно много написано.

6) Глава «служба» (с.17) – тоже некоторое отклонение от заявленной темы книги, хотя и меньшее, т.к. объясняет, почему Венецианов не охладел быстро к сельскому хозяйству, как многие другие помещики.
Интересна более объективная оценка скромных «заслуг» Венецианова в карикатурной сфере (основанная на статистике), я ранее читал про это более субъективные мнения, где статистика не приводилась. Поэтому данная статистика была интересна. Но тогда следовало название книги сформулировать точнее, чем это сделано.
Интересна также таблица карьерного роста Венецианова по годам.

7) Глава «Женитьба» (с.20) – на мой взгляд, излишне подробно описаны многочисленные дальние родственники жены (хотя их генеалогическая схема – полезна для интересующихся, но она, почему-то, помещена не по тексту, а через несколько листов – досадная невнимательность при вёрстке книги!). Любой исследователь в ходе исследования обычно накапывает материала больше, чем достойно внимания читателей и нужно уметь отсеять лишнее, не имеющее большого значения. Тут Борис Константинович «пожадничал», благо, за лишние страницы платил не сам…
Интересен портрет жены художника 1815 года, я такой не видел ранее.
Интересен факт выявления хронологической ошибки дочери в её мемуарах, что даёт основания поставить под сомнение и другие её воспоминания.
Интересен анализ отношений Венецианова с женой. Женились по любви, но спустя годы начались трения, охлаждение… Мы видим не лубочную «икону», которую делали из художника советские пропагандисты, а реального человека, как наши современники, у которого не всё в жизни сложилось идеально…
Интересны цитаты Каменской о семье художников, я не помню их у других авторов.
Интересны цитаты из воспоминаний племянника Венецианова о его грусти о жене перед смертью… Опять же, мы видим живого, противоречивого человека, который как бы ни увлекался в жизни другими женщинами, но не мог забыть и ту, с кем родил двоих дочерей и начинал свою семейную жизнь… Чувство одиночества объясняет и желание художника найти в старости другую женщину, что некоторые современные ханжи ставят в упрёк даже не самому Венецианову, а … Виноградову, за то, что посмел открыто написать об этом… Они хотели бы, чтобы художник оставался мёртвой иконой, в которой всё идеально, хоть и безжизненно... ((

О дате рождения Филицаты - вынесено в отдельное сообщение в теме про Венецианово viewtopic.php?p=15890#p15890
Последний раз редактировалось Алексей Крючков 20 ноя 2020, 23:55, всего редактировалось 1 раз.
Причина: сделаны исправления
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Отзыв Анны Корниловой

Сообщение Виноградов » 01 дек 2020, 22:18

Одна из основополагающих книг о художнике - сборник "Венецианов А.Г. Статьи.Письма.Современники о художнике" Л., 1980г.
Автор вступительной статьи и составитель сборника Анна Владимировна Корнилова, венециановед, профессор, доктор искусствоведения прислала отклик на первые впечатления о книге.

"Глубокоуважаемый Борис Константинович! Поздравляю Вас с выходом в свет Вашей замечательной книги "Венецианов в Сафонково". Это монументальный труд, содержащий новый материал и новый взгляд на Венецианова. Именно такая книга давно была нужна, чтобы дополнить и расширить наше представление о художнике и его времени. Кроме того, она написана хорошим русским языком, легко читается, прекрасно издана и богато иллюстрирована. Это то, чего недоставало нашему "венециановедению". Благодарю Вас за присланный экземпляр, буду ещё вчитываться и использовать в лекциях для студентов, безусловно упоминая каждый раз Вас и Ваш существенный вклад в изучение истории русской культуры.
Здоровья Вам и успехов в дальнейших изысканиях.
С уважением - Анна Владимировна Корнилова"
Виноградов
 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 20 сен 2010, 17:47
Откуда: Удомля

Отзыв Лебедева В.А., заслуженного геолога РФ, Ухта

Сообщение Виноградов » 11 дек 2020, 22:21

Будучи неофициальным рецензентом рабочего варианта книги весной 2019 г. при подготовке ее к изданию, уже тогда был поражен размахом натурно-архивных поисков, исследований авторов, скрупулезным подбором фактов для всех значимых обобщений и выводов, ответственным, по-настоящему объективно-научным отношением к избранной теме, далекой еще от полного и окончательного освещения. Изданный вариант книги без сомнения является крупным вкладом в изучение жизни и творчества замечательного и самобытного русского художника А.Г.Венецианова, проведшего значительную часть своей творческой жизни в сельской местности Тверской губернии, отразившего с большой теплотой, романтизмом и реализмом ее природу,нелегкую крестьянскую долю, широту души и красоту простого «чело века от земли»..Без преувеличения Венецианов оказался основоположником нового направления в искусстве, развивал и пропагандировал художественный реализм, проповедовал идеи гуманизма, равенства, духовного возвышения простого подневольного человека, способство-вал развитию его самосознания и стремления к освобождению от крепостных пут.. Его полотна воспевают родную природу, дышат теплотой и состраданием к человеку, зовут в небесные выси, в божественные дали, к совершенству, идеалу и гармонии с природой.. Всё это наглядно отражено и в книге о Венецианове, ибо такие взгляды, убеждения, принципы, любовь к природе, к людям, к высокой облагораживающей истине, к благодарной памяти о прошлом и предшественниках свойственны и авторам исследования о великом художнике..

Несмотря на скромный объем основного текста, книга богата по содержанию, написана простым и ясным языком, читается легко и с интересом, щедро иллюстрирована, захватывает неожиданными поворотами жизненных событий художника, откровением, разгадкой многих тайн сложного деревенского быта и характера Венецианова, жившего на важном историческом переломе Российской империи в канун отмены крепостного права, нарастающей борьбы за свободу и демократическое устройство общества.. Всё это вносило определенную неоднозначность, осложнения и в личную, семейную, общественную, творческую жизнь художника, в отношения с окружающим чиновным людом, подневольными крестьянами, помещиками-соседями, видными собратьями по литературно-художественной сфере..

Здесь уместно отметить и подчеркнуть некоторые особенности нового художественно-научно-исторического исследования творчества А.Г.Венецианова.
Во-первых, это не заурядная и поверхностная биографически-прикладная публикация, а именно научно-исследовательская работа, отражающая все нюансы, обстоятельства, условия жизни, развития, творчества художника от рождения до зрелости и трагической гибели. Здесь проведена многолетняя, поистине титаническая работа по собиранию, доскональному изучению, объективному анализу и обобщению фактического материала, архивных данных, по восстановлению родовых корней самого Венецианова, известных соседних дворянско-помещичьих семейств (Азарьевых, Милюковых, Путятиных, Стромиловых, Рыкачевых, Сназиных и многих других), обследованы почти все места пребывания художника при жизни, учтены воспоминания сельских жителей и дальних родственников, сохранивших память, фотографии, письменные свидетельства о его жизни и творчестве. Это позволило уточнить, конкретизировать многие ранее неизвестные или мало узученные обстоятельства жизни Венецианова, привело к настоящим открытиям (например, взаимоотношений с соседями по имениям, обстоятельств гибели художника, его первоначального погребения)..И это не прос-то голословные утверждения, домыслы, предположения, громкие декларации или традиционные компиляции, как в некоторых предыдущих публикациях о Венецианове, но именно факты, документально подтвержденные почти под каждым словом..

Во-вторых, оригинален сам принцип исследований и изложения материалов: если у некоторых прежних авторов преобладал принцип «О покойном либо хорошо, либо ничего!», вполне допустимый в общественно-бытовом отношении и беллетристике, то в научном исследовании он явно неприемлем и неэффективен, ибо исключает полноту и объективность анализа. Авторы нового исследования о Венецианове сознательно отошли от этого принципа, от создания очередного лубочного портрета художника, от чего книга только выиграла, - образ художника предстает в естественном разнообразии, многоцветии, в противоречии желаний и поступков в непростых, но реальных жизненных обстоятельствах. Согласимся, что идеальных людей в жизни практически не бывает - это скорее плод наших фантазий и желаний, все мы очень разные и непохожие, но каждый человек достигает вершин творчества, любви и счастья в постоянных борениях с обстоятельствами, с самим собой, и ценится по конечным результатам своей деятельности - библейское «по делам их судите их!». Что общий итог творчества художника Венецианова безусловно положителен, поучите-лен, выдающийся и незабвенен, очевидно..И то, каким трудом, напряжением, усилиями воли, характера и таланта он был достигнут в те непростые времена, не только не умаляет досто-инств художника, но вызывает уважение и восхищение..Такие люди остаются достойным примером для подражания на все времена..Тут уместны несколько перефразированные слова другого светоча русской культуры, великого поэта А.С.Пушкина: «И долго будет тем любезен он народу, что чувства добрые он в людях пробуждал!» Полотна Венецианова и в наши дни никого не оставляют равнодушными, возвышают душу, зовут к состраданию и совершенству, к единению и гармонии с природой..

В-третьих, самостоятельная глава книги (гл.6 - почти треть содержательного текста) посвящена памяти потомков о художнике и нынешнему состоянию памятных Венециановских мест (сел, деревень, церквей с его росписью, погостов, ландшафтных уголков и красот Удомельского и соседних районов, побуждавших творца к написанию картин) с подробным представлением их схем, фотографий, самих полотен художника. Это неисчерпаемый кладезь добротной фактуры, который может служить побуждающим мотивом для дальнейших исследований творчества Венецианова, его коллег, учеников и последователей. Такая глава вполне уместна в научно-исследовательской монографии и вводит в научный оборот новый информационный пласт фактического материала, сохраняет его для потомков и всех неравнодушных к искусствоведению специалистов. К ней тесно примыкают пространные примечания почти к каждой главе основного текста (стр.383-410), специальные хронологические и архивные приложения (№ 1-14) и критический обзор прежних публикаций о Венецианове с указанием погрешностей и неточностей в связи с обнаружением новых материалов и свидетельств (прил.15). Думается, ничего оскорбительного и унизительного для авторов указанных неточностей в том нет,- это гражданский долг каждого порядочного, объективного исследователя.

В-четвертых, новая монография о творчестве А.Г. Венецианова богато иллюстрирована, что значительно расширяет наглядность, зрительное восприятие материалов, дает дополни-тельный импульс воображению каждого, знакомит хотя бы в общем виде с основными полотнами художника. Основой многих иллюстраций служат оригиналы картин Венецианова и его учеников в Тверской областной картинной галерее, в музеях Москвы и Петербурга. Тиражирование их в открытой, обшедоступной печати служит пропаганде и популяризации творчества великих художников. Из общего добротного иллюстративного ряда выбиваются, пожалуй, только рукотворные авторские схемы венециановских селений и погостов (глава 6), не отвечающие высоким эстетическим требованиям. Хочется пожелать авторам на будущее относиться к таким иллюстрациям строже и не гнушаться их переоформлением профессиональными чертежниками, тем более, что добровольные помощники в этом деле найдутся и среди близких друзей, коллег главного автора книги - Б.К.Виноградова..

В заключение отмечу еще раз высокий профессионализм составителей книги, их добросовестность, неутомимую исследовательскую энергию, результатом чего явилась очень полезная, интересная, во многом новая и разносторонняя характеристика жизни и творчества большого художника А.Г.Венецианова, передающего нам из прошлого мощный импульс добра, любви и красоты, доступный теперь всем заинтересованным читателям и специалистам..
По всем параметрам книга достойна представления на областной литературный кон-курс 2021 г. и займет на нем, полагаю, далеко не последнее место..
Республика Коми. г.Ухта. Лебедев В.А. - заслуженный геолог Российской Федерации,
10 декабря 2020 г. Лауреат Государственной премии СССР 1978 г.
ветеран труда, пенсионер федерального уровня.
Виноградов
 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 20 сен 2010, 17:47
Откуда: Удомля

Колхоз Венецианова: землевладения, крепостные, переезд

Сообщение Алексей Крючков » 26 дек 2020, 11:40

1) Анализ землевладений Венецианова вынесен в отдельное сообщение в теме про Венецианово - viewtopic.php?p=15893#p15893

2) Следующий вопрос, рассматриваемый в книге, я разбираю в своём сообщении в теме про Венецианово -
Когда Венецианов переехал жить из Тронихи в Сафонково?

3) Завершает рассмотрение главы о покупке имения Венециановыми статья о числе крепостных у художника, разбирающая многочисленные ошибки Виноградова в этом вопросе - viewtopic.php?p=16005#p16005
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

глава о соседях - помещиках

Сообщение Алексей Крючков » 29 дек 2020, 10:51

С интересом, но бегло прочитал главу о соседях – помещиках. Помня, что процентов 30 написанной информации может быть не достоверной...
С одной стороны – хорошо, что такой обзор хоть кто-то сделал. О Венецианове писали ранее так, словно он жил в вакууме со своими крестьянами, и со злым Милюковым где-то в Островках, по соседству. А вокруг – пустыня, леса, болота… Ан, нет! Оказалось, были и другие соседи, помимо Милюковых, Мачихина и вредного Притупова. Были, общались, встречались, вели дела, отмечали праздники и ссорились из-за долгов до суда… Поэтому в целом обзор интересный, для краеведа.

А с другой стороны, где-то на двадцатом семействе соседей голова путается и возникает вопрос: а какое отношение эти люди имеют к Венецианову? Все эти Березины, Колокольцевы, Корсаковы... Ну, жили рядом, может, встречались иногда, в церкви или в гостях у кого-то, но это были мимолётные контакты. Стоит ли из-за них исследовать генеалогию этих семейств и утомлять ею читателя? Глава написано тяжелым слогом, путанно, как рабочий конспект автора, написанный "для себя".

И это - одна из ловушек для исследователя: уметь отсеять лишнее, второстепенное для массового читателя, и оставить эту вспомогательную рабочую информацию «за кадром» конечной публикации, в своих черновиках, наработках, чтобы оставшееся выглядело интереснее и понятнее. "Сжать" публикуемую информацию и отсеять мало значительное. «Жадность» автора приводит к тому, что в книгу (или выступление) тащат всё подряд, что изучили, как Плюшкин в свою каморку, и быстро забивают этим голову читателя (или слушателя). Этим страдают многие исследователи и мне кажется, здесь этот недостаток вполне проявился, хотя в целом задумка была неплохая и до Виноградова такой широкий обзор, кажется, не делал никто.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Глава «Образ жизни в деревне»

Сообщение Алексей Крючков » 02 янв 2021, 10:51

1) Трактовка мотивов покупки имения – дело недоказуемое, каждый может думать по-своему. Но утверждение о том, что «продажей картин он не мог обеспечить себя, тем более - семью» - очень спорное. Ведь обеспечивал же он до того себя своей работой? И обеспечивали себя и свои семьи другие художники, добившиеся известности? Да и сам Виноградов пишет (с.87), что в 1819-24 за несколько портретов Венецианов получил около 7000 рублей - это почти половина стоимости его имения! Да и позже Венецианов рвался обратно в СПб, на профессорскую должность. Поэтому он вполне мог бы жить в столице, как многие другие. Но жизнь там стоила дороже, чем в деревне (аренда жилья, продукты, транспорт). Я думаю, что он просто захотел отдохнуть от собственного труда по зарабатыванию денег, а захотел, чтоб крестьяне за него поработали. Решил перейти из статуса мастера в статус предпринимателя.

2) «Ведомости Дубровской церкви» правильнее называть «Исповедными ведомостями». Сохранились они не как пишет Виноградов, цитируя (без кавычек, как бывает часто у многих местных авторов) и без проверки фрагмент из статьи Е.К.Мроз (с.76 издания Тверской галереи): «с 1818 и, начиная с 1822 за все последующие годы», а, как минимум, за 1816-1825, 30-й и 40-й. Всё. Сразу видно, что Виноградов сам эти ведомости не видел. Может, в ГАТО есть ещё за какие-то годы, не знаю, но копии этих лет мы смотрели у мормонов. Юренев, может быть, видел и за другие годы, не сохранившиеся доныне. По ИВ этих лет Венецианов не был на исповеди в Дубровском «за отлучкою» только в 1830г.

3) Про периоды жизни Венецианова в деревне. Виноградов явно упускает начальный период (с сентября 1815, с момента покупки имения, до увольнения с работы в 1819г) – в этот период он жил в Тронихе в короткий «отпускной период» и никакими хозяйственными вопросами всерьёз заниматься ещё не мог. Я бы не объединял его со следующим периодом, когда художник, став свободным от должности, смог поселиться в деревне и целиком заняться хозяйственными вопросами в своём имении.

Уклад жизни.
1) А вот перечисление хозяйственных улучшений, сделанных Венециановым в Сафонково, очень хороший вопрос, освещённый Виноградовым. Поскольку до него жизнь Венецианова рассматривали только искусствоведы – рассуждая о его картинах. А ведь он был не только художником! У него был целый «колхоз» в подчинении! И как он им командовал, разве не интересно? Осушение части болота, устройство дорог на Дубровское и Микашиху, строительство моста через Дудиху – всё это отмечено, кажется, впервые. А я позже добавлю ещё кое-что, что и Виноградов не заметил…

2) Отмечу ошибку Виноградова, «сделавшего» старостой Дмитрия Кондратьева из Шишелово с 1833 до 1836г. Дмитрий Кондратьев умер от простуды 30.01.1833 (по МК), поэтому в указанные годы старостой быть никак не мог.

3) Очень не удобно то, что примечания к тексту сделаны без указания страниц. Сложно и долго искать их, поэтому большинство читателей читать их не станут. Лучше бы автор делал примечания внизу текста.

4) Понравилось, что Виноградов обратил внимание на приукрашивание жизни крестьян в мемуарах дочери художника. Другие авторы вслед за дочерью идеализировали Венецианова и быт его крестьян. А ведь тяжёлые условия жизни крепостных (эксплуатация) – основа их конфликта с землевладельцами. Дочь тоже жила за счёт труда крепостных, поэтому была заинтересована оправдывать отца и эксплуатацию.

5) Очень ценны записанные Виноградовым воспоминания Кузнецова рассказов предков о Венецианове, как о хозяйственнике. Это уникальное свидетельство.

Общение.
1) Ошибка в ссылке на письмо: письмо №17 датируется 1830-м годом, а не 25.12.23. Эта дата относится к письму №7.

2) Ценно, что Виноградов отметил сложный характер художника. У нас чаще идеализируют его, как икону, хотя даже по его многолетнему конфликту с Академией, в жертву которому он принёс благосостояние своего имения, виден непростой, конфликтный характер художника.

3) Очень понравился анализ писем Венецианова о том, как в них он называет простых крестьян, что тоже разрушает слащавый образ «доброго барина», созданный при «соцреализме». Да, некоторым авторам реальный образ не нравится. Но вера и наука – всё-таки разные ипостаси. Хочешь верить в выдуманный образ – верь, но не утверждай, что так всё и было, не называй себя "краеведом".

В подглавке «Просвещение» дан интересный обзор отношения Венецианова к знаниям в разных сферах жизни. Отмечена его любознательность, с одной стороны, а с другой – невысокая грамотность как в русском языке, так и во многих сферах хозяйственной деятельности, поверхностность. То есть, Венецианов предстаёт реальным человеком, со своими достоинствами и слабостями, а не как идеализированная икона.

Медицина. Для местечковых графоманов в любом районе свойственно плохо знать общую историю и поэтому всё что можно «притягивать за уши» к своей деревне. Так и у нас часто происходит. Я уже писал ранее о фантазиях некоторых доморощенных «историков» о «врачебной» деятельности Венецианова (viewtopic.php?p=10066#p10066) Все эти фантазии основывались на одной-единственной фразе в мемуарах дочери. И Виноградов хорошо разбирает необоснованность подобных фантазий. Да, в случае массового заболевания его дворовых крестьян (что случалось нередко в те годы) барину приходилось организовать уход за больными. Но называть это «больничкой» - явное преувеличение дочери и отсутствие критического подхода у подобных «краеведов». Виноградов подробно разбирает фразы из писем Венецианова на эту тему, полностью разбивающие инсинуации подобных авторов-выдумщиков.

«Гости» - собраны полезные сведения, ранее почти нигде не освещённые, о круге общения Венецианова здесь и о его поездках.

«Нравственные принципы» - неплохо показана противоречивость характера Венецианова, ставшая причиной его многочисленных конфликтов в жизни. Он предстаёт реальным, живым человеком, в отличие от культивировавшегося в советские годы идеализированного образа. В самом деле, если взять даже хорошо известных нам современников, о которых спорят, то при объективном взгляде мы увидим как их достоинства и заслуги, за которые их хвалят одни, так и их недостатки, за которые их ругают другие.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Глава «Мастерская художников в Сафонково»

Сообщение Алексей Крючков » 02 янв 2021, 15:33

Глава «Мастерская художников в Сафонково» повторяет почти слово в слово ранее уже опубликованный абзац с ошибочным тезисом о переезде Венецианова в Сафонково к 1821 году.

Плохо то, что иллюстрации в книге оторваны от текста. А ряд упомянутых в тексте картин вообще не показаны, и ладно бы, если бы были не показаны известные картины, а то и не известные - тоже. Зачем читателю рассуждения о картине, которую он не видит?

Очень полезными показались сведения о ценах того времени, сколько стоили крепостные, сколько зарабатывали за год на тех или иных должностях. Это позволяет оценить огромные долги, накопленные Венециановым – до 14000 руб., тогда как на проживание в Берлине стажёрам платили всего по 200 руб. на год!

Но в целом эта глава является конспектом из чужих цитат. Скорее искусствоведческой, чем краеведческой. Хотя выводы о преувеличении биографами числа учеников и значения «школы» - интересны, хоть и не оригинальны.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Героини картин Венецианова: Параня, Капитошка, Настя

Сообщение Алексей Крючков » 07 янв 2021, 19:13

1) Начинаю разбор главы "натуры картин А.Г.Венецианова" со статье о "Паране со Сливнева", где разбираю заочный "спор" Виноградова с Архангельским и дополняю их теми находками, которые они оба не нашли...

2) О картинах с изображением Капитолины и Насти Назаровых я написал свой разбор в теме о Венецианово, поскольку эта информация более долгосрочная по значению, чем отзыв на конкретную книгу.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Об авторах и издателях

Сообщение Алексей Крючков » 18 янв 2021, 11:47

Некоторые перипетии с изданием этой книги навеяли мысли о смежной теме - о деньгах на издание книг, о предпринимательстве в издательстве, о бюджетном (спонсорском) дотировании издательства книг, об объективной необходимости разделять работу авторскую и издательскую. См. здесь: viewtopic.php?p=16057#p16057
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Крестьянские герои картин Венецианова

Сообщение Алексей Крючков » 22 янв 2021, 20:31

В теме про Венецианова я добавил статьи о некоторых других героях картин Венецианова, разбирая книгу Б.К.Виноградова:
1) О судьбах дворовых женщин,
2) О браках у обычных крестьян Венецианова,
3) О рекрутах помещика Венецианова,
4) О Захарке Федулове,
5) О Васютке с Максихи,
6) Об Анисье Николаевой,
7) О Пелагее Ивановой.
К сожалению, каждая из этих тем даёт очень много поводов для критики главы книги Б.К.Виноградова "Натуры картин А.Г.Венецианова"...
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Главы "Признание художника" и "Величие мастера"

Сообщение Алексей Крючков » 27 янв 2021, 12:35

Про остальную часть главы «Натуры картин А.Г.Венецианова"

Про дворян с картин Венецианова я комментировать не могу, т.к. не изучал этот вопрос. Но на основании ранее обнаруженных и описанных мною многочисленных ошибок Виноградова, я не доверяю процентов на 30-50 достоверности информации Виноградова и по другим темам.
«Утро помещицы», написанное в 1823г, никак не могло быть написано в Сафонково по причине отсутствие дома там в те годы. Это говорит о слабости всех «аргументов» Б.К. за эту версию.
«Гумно» - Агап Богданов не мог быть изображён на этой картине (датируемой 1824 годом), поскольку по МК он родился 5 марта 1825 года . Виноградов не изучал ни метрики, ни РС, ни ИВ, поэтому его собственные утверждения по биографиям крестьян, как правило, недостоверны. То же касается, как я уже писал, и этюда «Голова крестьянина» (1825г).

«Признание художника»
К сожалению, автор пишет одно и то же в тексте главы (с.100) и в примечании 2 на с.389, то есть, редактура текста – слабая, допускающая повторы. Кроме того, вынесение в примечание важной информации по теме главы – не удобно и ничем не оправдано.
В то же время для меня был интересным рассказ о 5 уровнях художников по Академическим правилам, и что уровень Венецианова был лишь вторым. Я этого не знал до Виноградова, понимая слово «Академик» более значимо.
Также мне были интересны факты отказа художнику в соискании им звания «советника живописи» (3-я ступень в Академии Художеств) и как власти обошли его признанием в ряде других случаев в конце 1830-х годов.
Однако, пространный рассказ автора о попытках Венецианова получить это звание – не соответствует заголовку книги и слишком расширяет её реальную тематику (в отличие от заявленной в названии книги). Надо было тогда название книги формулировать точнее, или отбрасывать то, что не соответствует заявленной тематике.
Таким же не оправданным отступлением кажется подробный рассказ о Свиньине. Автор, как и большинство краеведов, не умеет отсечь лишнее из материала, собранного им при подготовке к изданию.
Вообще, данная глава – больше искусствоведческая, чем краеведческая, и на мой взгляд автор напрасно отошёл от той тематики, которую более-менее знает, в сферу чистого искусствоведения и истории искусства, в которой он не столь силён.

Глава «Величие мастера»
Это 7-страничный реферат из чужих рассуждений о картинах художника. На мой взгляд, это тоже не краеведческая работа, а искусствоведческий конспект, и полезность этой главы определяется разве только тем, что местным читателям многие первоисточники сейчас труднодоступны. Но это разные жанры в одной книге – краеведение (где важны факты о местном) и искусствоведение (где главное – рассуждения, «анализ» того, что любой зритель и сам может увидеть на картине, хотя и не каждый может понять… В этой главе краеведения нет совсем.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

След.

Вернуться в Краеведческая литература по уезду и сайты. Анонсы, отзывы, обсуждение.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot], Yandex [Bot] и гости: 4